Личик Марина
Консультация «Роль дидактической игры в закреплении математических представлений»
▼ Скачать + Заказать документы
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное профессионального
образовательное учреждение
«Камышинский педагогический колледж»
Личик Марина Юрьевна
Курсовая работа
РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ЗАКРЕПЛЕНИИ
ПМ. 03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования
Публикация «Консультация „Роль дидактической игры в закреплении математических представлений“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Специальность 44.02.01 Дошкольное образование
Группа ДО 14.3
Научный руководитель:
Шиленко Дарья Николаевна,
преподаватель
Отметка:___
Дата проверки: «___»___2017г.
___
(подпись научного руководителя)
Камышин, 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…. 3
ГЛАВА 1. Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста…. ….5
1. Элементы дидактической игры…. 5
2. Значение и место дидактических игр для детей дошкольного возраста…. 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…. …. 13
Список использованной литературы…. ….14
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям : количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Детские сады учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в этой области. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично, и зачастую, хочется желать лучшего. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию младших дошкольников, частью которого является математическое развитие.
Цель – теоретически обосновать и выявить влияние дидактической игры на математическое развитие детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого – педагогическую литературу по данной теме.
2. Подобрать и апробировать дидактические игры, направленные на математическое развитие детей.
3. Проанализировать результаты исследования.
Объект – математическое развитие детей младшего дошкольного возраста.
Предмет – дидактическая игра как средство математического развития детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза – математическое развитие детей младшего дошкольного возраста будет идти более эффективно если:
- систематически проводить дидактические игры, направленные на математическое развитие;
- учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей.
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.
Главная задача дошкольного учреждения в области обучения состоит в том, чтобы, начиная с раннего возраста, наряду с передачей детям знаний, умений и навыков формировать определенный уровень мыслительных способностей, готовить ребенка физически и психически к умственной работе. В решении этой задачи существенную помощь и могут оказать дидактические игры.
ГЛАВА 1. Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
1. Элементы дидактической игры
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр :
• с игрушками и предметами;
• настолько - печатные;
• словесные;
• игры с геометрическими фигурами;
• игры на ориентировку в пространстве;
• игры на логическое мышление.
Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила, игровые действия и результат. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой непосредственно образовательной деятельности. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.
Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).
Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.
Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т. д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т. е. подчиняться правилам игры.
Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие – это проявление активности детей в игровых целях: катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование, выполнить роль волка, покупателя, продавца, отгадчика и т. д.
Проанализировав дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то оказалось, что детей интересует прежде всего игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.
Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, которые применяют в непосредственно образовательной деятельности, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.
В играх для детей младшего дошкольного возраста игровые действия просты: прокатывать разноцветные шары в ворота такого же цвета, разбирать и собирать матрешки, башенки, складывать цветные яйца; отгадывать по голосу, кто позвал «мишку»; доставать предметы из «чудесного мешочка» и т. д. Ребенка младшего возраста еще не интересует результат игры, его пока увлекает само игровое действие с предметами : катать, собирать, складывать.
Для детей среднего возраста игровое действие должно устанавливать более сложные взаимоотношения между участниками игры. В игровое действие, как правило, входит выполнение той или другой роли (волк, покупатель, продавец, отгадчик и другие) в определенной ситуации игры. Ребенок действует так, как в его детском воображении должен действовать изображаемый образ, переживает удачи и неудачи, связанные с этим образом.
В некоторых играх игровое действие складывается из загадывания и отгадывания. Один играющий ребенок выходит, а в это время дети загадывают какой-либо предмет или изменяют расположение вещей. Возвратившись, ребенок отгадывает предмет по описанию, определяет, какая перестановка сделана с предметами на столе или в обстановке комнаты куклы, называет имя товарища по описываемой одежде и т. п.
В хороводных играх игровое действие носит имитационный характер: дети изображают в действиях то, о чем поется в песне.
Игровое действие, представляющее своеобразное соревнование «Кто быстрее», чаще всего встречается в настольно-печатных играх с картинками. Дети находят в предметах, нарисованных на картинках, сходство и различие, классифицируют предметы по группам (одежда, мебель, посуда, овощи, фрукты, животные и т. п.). Игровое действие создает у детей интерес к дидактической задаче. Чем интереснее игровое действие, тем успешнее дети ее решают.
Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок. А это дает возможность формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях. В ходе игры добиваться проявления инициативы каждым ребенком в достижении поставленной цели. Однако эти качества личности не воспитываются в ребенке сами по себе, мы их постепенно, терпеливо формируем. Если детям любого возраста давать дидактическую игрушку, не раскрывая четко и ясно правил игры с ней, то игра будет протекать сумбурно и потеряет свою воспитательную ценность.
Если ребенок взял парные картинки или кубики с нарисованными на них частями животного и строит из них домик, вместо того чтобы подбирать пары или складывать из частей целое животное, как указывают правила игры, то такие игры, хотя в них ребенок и использует дидактические пособия, не могут считаться дидактическими и не принесут пользы в обучении и воспитании.
В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Для того чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им следовать. Мы стараемся научить их этому. Особенно это важно делать с самого раннего возраста, тогда постепенно дети приучаются действовать в соответствии с правилами и у них формируются умения и навыки поведения в дидактических играх.
Дети всех возрастных групп играют в куклы. Такие игры, как «Угощение куклы», «Купание куклы», «Прогулка с куклой», «Укладывание куклы спать» и другие, используются в основном для закрепления, уточнения и расширения бытового словаря и развития связной речи, и меньше всего обращается внимание на использование этих игр с воспитательной целью. Кукла — любимая игрушка детей. Они обращаются с ней так, как мама обращается со своим ребенком. Вот это мы и используем, чтобы постепенно формировать у детей такие положительные качества, как бережное отношение к кукле, нежность, ласка, внимание, желание видеть куклу всегда чистой, опрятной, причесанной. Если всегда будут прививаться в процессе игр эти качества,— ребенок не бросит куклу на пол, не будет таскать ее за ногу. Сформированные положительные моральные качества будут постепенно переноситься на взаимоотношения самих детей.
Подведение итогов – результат подводится сразу по окончании игры. Необходимо отметить достижения каждого ребёнка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
2. Значение и место дидактических игр для детей дошкольного возраста
Ценность дидактических игр не ограничивается только тем, что они используются как средство обучения, т. е. как часть непосредственно образовательной деятельности. Большое значение в воспитании и обучении детей имеют и те дидактические игры, в которые дети играют самостоятельно – вне непосредственно образовательной деятельности.
Дидактические игры, используемые в самостоятельной деятельности детей, должны проходить хотя и самостоятельно, но под наблюдением и, в некоторых случаях, руководством воспитателя. Чем же тогда самостоятельные дидактические игры отличаются от сюжетно-ролевых игр?
Всю дидактическую игру ребенок получает в готовом виде, и поэтому дети могут играть самостоятельно только в те дидактические игры, структура которых им хорошо знакома.
В сюжетно-ролевой же игре вся структура игры придумывается самими детьми.
Дидактические игры, будучи развлекательными, эмоциональными, вместе с тем требуют от детей умственного напряжения, подчинения определенным правилам, сосредоточения внимания, сдержанности, усидчивости. А поэтому очень важно определить, в какое время в режиме дня целесообразно проводить самостоятельные дидактические игры детей той или другой возрастной группы. Решая этот вопрос, прежде всего устанавливают степень умственного напряжения, которого потребуют от детей в течение дня непосредственно образовательная деятельность и другие режимные мероприятия до проведения игры и после нее. И второе, очень важное обстоятельство, может ли воспитатель уделить достаточно внимания руководству самостоятельными играми детей.
Утреннее время отводится для непосредственно образовательной деятельности, а поэтому дети могут утром, до занятий, поиграть лишь в дидактические игры, связанные с движениями и с не очень сложными правилами, как, например, «Мячеброс».
После непосредственно образовательной деятельности, на прогулке, дети должны побегать, а поэтому проводится подвижные и ролевые игры. Когда же дети устанут от подвижных игр, мы занимаем их (в теплое время года) знакомыми дидактическими играми, которые помогут переключить их энергию на умственную деятельность.
Самый благоприятный период для самостоятельных дидактических игр — это время после дневного отдыха детей. В это время дети бодрые, активные. Могут сосредоточиться и полнее осмыслить структуру новой игры, а также интересно поиграть в уже знакомые игры. Да и воспитатель в это время не загружен другими делами и сможет уделить больше внимания руководству самостоятельными дидактическими играми детей.
