Любовь Ишутина
Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в космос»
Квест–игра
для детей старшего дошкольного возраста
на тему
«Путешествие в космос»
«Путешествие за Лучиками Солнца»
Воспитатель: Ишутина
Любовь Борисовна
Вид деятельности: познавательно-исследовательский
Применяемая технология: квест-игра с нестандартными ситуациями
Цель:
Публикация «Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста „Путешествие в космос“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Квест-игры
- Космос. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Развитие интереса детей к космосу через уточнение и закрепление представления о космосе через построение образовательной деятельности в форме игры, при которой дети являются активными участниками в процессе проблемно-обучающихся ситуаций.
Задачи:
Образовательные:
-Расширение и закрепление знаний детей о космосе и планетах Солнечной системы;
Развивающие:
- Развитие воображения, фантазии и творческой активности;
- Активизация словарного запаса по теме;
- Развитие двигательно-игровой активности;
Воспитательные:
-Воспитание чувства ответственности, взаимопомощи;
- Создание положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»
Методы и приемы:
Проблемно-поисковый, наглядный, словесный, игровой, прием эмоциональной заинтересованности
Оборудование:
Аудио-материалы:
- сигнал SOS;
- Музыка Евгения Крылатова из х/ф «Гостья из будущего»;
- песня «Дорога к солнцу», музыка: К. Брейтбург-младший, слова: А. Кавалерян
Видео/фото-материалы:
- видео полета космического корабля; движения космического мусора в космосе; приближения крупного метеорита; звездного неба;
- фото-изображения разного по яркости Солнца, планет Солнечной системы (8); заброшенного космического корабля/космической станции; ракеты, или шаттла, космической станции, искусственного спутника; созвездий Большая и Малая Медведица, Кассиопея и Орион; всех планет Солнечной системы
Игровой материал:
- «Выбери космический транспорт» (картинки с изображением различных транспортных средств);
- «Собери пазлы чистого космоса» (разрезные картинки чистого космического пространства и с «космическим мусором»);
- 3 обруча, мячи небольшого размера;
- фото ребусов (космонавт, ракета, космос);
- карточки (3-4 набора) с изображением последовательности сборки ракеты;
- схемы созвездий Большая и Малая медведица, Кассиопея и Орион, вырезанные звезды.
Предварительная работа:
Чтение энциклопедической литературы, рассматривание энциклопедий о космосе, чтение художественной литературы о космосе: «Незнайка на луне» Н. Носова, чтение стихотворений о космосе, оформление выставки творческих работ «Космический корабль», беседа «Что такое Космос?»
Работа с родителями:
Чтение детям информации из энциклопедической литературы, рассматривание ночного неба, беседа о космосе, изготовление поделок совместно с детьми на тему «Космос»
Ход игры:
В: На какой планете мы с вами живем? (Мы живем на планете Земля). Как можно назвать людей, живущих на планете Земля? (Земляне) Как и на чём люди Земли любят путешествовать? (Ходить пешком, ездить на поезде, летать на самолетах, плыть на пароходе)
(Звучит запись сигнала SOS)
В: Это сигнал (это слово) SOS. Кто-нибудь из вас знает, что обозначает такой сигнал (такое слово? (Кому-то нужна помощь).
(Запыхавшись, вбегает инопланетянин)
Инопланетянин: Спасите! Спасите! Космические пираты похитили Лучики Солнца, и на наших планетах стало темно и холодно. (На экране транслируется изображение бледного Солнца)
В: Как Вам помочь?
Инопланетянин: Вы, правда, нам поможете? (Да) Космические пираты спрятали Лучики Солнца на разных планетах и нужно пройти испытания, чтобы найти Лучики Солнца.
В: Ну что, ребята, поможем? (Да)
Инопланетянин: На каждой планете Вы найдете космические станции, На них и надо искать Лучики Солнца. Начинайте с самой дальней планеты от Солнца. А мне пора улетать, чтобы сообщить всем жителям космоса, что теперь Солнце не будет светить и греть, как прежде.
