Приложение МААМ

Курсовая работа «Особенности предметно-развивающей среды в группе среднего возраста»

Мартынова Валерия
Курсовая работа «Особенности предметно-развивающей среды в группе среднего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности предметно - развивающей среды в группе среднего возраста

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

1.1 Теоретические подходы к созданию развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении

Публикация «Курсовая работа „Особенности предметно-развивающей среды в группе среднего возраста“» размещена в разделах

Идеальная цель педагогического процесса, к которой должен стремиться каждый воспитатель ДОУ – это воспитание всесторонне развитой личности и счастливого ребёнка. Все, что окружает ребёнка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому главная задача воспитателя создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам: создавать положительное состояние у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха.

      Одним из важнейших условий является предметно - развивающая среда, построению которой надо уделить особое внимание.

Предметная развивающая среда - это :

- система материальных объектов и средств деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.    

 Это комплекс эстетических, психолого - педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами.

В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное, происходит развитие личности.

Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувств уверенности в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной  среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги - практики испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной  среды ДОУ.

Понятие развивающая предметно - пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития»

Многие выдающиеся философы и педагоги предлагают рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности, считают, что, через предметно - пространственную среду ребёнок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребёнка. Насыщение окружающего ребёнка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

1.2 План педагога при организации развивающей предметно-пространственной среде в средней группе

1.           Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2.           Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3.           Форма и дизайн предметов направлены на безопасность и соответствовать возрасту детей группы.

4.           Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5.           В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6.           Организуя предметную среду в групповом помещении, необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.

7.           Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8.           При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9.           Развивающая предметно – пространственная  среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребёнка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определённого возраста.

Таким образом, создавая развивающую предметно-пространственную  среду в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения, и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. Определить особенности организации развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении возможно на основе анализа ее состояния.

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

2.1 Анализ организации развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении

Определить особенности организации развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении возможно на основе анализа ее состояния. Данный этап исследования проводился на базе МБДОУ Детский сад №1 города Самара. Образовательный процесс осуществляется в 3-х отдельно стоящих зданиях (корпусах) и 4 корпус находится в жилом доме. В рамках настоящего исследования рассмотрен корпус, расположенный по адресу: г. Самара Крутые ключи 34. Учреждение имеет земельные участки, огражденные по периметру, наличие выделенной игровой и хозяйственной зоны, наличие индивидуальных групповых площадок для каждой группы, наличие на территории каждой групповой площадки теневого навеса.

В состав групповых камер входят : гардеробная (для детей и для хранения верхней одежды, группа (для игр, обучения и приема пищи, спальня, столовая (для приготовления приготовленных блюд для раздачи и мытья посуды). В каждой группе указаны условия для сушки верхней одежды и обуви. Есть залы для занятий музыкой и физкультурными занятиями, солевая комната, медицинский блок.

Развивающаяся среда и пространственная среда, создаваемая дошкольным учреждением, обеспечиваются наличием на объекте учебных заведений (включая технические средства, материалов, в том числе расходных материалов для игр, занятий спортом, оздоровительного оборудования и инвентаря, которые подходит для возрастных навыков детей и содержания программы. Организация учебного пространства и разнообразных материалов, оборудования и инвентаря (в здании и в помещениях) обеспечивает: игровая, познавательная, исследовательская и творческая деятельность всех учащихся, экспериментирование с материалами, доступными детям;

Безопасность пространственной среды действует в соответствии всеми элементами её требований по обеспечению надёжности и безопасности их использования. В Учреждении создана развивающая предметно-пространственная среда для воспитанников средней группы (таблица 1).

Развивающая предметно-пространственная среда – это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда МБДОУ Детский сад № 1

г. Самара

Основные параметры Созданные условия

Дидактическое развитие детей

Телевизоры с набором познавательных видеодисков, художественная и познавательная литература, игрушки, музыкальные центры с набором дисков, электронная библиотека, сюжетные игровые наборы, дидактические игры, игрушки и оборудование для сенсорного развития, наглядный и иллюстрационный материал, уголки уединения.

Условия для художественноэстетического развития Материал для лепки, аппликации, рисования, художественного труда (бумага, картон, природный материал, кисти и краски, фломастеры, карандаши, пластилин, ножницы). Галерея работ детей. Наглядный и иллюстрационный материал.

Условия для театральной деятельности Различные виды театров (пальчиковый, настольный, маски, ширмы, костюмы, декорации, а также материал для их изготовления.