Когда организованы игры во всех группах, мы внимательно следим за тем, чтобы дети выполняли правила и дидактические задачи игр. Мы вовремя помогаем, если это нужно, а если дети не могут справиться с поставленной задачей, то становимся партнёрами в игре.
Чередование разных видов игр менее утомительно для детей и дает возможность более эффективно осуществить всестороннее развитие.
Как же может воспитатель руководить этими играми? Учитывая, что это самостоятельные игры детей, мы не допускаем, чтобы они проходили только ради развлечения детей. Мы заранее продумываем, на кого из детей необходимо обратить особое внимание в игре с целью воспитания положительных черт личности (внимания к товарищам, доброжелательности). Для этого подбираем ряд дидактических игр, которые хорошо знакомы детям, подбираем и необходимые предметы, с которыми связаны вопросы решения программы (овощи, фрукты, картинки животных, игрушки).
Во второй половине дня мы спрашиваем детей, кто из них в какую игру хочет играть, например, кто хочет поиграть в дидактическую игру «Какую игрушку спрятали» — предлагаем те дидактические игры, которые дети хорошо знают. После организации играющих групп (их может быть две, три, четыре) выбираем ведущих из тех детей, которые могут организовать вокруг себя остальных играющих. Если игра связана с выполнением определенной роли — мы можем порекомендовать поручить роль, связанную с заботливым отношением к играющим, тому ребенку, который в обычной жизни группы плохо относится к своим товарищам.
В самостоятельных дидактических играх каждый ребенок решает дидактическую задачу и выполняет игровое действие по-своему. В игре он показывает свой опыт, знания, самостоятельность в достижении цели, умение преодолевать трудности, привлечь к игре товарищей, согласовать свои желания с желаниями других детей, уступить, если нужно, желаниям коллектива. Если у ребенка этих умений и навыков нет, то мы их воспитываем.
Самостоятельные игры так же, как и те дидактические игры, которые используются на непосредственной образовательной деятельности, тесно связаны с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования. Они способствуют уточнению, закреплению и расширению получаемых детьми знаний. В самостоятельных играх дети применяют полученные знания о предметах и явлениях окружающей жизни. Игры заставляют их думать, вспоминать, а это очень важно для развития умственных способностей детей.
К. Д. Ушинский писал, что повторять изученное лучше всего в условиях противоположных тем, в которых ребенок их получил. Вот этими другими условиями, по сравнению с непосредственно образовательной деятельностью, и являются дидактические игры. В ходе игры ребенок незаметно для себя закрепляет знания, полученные ранее, и учится ими пользоваться в игровой обстановке.
Все дидактические игры построены на знаниях детей. Если необходимых знаний у детей нет, игры не получится, так как мы будем вынуждены все время учить детей и забудем об игровом действии. Поэтому, чтобы дидактические игры обеспечивали разностороннюю деятельность и удовлетворяли интересы детей, подбираем их, придерживаясь примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования детского сада для каждой возрастной группы.
Следующее не менее важное положение в развитии самостоятельных дидактических игр детей — это правильный подбор игрушек и игр.
Отдельные игрушки и настолько - печатные игры, которые не вызывают у детей интереса, убираем, а через некоторое время вносим снова в группу, и дети с ними играют с удовольствием.
В группе достаточное число игр и игрушек (куклы с набором необходимых комплектов одежды, мебель, посуда, предметов культурного быта (телефон, орудия труда в быту, различные виды транспорта, игрушки, изображающие животных, птиц, зверей).
Игрушки, необходимые для игры с куклами, подобраны внимательно, любовно, в соответствии с эстетическими требованиями и с размером кукол. Только в этом случае интересно могут проходить дидактические игры «Купание куклы», «Угощение куклы», «Прогулка с куклой» и др.
В группе достаточное число настольно-печатных игр, лото, домино, и др. Игр достаточно для всех детей, но это не значит, что дети не могут играть небольшими группами. В группе есть те настольно-печатные игры, содержание которых детям знакомо.