(Инопланетянин уходит)
В: Знаете ли вы, что такое планеты? Это огромные шары, которые словно бы висят в космическом пространстве. Планеты, которые вращаются вокруг нашего Солнца — нашей звезды — называют Солнечной системой. Сколько всего планет в Солнечной системе? (восемь). Назовите их по порядку от Солнца (Дети называют планеты и расставляют их на панно: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).
В: Итак, на какую планету нам надо отправиться в первую очередь? (на самую дальнюю от Солнца, Нептун).
В: Все готово для полета___ руки вперед, вверх
Ждут ракеты всех ребят___руки вместе над головой
Мало времени для взлета___шагаем на месте
Космонавты встали в ряд___прыжок, руки вверх, хлопок
Поклонились вправо, влево___наклоны
Отдадим земле поклон___наклоны вперед
Вот ракета полетела___прыжки на двух ногах
Опустел наш космодром___присели
В: - К старту все готовы? Пристегнуть ремни! Включить зажигание! Начинаем отчет - 1, 2, 3, 4, 5 – пуск!
(Звучит музыка Е. Крылатова из х/ф «Гостья из будущего», на экране транслируется фрагмент видео полета космического корабля, затем на экране появляется изображение планеты Нептун. )
В: Как называется планета? (Нептун) Что мы с Вами знаем об этой планете? (самая дальняя от Земли планета Солнечной системы, Нептун был посещён лишь одним космическим аппаратом, «Вояджером-2», «ледяная» планета, нет кислорода, состоит изо льда и камня и т. д. ).
В: Смотрите, что это? (на экране появляется изображение заброшенного космического аппарата – космической станции). Космическая техника нужна космонавтам (и не только космонавтам) для разных дел (рассказ можно сопровождать показом соответствующих картинок):
• чтобы летать в космос (например, на ракете или шаттле — это такой космический корабль, который похож на самолёт, но самолёт, в отличие от шаттла, не может вылететь в космос,
• чтобы проводить в космосе научные исследования и разные эксперименты (например, космическая станция — специальный космический дом на орбите Земли, в котором космонавты живут и работают,
• чтобы помогать людям не только в космосе, но и на Земле (например, искусственные спутники — такие технические приспособления, с помощью которых работают наши мобильные телефоны, автомобильные навигаторы, спутниковое телевидение, учёные наблюдают за погодой.)
(На столах хаотично разложены картинки с изображением различных транспортных средств).
В: Перед Вами изображения различных технических и транспортных средств. Выберите из них только те, которые могут передвигаться в космосе.
(Дети выбирают и откладывают в сторону нужные картинки. В случае ошибки воспитатель объясняет и исправляет).
(По окончании задания на экране транслируется изображение солнца, которое стало светлее и дети, как правило, сами это замечают)
В: Лучик Солнца освобожден для планеты Нептун.
В: Пристегнуть ремни! Включить зажигание! К какой планете держим курс? (Уран)
(Звучит музыка, на экране транслируется фрагмент видео полета космического корабля, затем на экране появляется изображение планеты Уран. )
В: Что мы с Вами знаем об этой планете? (Уран стал первой планетой, обнаруженной при помощи телескопа, самая холодная планета, недра состоят изо льдов и горных пород, «ледяная» планета, нет кислорода, не имеет твердой поверхности).
(На экране транслируется фрагмент видео движения космического мусора).
В: Что это такое? (Космический мусор). Нужно очистить нашу Галактику от мусора, собрав ее изображение без космического мусора.
(Игра «Разрезные картинки»: перемешаны «пазлы» картинок «чистого» космического пространства и Галактики с мусором. Необходимо правильно отобрать только «пазлы» космического пространства без космического мусора и собрать картинку).
(По окончании задания на экране транслируется изображение солнца, которое стало еще светлее и ярче)
В: Лучик Солнца освобожден для планеты Уран.
В: Пристегнуть ремни! Включить зажигание! К какой планете держим курс? (к Сатурну).
(Звучит музыка, на экране транслируется фрагмент видео полета космического корабля, затем на экране появляется изображение планеты Сатурн. )
В: Что мы с Вами знаем об этой планете? (Сатурн имеет заметные кольца, они состоят из миллионов ледяных глыб, состоящей главным образом из частичек льда который кладут в бокал; другие величиной с автомобиль. На Сатурне дуют сильные ветра, на планете наблюдаются полярные сияния, подобные которым не наблюдались ни на какой другой планете в Солнечной системе и т. д. )
(Игра «Это правда или нет?»: При правильном слове дети могут хором говорить «да» или хлопать, при неправильном — «нет» или топать)
В: Космос — это пространство, в котором находятся:
Планеты?. Космонавты?. Игрушки?. Конфеты?. Метеориты?. Подушки?.
Черепахи?. Звёзды?. Кометы?. Спутники?. Качели?. Ракеты?.
Котлеты?. Ботинки?. Солёные огурцы?.
В: Лучик Солнца освобожден для планеты Уран.
В: Пристегнуть ремни! Включить зажигание! К какой планете теперь держим курс? (к Юпитеру).
(Звучит музыка, на экране транслируется фрагмент видео полета космического корабля, затем на экране появляется изображение планеты Юпитер. )
В: Что мы с Вами знаем об этой планете? (Юпитер - крупнейшая планета Солнечной системы, иногда ее можно увидеть невооруженным глазом, нет твердой поверхности, газовая планета и др. )
(На экране транслируется видео приближения крупного метеорита)
В: Внимание! Внимание! К нам что-то приближается. Что это такое? (Это метеорит) Что Вы знаете о метеоритах? (воздушный камень, метеоритов могут быть очень легкими и очень-очень большими и тяжелыми)
(Игра «Собери метеориты»: по сигналу воспитателя дети собирают мячи в обручи, которые лежат на полу – ловушки для метеоритов. Одна команда собирает мячи в синий обруч, другая - в красный. В каком обруче больше мячей – «метеоритов», та команда и выиграла. )
(По окончании задания на экране транслируется изображение солнца, которое стало еще ярче)
В: Лучик Солнца освобожден для планеты Юпитер.
В: Пристегнуть ремни! Включить зажигание! К какой планете теперь держим курс? (к Марсу).
(Звучит музыка, на экране транслируется фрагмент видео полета космического корабля, затем на экране появляется изображение планеты Марс. )
В: Что мы с Вами знаем об этой планете? («красная планета» из-за красноватого оттенка поверхности, на Марсе видны вулканы, долины, пустыни и даже ледниковые шапки, похожие на земные и пр. )
(На экране поочередно транслируются ребусы)
В: Посмотрите! Что это? (послание инопланетян) Как вы думаете, что нужно сделать? (нужно их отгадать). Что же это значит? (космонавт, ракета, космос; «космонавт летит на ракете в космосе»)
В: А каждый ли человек может стать космонавтом? (нет) Каким должен быть человек, чтобы стать космонавтом? (смелым, здоровым, крепким, сильным, умным, с хорошей памятью, веселым и пр. )
В: Что нужно делать человеку, чтобы быть крепким и сильным? (делать зарядку, заниматься спортом).
«Космонавты»
Будем очень мы стараться
(дети делают рывки согнутыми руками перед грудью)
Дружно спортом заниматься
Бегать быстро, словно ветер;
(Бег на носочках)
Плавать лучше всех на свете
(делать гребки руками)
Приседать и вновь вставать
(приседание)
И гантели поднимать
(выпрямить согнутые руки вверх)
Станем сильными и завтра
Всех возьмут нас в космонавты
(руки на поясе)
(По окончании задания на экране транслируется изображение солнца, которое стало очень ярким)
В: Лучик Солнца освобожден для планеты Марс.
В: Пристегнуть ремни! Включить зажигание! К какой планете теперь держим курс? (к Земле).
(Звучит музыка, на экране транслируется фрагмент видео полета космического корабля, затем на экране появляется изображение планеты Земля. )
В: Что мы с Вами знаем об этой планете? (единственная планета, заселенная живыми организмами, «голубая» планета, этот цвет придают окружающая ее атмосфера и мировой океан, имеет континенты, острова, реки, озера, подземные воды, льды и пр. ) Знаете ли Вы, как называется спутник Земли? (Луна)
В: Как добраться до Луны? (Полететь на ракете) А где взять ракету? (Построить).
(На столе лежат карточки трех/четырех цветов (в зависимости от количества детей) рубашками вверх и детям предложено выбрать любую из них и разделиться на группы по цвету карточки. Каждая группа должна договориться и выложить из карточек последовательность строения своей ракеты).
(По окончании задания на экране транслируется изображение солнца, которое стало еще ярче)
В: Лучик Солнца освобожден для планеты Земля.
В: Пристегнуть ремни! Включить зажигание! К какой планете теперь держим курс? (к Венере).
(Звучит музыка, на экране транслируется фрагмент видео полета космического корабля, затем на экране появляется изображение планеты Венера. )
В: Что мы с Вами знаем об этой планете? (Венера считается «сестрой» Земли, изредка Венера видна невооружённым глазом и в светлое время суток, самая яркая, самая горячая планета в Солнечной системе. На её поверхности жарче, чем внутри раскаленной печки. Укутана слоем плотных непрозрачных облаков, которые закрывают поверхность планеты от прямой видимости. На поверхности есть горы и равнины, часто происходят извержения вулканов и др. )
(На экране транслируется фрагмент видео о звездном небе, а затем поочередно картинки созвездий Большая и Малая медведицы, Кассиопея и Орион, которые будут выкладывать дети).
(Детям предлагается выложить созвездия из звезд, вырезанных из бумаги. Воспитатель делит детей на 4 подгруппы и каждой из них выдает схему созвездия)
В: Сложим картинки. У нас есть звезды, из которых надо сложить созвездия и назвать их.
(По окончании задания на экране транслируется изображение солнца, которое стало еще более ярким)
В: Лучик Солнца освобожден для планеты Венера
В: Пристегнуть ремни! Включить зажигание! К какой планете теперь держим курс? (к Меркурию).
(Звучит музыка, на экране транслируется фрагмент видео полета космического корабля, затем на экране появляется изображение планеты Меркурий. )
В: Что мы с Вами знаем об этой планете? (ближайшая к Солнцу планета Солнечной системы, планету можно увидеть только после захода солнца или до восхода солнца, обычно в сумерках, внешне похожа на Луну, температура поверхности меняется в дневное время больше, чем на любой другой планете Солнечной системы).
В: Закончите фразу: «При солнышке тепло, а при матери … (добро). Что это значит? (Мама, как солнце, окружает теплом, заботой и сочувствием, добротой, поддерживает. Самое прекрасное слово на земле - мама!)
В: Худо лето, когда … (солнца нету). Когда так люди говорят? (Солнце для всех одинаково оно разливает свет. Может солнце порадовать своими благодеяниями, а может и «показать характер» — обездолить засухой, неурожаем).
(По окончании задания на экране транслируется изображение солнца, которое стало еще более ярким)
В: Лучик Солнца освобожден для планеты Меркурий
В: Перед Вами выстроились все планеты. (Воспитатель показывает на экран, на котором изображены все планеты)
В: Каждая планета имеет свой размер. Расположим их в соответствии с размером, используя предметы: перец горошком, крупная черника, маленький помидор (Черри, горошина, арбуз, большой грейпфрут, яблоко, лайм.
(По итогам выполнения задания на экране изображение-подсказка, на котором планеты представлены вышеперечисленными предметами)
В: Проверьте правильность задания. Ура! Все сделано верно!
(По окончании задания на экране транслируется изображение яркого Солнца)
(Звучит аудиозапись бортового компьютера: Внимание, внимание! Все планеты спасены. Спасибо Вам будущие космонавты. Вы можете следовать по маршруту на планету Земля. А в группе вас ожидает приятный сюрприз – настоящая еда космонавтов. Вам необходимо подкрепиться после долгого пребывания в путешествии за Лучиками Солнца)
Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше космическое путешествие. Вы отличные путешественники, а еще вы надежные и отважные товарищи. Вы не побоялись трудностей и пришли на помощь космическим жителям.
(Звучит песня «Дорога к солнцу», музыка: К. Брейтбург-младший, слова: А. Кавалерян)
Рефлексия
(На доске прикреплен круг от Солнца, детям раздаются лучи желтого и синего цвета. Лучи нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – «мне очень понравилось занятие», синий – «у меня грустное настроение, я устал»)