Условия для развития конструктивной деятельности Мелкий и крупный строительный материал, игрушки для обыгрывания построек, конструкторы «Лего», мозаики, пазлы.

Условия развития экологической культуры Иллюстрации, альбомы, уголки природы.

Условия для развития элементарных естественнонаучных представлений Материалы и оборудование для детского экспериментирования

Условия для развития элементарных математических представлений Демонстрационный раздаточный материал для обучения счёту, геометрические фигуры, счётные палочки.

Условия для развития речи Комплекты предметных и сюжетных картинок, библиотека для детей в групповых помещениях, настольно-печатные, дидактические и развивающие игры по развитию речи.

Таким образом, созданная в Учреждении среда обеспечивается наличием учебных средств (включая технические средства) на объекте, материалов, в том числе расходных материалов для игр, занятий спортом, оздоровительного оборудования и инвентаря, соответствующих возрастным навыкам детей и содержанию программы.

2.2. Организация развивающей среды в группе среднего возраста

Формирование и развитие у детей в средней группе самостоятельности и инициативности осуществляется в рамках исследовательской, коммуникативной, художественной и других видах деятельности. Формирование и развитие самостоятельности и инициативности представляет организационные, воспитательные, творческие методы и формы действия ребенка. Это привычные для ребенка способы саморазвития и самореализации. В таких практических процессах ребенок сам, в соответствии с собственными мотивами, овладевает интересной для него информацией, в детских видах деятельности и проектировании.

Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:

•   Спокойная зона: «Центр познания», «Центр книги», «Центр природы».

•  Зона средней активности : «Центр конструирования», «Лаборатория», «Центр творчества».

•   Зона повышенной активности: «Центр музыки», «Центр театра», «Центр игры».

В группе важнейшую роль играет тщательно продуманная и безопасно организованная развивающая предметно-пространственная среда, которая позволяет педагогам осуществлять на практике цели и задачи Программы и применять личностно-ориентированные технологии обучения. Развивающая среда в группе помогает реализации основополагающего принципа программы: ребенок учится лучше и научится большему в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром – через игру и открытия.

Групповое пространство спланировано педагогами так, чтобы дети могли делать самостоятельный выбор (где, с кем и чем ребенок будет заниматься) и принимать решения. Среда не ограничивает детскую инициативу, а наоборот, предоставляет возможности для проявления и для развития и реализации разнообразных идей. Приобретая опыт, достигая своей цели, ребенок постепенно обретает уверенность в себе, убеждаясь в собственных возможностях, делая личностные, а поэтому радостные для него открытия. Разумно организованная развивающая среда способствует подготовке ребенка к жизни в стремительно меняющемся мире, формирует устойчивое стремление познавать, открывать мир и в конечном итоге - учит учиться.

Развивающая предметно-пространственная среда также способствует навыкам партнерского общения, работы в команде, дает практику взаимопомощи и развивает навыки социального взаимодействия. Все это позволяет педагогу формировать у детей поисковый, активный, самостоятельный стиль мышления и деятельности, предоставляя реальные шансы для личностного роста каждого ребенка.  

Предметно-развивающая среда средней группы организуется с учетом возможности для детей играть и заниматься любимым делом индивидуально или отдельными подгруппами. Необходимо гибкое зонирование предметно-развивающей среды с учётом детских интересов и индивидуальных потребностей. Пособия, игрушки при этом располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей. Воспитатель подбирает соответствующие возрасту и потребностям детей игрушки и игры, заботится о регулярном обновлении игровой атрибутики, наличии полифункциональных игровых материалов, дозирует меру своего влияния на самостоятельные детские игры, создает условия и настрой на игру в течение всего дня пребывания детей в детском саду.

Строго соблюдается требование безопасности предметно-пространственной среды для жизни и здоровья ребенка: соответствие детской мебели, игрового и дидактического материалов возрастным и санитарно-гигиеническим требованиям.

Важно, чтобы все содержание образовательного процесса способствовало неуклонному развитию познавательной и эмоциональной сферы детей, обогащению личного опыта, самостоятельности и давало ребенку ощущение единой дружной семьи и радости общения со сверстниками и взрослыми в детском саду.

Оснащение групп в соответствии с задачами образовательной работы в детьми представлено в таблице.

