Евгения Чернова
Роль игры в развитии математических способностей ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский
Разрабатывая вопросы развития у детей математических знаний, классики-педагоги особое внимание уделяли применению их на практике. В этом плане интересна мысль К. Д. Ушинского: «При первоначальном обучении счету, - писал он, - … также не должно спешить и идти дальше не иначе, как овладев прежним, а овладев чем-нибудь, никогда не оставлять его без постоянного приложения к делу».
Публикация «Роль игры в развитии математических способностей ребенка» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
При этом К. Д. Ушинский подчеркивал, что применять изученное лучше всего в новых условиях, противоположных тем, в которых ребенок их получал.
В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра важнейшая специфическая деятельность ребенка.
Однако игра — это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя ребенок может приобретать новые знания, умения и навыки, развивать способности подчас не догадываясь об этом.
Успешность усвоения и закрепления математических представлений в процессе игры зависит от правильного руководства воспитателя.
Дидактическая игра способствует активизации мыслительной деятельности детей, вызывает у детей живой интерес и помогает усвоить программный материал.
Дидактические игры математического содержания — наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания в виде занимательного математического материала. Игры интересны детям, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к поставленной задаче, невозможен без активной работы мысли.
Дети дошкольного возраста и особенно детей, испытывающих трудности в обучении математике, в дидактической игре больше всего увлекает игровое действие. С большим интересом дети принимают игры, основанные на внесении элементов воображаемой ситуации, например, игры : «Магазин», «У нас в гостях матрешки», «Школа» и т. д. в этих играх они «играют» определенные роли. Роль увлекает их, а увлеченные игровой ситуацией и выполняемой ролью, они незаметно для себя решают программные задачи. Важно соблюдать и определенную последовательность при подборе игр математического содержания, учитывать, что играм с наиболее трудным математическим заданием должны предшествовать игры с заданиями меньшей степени трудности. При выборе дидактических игр следует учитывать не только обучающую задачу игры, но и воспитывающую роль.
Сама по себе дидактическая игра — это сложное, многогранное явление.
Для успешного обучения математике посредством игровых упражнений необходимо применять как предметы, окружающие ребенка, так и модели изучаемого материала. Игры не только вызывают интерес своим содержанием, занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют разнообразные игры : «Найди недостающую фигуру», «Чем отличается?», «Отгадай число» и др. для решения этих заданий необходим анализ условий, правил, содержания игры или задачи и, в итоге, требуется применение математического умозаключения. 1
Огромную роль в развитии математических способностей и в развитии интеллекта играют интеллектуальные игры. Развивающие игры делают учение интересным занятием для малыша, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослыми или самостоятельно.
Самое первое, с чего, как правило, начинают, обучая ребенка счету, это просто ставят задачу запомнить цифры и научиться считать от одного до десяти. Малыши обычно легко с этим справляются, особенно если занятия проводятся в игровой форме. В ход идут детские обучающие книги, веселые арифметические стишки и прочее-прочее. Однако, запомнив цифры и даже научившись считать до десяти, часто не приходит осознания не только «количества», но и других простых математических понятий. Чтобы связать одно с другим, необходим особый подход. Многочисленные современные детские развивающие пособия – отличные помощники в этом деле. Один из самых удачных вариантов – методики Дьенеша и Кюизенера.
Они помогут ребенку не только разобраться в мире чисел, но и свободно в нем ориентироваться, освоив попутно такие понятия, как «больше - меньше», «на сколько больше - меньше», «длиннее- короче», а также множество других абстрактных понятий. Играя с таким набором, ребенок запоминает числа, основываясь и на подсчете (количество палочек, и на размере (длина палочки, и на цвете, в результате процесс идет быстрее и эффективнее.
Для самых маленьких ребятишек идеально подойдут блоки Дьенеша, в частности их серия «Для самых маленьких». Она включает наборы из картинок и геометрических фигур. Яркие картинки изображают простые объекты, включающие элементарные геометрические фигуры – цветок из кругов, кораблик из квадратов, прямоугольников и треугольников, дом из квадратов и треугольников».
В наборе с картинками идут те же, но объемные фигурки, совпадающие по цвету с изображенными на картинке. Ребенок выкладывает нужные фигурки на рисунок, делая его объемным.
Для деток постарше, после того, как они научаться различать основные фигуры, подойдет пособие, включающее логические блоки Дьенеша. Их в наборе сорок восемь – блоки в виде фигур всех основных геометрических форм, но разного цвета, размера и толщины, причем такие, что каждая фигурка уникальна, без повторов.
Игровые задания для занятий с блоками основаны на разделении по свойствам. Кроме того, из блоков можно составлять сложные геометрические фигуры, это поможет ребенку понять, что звезда, например, включает треугольники, а прямоугольник можно составить из двух квадратов. К блокам Дьенеша, как и к палочкам Кюизенера предлагаются альбомы для игр-занятий с аналогичным принципом.
Независимо от возраста ребенка, проводя занятия, нужно ориентироваться только на малыша. Если игра с альбомом неинтересна, не нужно настаивать, многие ребятишки с удовольствием сами раскладывают палочки, сортируют их по разным признакам.
Чтобы ребенок заинтересовался пособиями Дьенеша и Кюизенера, недостаточно просто их купить. В этом случае максимум, чего можно ожидать – постройка «башни Дьенеша» из блоков или «забора Кюизенера» из палочек.
Идеальный вариант, с которого нужно, по меньшей мере, начать – поиграть вместе с малышом, причем не как учителю с учеником, а на равных. Когда ребенок усвоит направление игр, он и самостоятельно с удовольствием будет заниматься блоками, а позднее и палочками.
Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.
Если в процессе обучения ребенок выполняет задание взрослого, то и в игре он решает свою собственную задачу. В игре же раз ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет. В каждой игре ребенок опирается на приобретенный опыт и этим делает новый шаг в своем развитии. 2
«Всему свое время!» - так говорят мудрые люди. Вот и для развития способностей к точным наукам есть свое время. Главное – не упустить его. К возрасту 6 лет интеллектуальный уровень малыша уже достаточно сформирован, до завершения процесса остается не так много времени. Ведь 7 летний ребенок уже имеет на 90 % развитый интеллект.