Тагаева Дарья
Курсовая работа «Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством художественной деятельности в УДО»
▼ Скачать + Заказать документы
Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством художественной деятельности в Учереждении Дошкольного Образования
Введение
В Законе «Об образовании» отмечается, что художественное образование и эстетическое воспитание детей осуществляются посредством реализации образовательных программ в области искусств. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства направлена на сохранение и развитие сложившейся в России системы образования в сфере культуры и искусства, эстетического воспитания. Актуальность исследования также обусловлена введением Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС, в которых художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста рассматривается, как целая образовательная область и направлена всестороннее, гармоничное развитие личности.
Публикация «Курсовая работа „Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством художественной деятельности в УДО“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Рефераты и курсовые по дошкольному образованию, педагогике
- Старшая группа
- Темочки
Рост интереса к проблеме художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения находит отражение и в научной литературе по педагогике, искусствоведению и психологии. Обычно авторы опираются на разработанные ранее, и уже ставшие классическими, представления известных педагогов о развивающей функции средств эстетического воспитания, которые используются при ознакомлении детей с различными видами искусства. Среди таких работ можно назвать исследования Э. Б. Абдуллина, Е. И. Артамоновой, Т. И. Баклановой, Н. А. Ветлугиной, Т. Г.
Казаковой, Т. С. Комаровой, Б. Т. Лихачева, Г. П. Новиковой, А. И. Савенкова, Н. П. Сакулиной и пр.
Психологическое обоснование использования искусства в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста с опорой на теоретические положения о путях становления и развития общих и специальных психологических механизмов ориентации в условиях освоения художественно-эстетической деятельности находит свое отражение в трудах Б. Г. Ананьева, JI.C. Выготского, П. Я. Гальперина, Е. И. Игнатьева, B.C. Кузина, Б. М. Теплова, Д. Б. Эльконина, П. М. Якобсона и др.
Также авторы рассматривают проблему использования искусства в качестве средства художественно-эстетического воспитания дошкольников с позиции воспитания у ребенка чувств и понимания приемов художественной выразительности. Отражение указанной позиции имеет место в трудах В. Н. Шацкой, Е. А. Флериной, А. П. Усовой, Н. А. Ветлугиной,
H.П. Сакулиной, Т. С. Комаровой, Г. П. Новиковой и др. В работах этих исследователей отмечено, что чем раньше начнется работа по приобщению детей к художественной деятельности, тем эффективнее будет ее воздействие по причине достаточно высокой восприимчивости органов чувств в детском возрасте.
Несмотря на исследование данной проблемы и на теоретическом, и на практическом уровне, в педагогической практике сложилось явное противоречие между необходимостью осуществлять эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством художественной деятельности в учреждениях дополнительного образования и недостаточной разработанностью условий решения данной проблемы.
Выявленное противоречие обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы «Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством художественной деятельности в УДО».
Проблема: из выявленного противоречия нами сформулирована следующая проблема выпускного квалификационного исследования.
Каковы педагогические условия эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством художественной деятельности в УДО?
Цель исследования - выявление педагогических условий эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством художественной деятельности в УДО.
Объект исследования - процесс эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством художественной деятельности в УДО.
Предмет исследования – педагогические условия эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством художественной деятельности в УДО.
Гипотеза исследования – эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством художественной деятельности в УДО будет успешным при соблюдении следующих педагогических условий:
осуществляется изучение и учет уровня эстетической воспитанности детей старшего дошкольного возраста;
реализуются занятия художественной направленности, направленные на эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1) определить понятие и сущность эстетического воспитания;
2) рассмотреть особенности эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
3) проанализировать художественную деятельность как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
4) определить и экспериментально проверить педагогические условия эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством художественной деятельности в УДО.
Методы исследования - теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы, изучение передового педагогического опыта и методической литературы по проблеме исследования, тестирование, наблюдение, эксперимент.
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения и приложений. Список литературы включает 21 источник.
Теоретические основы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством художественной деятельности
Понятие и сущность эстетического воспитания
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, целях изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д. Дидро и Н. Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.
Д. С. Лихачев подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие часто обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться искаженные представления о жизни, ценностях, идеалах. Д. С. Лихачев, также как и многие другие педагоги, и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.
Ветлугина Н. А. говорит об эстетическом воспитании, как о развитии способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей. По мнению Сластенина В. А. эстетическое воспитание - это способности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности.
Понятие эстетическое воспитание органически связано с термином эстетика, который обозначает науку о прекрасном. Эстетическое воспитание - воспитание способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и искусстве.
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, их настроение, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании.
В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует эстетико-ценностную ориентацию личности, развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.
Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру.
Задачи эстетического воспитания можно разделить на две группы:
Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.
Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, пению, движениям под музыку, развитие словесного творчества.
Реформа, произошедшая в системе образования за последние десятилетия, ее направленность на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся. Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству - вот необходимые условия развития гармоничной личности.
Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:
• эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;
• художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов;
• эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;
• воспитание творческих потребностей и способностей [10].
Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.
Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше человек попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми.
Таким образом, конечная цель эстетического воспитания заключается в формировании гармоничной личности, всесторонне развитого человека, высоконравственного, прогрессивного, образованного, обладающего желанием творить, умением трудиться, понимающего красоту искусства и красоту жизни.
Особенности эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Модернизация образовательной системы на современном этапе становления предусматривает целостный, гармоничный, эстетически-художественное развитие личности ребенка.
Именно поэтому все звенья области, в том числе дошкольного, направляют свои усилия на формирование художественно-культурных ценностей личности ребенка, основанное на изучении индивидуальных возможностей, условий для самореализации и самоопределения на всех этапах жизнедеятельности.
Данный подход предполагает реализации процесса эстетического воспитания на гуманистических началах. Оттого воспитательный процесс строится учитывая его потребностей, интересы, мотивы, возможности и др.
Анализируя направления гуманистической педагогики, ученые определили ключевые задачи личностно-ориентированной образовательной системы:
– формирование гармонично развитой, духовно обогащенной ребенка, базой жизнетворчества которой выступают культурно-духовные ценности человечества;
– вырабатывание эстетических понятий и взглядов детей старшего дошкольного возраста, на базе которых идет восприятие прекрасного в жизни и искусстве;
– формирование творческого потенциала детей.
Наиболее существенная специфика эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста, изменения, происходящие в познавательной области ребенка.
Многие педагоги считают, что формирование эстетических идеалов у детей очень длительный и сложный процесс. Под влиянием взрослого, сверстника эстетические идеалы у ребенка изменяются.
Данный возраст имеет особое значение в личностном развитии детей: в этот период жизни начинается формирование новых психологических механизмов поведения и деятельности.
В старшем дошкольном возрасте происходит закладывание основ будущей личности: становление устойчивой структуры мотивов, зарождение новых социальных потребностей потребность в признании и уважении со стороны сверстников и взрослых, интерес к коллективным формам деятельности); появление нового (опосредованного) типа мотивации –основы произвольного поведения; дошкольник усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе.
5-6-летним детям оказывается доступной сосредоточенная деятельность на протяжении15-20 минут.
Также при выполнении каких-то действий они способны удерживать несложное условие в памяти.
Воображение – одно из главных новообразований дошкольного возраста. Происходит формирование таких его особенностей, как оригинальность и произвольность.
В 5-7 лет дети способны самостоятельно сочинить небольшую сказку на заданную тему с последовательно разворачивающимся сюжетом.
Улучшается восприятие величины, формы, строения и цвета объектов; систематизируются представления дошкольников, которые ранее были получены.
Старший дошкольник умеет вычленять простые формы из сложных объектов, а также воссоздавать более сложные объекты из простых форм.
Улучшается также конструктивная деятельность дошкольников. Дети овладевают обобщённым методом обследования образца. Осуществление конструктивной деятельности может происходить на основе схемы, по условиям и по замыслу. Дети старшего дошкольного возраста уже способны освоить даже сложные методы складывания бумаги, а также придумать свои собственные конструкции Конструирование из природного материала также усложняется.
Старший дошкольный возраст является периодом познавательной активности и осознанных открытий. На его протяжении постепенно расширяются и углубляются представления и знания малышей, они постепенно обобщаются.
Для старших дошкольников формой знакомства с эстетическим идеалом, является литература, мультфильмы и кино. Герои книг, мультфильмов, будь то люди или звери, наделены человеческими качествами, являются носителями милосердия и жестокости, добра и зла. Ребенок симпатизирует героям, становится приверженец добра.
В старшем дошкольном возрасте восприятия приобретают целевой характер. Большинство их основывается на зрительных ощущениях; с их помощью ребенок может оценить цвет, размер, форму. Но поскольку опыт у него еще невелик, одно зрение не может предоставить ему полноты восприятия, необходимо в восприятие вносить осязание и прочие ощущения, помогающие образованию более полного представления.
К старшему дошкольному возрасту у ребенка все больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса изображения.
Основным путем эстетического развития старшего дошкольника является самостоятельная деятельность, в которой ребенок открывает для себя что-то новое. Самостоятельная деятельность возникает по инициативе детей и отвечает их потребностям и интересам.
Работа по эстетическому воспитанию должна происходить в течение всего дня начиная с прихода детей в детский сад. Принимая детей в группу, воспитателю нужно спрашивать детей о том, что они видели по дороге в детский сад, предлагать описывать увиденное, подчеркнуть, что в особенности заинтересовало понравилось.
Можно расспрашивать детей и об их любимых сказках, стихах, если будет подходящая ситуация, прочитать им стихотворение, рассказать о том, что сам видел, идя в детский сад. Подобное содержательное общение нужно детям. Оно будет активизировать желание увидеть красоту окружающей жизни.
Любой момент детской жизни должен быть пронизан эстетикой, оттого значимо создать эстетическую среду, чтоб детей окружала красота. Чтобы разрешать задачи эстетического воспитания, воспитатель должен знать, что такое творчество вообще и какова особенность детского творчества. Данное позволит ему чутко и корректно поддерживать детскую инициативу, обучать детей творчеству.
Творчество есть деятельность, ориентированная на основание общественно значимого продукта, который оказывает воздействие на преобразование окружающей среды. Итог творчества взрослых – новый продукт, который имеет социальное значение и обеспечивает движение общества. Ребёнок новый для общества продукт не создает. Значение его творчества ограничивается основанием нового для себя, и данным обусловливается роль творчества для вырабатывания личности. Но есть и объективное значение детского творчества – общество заинтересованно в творческом формировании каждого.