В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности воспитатели применяют свои методы и приемы (таблица 3, при этом организованная в ДОУ среда должна отвечать следующим условиям: проблемная насыщенность, возможность поиска и открытия; многофункциональность; приспособленность к нуждам совместной деятельности детей и взрослых, возможность использовать накопленный опыт; функциональность моделирования содержания детской деятельности; «свобода выбора» альтернативных средств (предметов, материалов, средств и т. п.); открытость к изменению, своеобразная незавершенность, «приглашающая» ребенка к активному достраиванию среды, диалогический режим функционирования;

Вид деятельности Особенности содержания и организации

Совместная игра Игра-драматизация, сюжетно-ролевая, строительно-конструктивные игры обращены на обогащение содержания творческих игр, освоение дошкольниками игровых умений, необходимых для организации

самостоятельной игры.

Ситуации общения и накопления положительного социально - эмоционального опыта Они носят проблемный характер и содержат жизненно важную проблему, близкую к детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут носить действительно-практический характер (оказание помощи, попадание в беду, условно-словесный характер (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровой. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду для цветов», «Мы украшаем детский сад к празднику» и пр.). Ситуации могут планироваться преподавателем заранее, а могут возникнуть в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать

разрешению возникающих проблем.

2.3 Анализ результатов опытно-поисковой деятельности по эффективности развивающей среды в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения

Проанализировав организацию развивающей среды в группе среднего возраста МБДОУ Детского сада №1 г. Самара, можно сделать вывод, что богатая среда для развития предметных областей и образования становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разнообразного развития каждого ребенка. Развивающаяся предметная среда является основным средством личностного развития ребенка и источником его знаний и социального опыта.

Хорошо организованная среда развития позволяет каждому ребенку найти что-то свое, поверить в свои сильные стороны и способности, научиться взаимодействовать с воспителями и сверстниками, понять и оценить их чувства и действия, и вот что это такое что лежит в основе развития общения. Свободная деятельность детей в центрах развития помогает им самостоятельно искать, участвовать в исследовательском процессе и не получать каких-либо заранее написанных знаний от воспитателя.

В большинстве семей имеется дома специально отведенное место для занятий ребенка продуктивными видами деятельности: рисование, лепка и др. приложение 1

Также было проведено анкетирование воспитателей, в котором приняло участие 9 сотрудников (приложение 2).

По вопросу выбора способа поддержки инициативы у дошкольников, реализуемых в образовательной области: «Социально-коммуникативное развитие» 76,92% респондентов выбрали совместное обсуждение с детьми возникающих конфликтов, 84,62% - внимательное выслушивание детей, 69,23% - помощь в формировании умения делиться своими переживаниями и мыслями, 76,92% - создание развивающей среды для социально - коммуникативного развития.

В основе обучения лежит деятельностный подход, принципы развивающего обучения, соблюдая который педагоги создают условия для развития инициативности и самостоятельности детей

В процессе проверки было посещено занятие, на котором детям была предложена проблемная игровая ситуация, которую дети должны решить и определить тему недели или тему занятия. Наблюдения показали, что все дети достаточно активно участвуют в диалоге, предлагают свои варианты решения задач. Дети активно взаимодействовали друг с другом и со взрослым. Педагогом подобран оптимальный метод и приемы решения дидактических задач.

В процессе конструирования или изобразительной деятельности в основном воспитатель не предоставляет детям возможность выбора различных материалов. Но у детей есть возможность вне НОД использовать материалы или техники работы по желанию. В каждой группе проводится диагностика индивидуального развития, составляются планы индивидуального развития, но в основном они направлены на работу с детьми отстающими, а не на развитие творчества, инициативы ребенка.

Анкетирование воспитателей (приложение 2) показало, что педагоги четко представляют, что стимулирует развитие самостоятельности и инициативности детей.

Таким образом, подводя итоги исследования можно сформулировать следующие предложения :

1. Продолжить работу по созданию условий для стимулирования детской инициативы и самостоятельности дошкольников.

2. В целях повышения эффективности взаимодействия детей со сверстниками пополнить уголки ряженья и театрализации разнообразным материалом в соответствии с возрастом.

3. Рекомендовать педагогам Учреждения для повышения качества организации равноправного сотрудничества использовать игры на развитие навыков эффективного общения.

4. Для повышения качества дошкольного образования педагогам Учреждения внедрить в педагогический процесс технологию сотрудничества и обеспечить равноправное, субъектное взаимодействие взрослого и ребёнка (равенство в общении и партнёрство в совместной деятельности).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенные нами теоретические исследования и опытно-практическая работа по организации развивающей среды в средней группе дошкольного учреждения позволили сделать следующие выводы:

1.