Для дидактических игр собраны наборы из природного материала (разнообразные семена, листья, картинки о природе, о жизни семьи, об окружающих явлениях, средства передвижения (по суше, воде и в воздухе, картинки с предметами обихода, одежды, животными домашними, дикими, птицами, овощами, фруктами, ягодами, злаками и т. д.
Помимо картинок, в группе есть мозаика, кубики разных размеров, флажки и другие. Все игрушки разного цвета и различной величины.
Дидактические игры и игрушки располагаются так, чтобы все дети знали, где они могут их взять. В группе выполняться правило «Каждой игрушке свое место». Это приучает детей к порядку и дисциплине.
Заключение
1. Средний дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах.
2. В возрасте 4-6 лет происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и воздействие на них с целью изменения.
3. На успешность обучения дошкольников влияет содержание познавательного материала, а также такая форма его преподнесения, которая способна вызвать заинтересованность детей.
4. Для гармоничного развития ребёнка должно быть направлено совершенствование содержания, форм, методов воспитания и обучения на последовательное, целенаправленное формирование всех творческих способностей ребёнка.
5. Процесс обучения надо организовывать так, чтобы появилась собственная активность ребёнка, чтобы дети могли спорить, доказывать истину, свободно общаться друг с другом для развития познавательных возможностей, логических форм мышления.
6. Включение упражнений в занятия и в самостоятельную познавательно-игровую деятельность детей позволяет расширить их представления о геометрических фигурах и их свойствах, способствует развитию других математических представлений, развитию мышления, воспитанию познавательного интереса, развитию творческих способностей, фантазии.
Список литературы
1. А. В. Запорожец и современная наука о детях: Тезисы конференции, посвященной 90-летию А. В. Запорожца. -М. : Просвещение,1995
2. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебных заведений. - М. : Изд. центр "Академия", 2005
3. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка. -М. : Высш. шк. ,1988
4. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. -М. : Просвещение,1993
5. Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н. Математическая азбука. - М. : Педагогика, 1989
6. Зеньковский В. В. Психология детства. -Екатеринбург: Кн. изд - во,1995
7. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста /Под. Ред. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко,- М. : Просвещение,1989
8. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. -М. : НОРМА,2000
9. Леушина А. М. Занятия по счету в детском саду. - М. : Учпедгиз,1963
10. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 1984
11. Математика от трех до семи : Учебное методическое пособие для воспитателей детских садов. - М. : Академия, 2001
12. Метлина Л. С. Математика в детском саду : Пособие. - М. : Просвещение,1994
13. Методические советы к программе "Детство".- С Пб. : "ДЕТСТВО - ПРЕСС",2002
14. Михайлова 3. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М. : Просвещение, 1985
15. Новосёлова С. Л. Игра дошкольника. - М. : Наука, 1999
16. Основы дошкольной педагогики/Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. -М; Просвещение. ,1980
17. Поддьяков Н. Н. Особенности психического равзития детей дошкольного возраста. -М. : Наука,1996
18. Программа воспитания и обучения в детском саду. - М. : Просвещение, 1985
19. Психология воспитания/Под ред. В. А Петровского. -М. : Просвещение,1995
20. Смоленцева А. А. Сюжетно - дидактические игры с математическим содержанием. - М. : Просвещение,1993
21. Сорокина А. И. Умственное воспитание в детском саду. -М. : Просвещение,1975
22. Тарунтаева Т. В. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. - М. : Просвещение, 1980
23. Умственное воспитание детей дошкольного возраста/ Под ред. Н. Н. Поддьякова. -М. : Просвещение,1984
24. Фидлер М. Математика уже в детском саду : Пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение,1981
Периодические издания
25. Белошистая А. Знакомство с арифметическими действиями// Дошкольное воспитание. - 2003.- №8.- с. 13
Список литературных источников
1. Сай М. К. ,Удальцова Е. И. Математика в детском саду. Мн., Нар. асвета, 1990.-96с.
2. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Под ред. А. А. Столяра. М., Просвещение, 1988.-303с.
3. Сербина Е. В. Математика для малышей. М., Просвещение, 1992.- 80 с.
4. Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. Математика для дошкольников. М. Просвещение,1992.-192с.
5. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М., Просвещение,1985.-175с.
6. Программа «Пралеска»
15