Принимая во внимание термин «среда», мы глубоко изучили

термин «среда развития» и пришли к выводу, что в педагогических работах

нет точного определения этого термина, и почему в нашем исследовании был

предложен соответствующий термин «среда развития образования».

рассмотреть систематическое содержание условий для реализации задач

воспитания и обучения на основе личностно-ориентированной модели

взаимодействия детей и взрослых с целью обеспечения воспитания ребенка

как личности.

2. Среда развивающая характеризуется следующими признаками: -

необходимостью (материально-техническое обеспечение, содержание

программного обеспечения и методическое обеспечение с учетом культурно-

педагогических практик и традиций ДОУ);

- процедурные (обеспечение творческого взаимодействия детей и

взрослых независимо от цели обучения в ДОУ, ее приоритетной роли,

структуры и характера организации);

- технологические (используют различные методы и средства для

активизации деятельности, обеспечивающей творческое развитие личности).

3. Среда развития выступает в качестве стимулятора, движущей силы

целостного процесса становления личности ребенка. Он обогащает развитие личности и способствует раннему проявлению разносторонних

способностей. Удобной тематической средой развития является организация

пространства, использование оборудования и другого оборудования в

соответствии с целями обеспечения безопасности духовного благополучия

ребенка, его развития.

При организации среды развития в группе среднего возраста наиболее

важным условием является учет потребностей детей.

Развивающаяся среда должна действовать как динамичное

пространство, мобильное и легко изменяемое. Очень важно учитывать

особенности развития всех видов детской деятельности. Вовлеченность

ребенка в окружающую среду, его активные знания, изучение зависят от

готовности и компетентности взрослого человека.

4. Среда, которая играет особую роль в развитии детей среднего дошкольного

возраста, должна быть организована в соответствии с задачами воспитания.

При создании предметно-развивающей пространственной среды следует

учитывать особенности каждой группы : возраст, состав - количество

мальчиков и девочек, их индивидуальные особенности, в частности -

мобильность, темперамент, склонности, интересы, особенно семейное

воспитание; только в этом случае будет развиваться окружающая среда, т. е.

Подарите ребенку чувство комфорта, счастья, тишины и удовлетворения.

5. Важнейшей задачей воспитателя по созданию комфортной

развивающей среды способность организовать жизнь таким образом, чтобы

все элементы повседневной жизни были тесно связаны с развитием,

обучением, игрой и вовлечением детей в работу. Для этого необходимо

создать спокойную и дружескую атмосферу в группе.

Предложенные методы апробированы и позволили подтвердить

выдвинутую гипотезу

Публикации по теме:

Организация развивающей предметно-пространственной среды во второй группе раннего возрастаОрганизация развивающей предметно-пространственной среды во второй группе раннего возраста Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения – важный компонент в развитии ребёнка. Деятельность ребёнка зависит.

Консультация для воспитателей «Особенности создания предметно-развивающей среды в ДОУ» Создание предметно-развивающей и игровой среды. (принципы и содержание).Большую часть времени в детском саду ребёнок проводит в группе,.

Консультация «Совместная работа с родителями по оформлению предметно — развивающей среды. Младший дошкольный возраст»Консультация «Совместная работа с родителями по оформлению предметно — развивающей среды. Младший дошкольный возраст» В соответствии с ФГОС предметная среда должна обеспечивать: - максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы.

Модель предметно-развивающей среды по ФГОС для среднего дошкольного возраста Игровое пространство: Игровые модули Игровые методические комплексы Развивающие игры В. В. Воскобовича Развивающие игры Б. П. Никитина Игровая.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной средыОсобенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Презентация «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды» Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. Материалы,.

Особенности построения предметно-развивающей среды в старшей группеОсобенности построения предметно-развивающей среды в старшей группе В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально – практического взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Возможность получения подобного.

Особенности предметно-развивающей среды кабинета педагога-психологаОсобенности предметно-развивающей среды кабинета педагога-психолога Кабинет психолога встречает дошкольников своей располагающей уютной обстановкой, в которой дети чувствуют себя комфортно и расковано. Игрушки.

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района, г Санкт-Петербург, Белоусова л. Е. Образовательная область: Физическое.

Проект предметно-пространственной развивающей среды в первой группе раннего возрастаПроект предметно-пространственной развивающей среды в первой группе раннего возраста .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Курсовая работа «Особенности предметно-развивающей среды в группе среднего возраста»
Опубликовано: 27 февраля 2022 в 14:35
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Курсовая работа «Особенности предметно-развивающей среды в группе среднего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Мартынова Валерия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД