Мартынова Валерия
Курсовая работа «Особенности предметно-развивающей среды в группе среднего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности предметно - развивающей среды в группе среднего возраста
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
1.1 Теоретические подходы к созданию развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении
Публикация «Курсовая работа „Особенности предметно-развивающей среды в группе среднего возраста“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Рефераты и курсовые по дошкольному образованию, педагогике
- Темочки
Идеальная цель педагогического процесса, к которой должен стремиться каждый воспитатель ДОУ – это воспитание всесторонне развитой личности и счастливого ребёнка. Все, что окружает ребёнка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому главная задача воспитателя создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам: создавать положительное состояние у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха.
Одним из важнейших условий является предметно - развивающая среда, построению которой надо уделить особое внимание.
Предметная развивающая среда - это :
- система материальных объектов и средств деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Это комплекс эстетических, психолого - педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами.
В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное, происходит развитие личности.
Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувств уверенности в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги - практики испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.
Понятие развивающая предметно - пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития»
Многие выдающиеся философы и педагоги предлагают рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности, считают, что, через предметно - пространственную среду ребёнок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребёнка. Насыщение окружающего ребёнка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
1.2 План педагога при организации развивающей предметно-пространственной среде в средней группе
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов направлены на безопасность и соответствовать возрасту детей группы.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении, необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Развивающая предметно – пространственная среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребёнка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определённого возраста.
Таким образом, создавая развивающую предметно-пространственную среду в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения, и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. Определить особенности организации развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении возможно на основе анализа ее состояния.
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
2.1 Анализ организации развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении
Определить особенности организации развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении возможно на основе анализа ее состояния. Данный этап исследования проводился на базе МБДОУ Детский сад №1 города Самара. Образовательный процесс осуществляется в 3-х отдельно стоящих зданиях (корпусах) и 4 корпус находится в жилом доме. В рамках настоящего исследования рассмотрен корпус, расположенный по адресу: г. Самара Крутые ключи 34. Учреждение имеет земельные участки, огражденные по периметру, наличие выделенной игровой и хозяйственной зоны, наличие индивидуальных групповых площадок для каждой группы, наличие на территории каждой групповой площадки теневого навеса.
В состав групповых камер входят : гардеробная (для детей и для хранения верхней одежды, группа (для игр, обучения и приема пищи, спальня, столовая (для приготовления приготовленных блюд для раздачи и мытья посуды). В каждой группе указаны условия для сушки верхней одежды и обуви. Есть залы для занятий музыкой и физкультурными занятиями, солевая комната, медицинский блок.
Развивающаяся среда и пространственная среда, создаваемая дошкольным учреждением, обеспечиваются наличием на объекте учебных заведений (включая технические средства, материалов, в том числе расходных материалов для игр, занятий спортом, оздоровительного оборудования и инвентаря, которые подходит для возрастных навыков детей и содержания программы. Организация учебного пространства и разнообразных материалов, оборудования и инвентаря (в здании и в помещениях) обеспечивает: игровая, познавательная, исследовательская и творческая деятельность всех учащихся, экспериментирование с материалами, доступными детям;
Безопасность пространственной среды действует в соответствии всеми элементами её требований по обеспечению надёжности и безопасности их использования. В Учреждении создана развивающая предметно-пространственная среда для воспитанников средней группы (таблица 1).
Развивающая предметно-пространственная среда – это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда МБДОУ Детский сад № 1
г. Самара
Основные параметры Созданные условия
Дидактическое развитие детей
Телевизоры с набором познавательных видеодисков, художественная и познавательная литература, игрушки, музыкальные центры с набором дисков, электронная библиотека, сюжетные игровые наборы, дидактические игры, игрушки и оборудование для сенсорного развития, наглядный и иллюстрационный материал, уголки уединения.
Условия для художественноэстетического развития Материал для лепки, аппликации, рисования, художественного труда (бумага, картон, природный материал, кисти и краски, фломастеры, карандаши, пластилин, ножницы). Галерея работ детей. Наглядный и иллюстрационный материал.
Условия для театральной деятельности Различные виды театров (пальчиковый, настольный, маски, ширмы, костюмы, декорации, а также материал для их изготовления.
Условия для развития конструктивной деятельности Мелкий и крупный строительный материал, игрушки для обыгрывания построек, конструкторы «Лего», мозаики, пазлы.
Условия развития экологической культуры Иллюстрации, альбомы, уголки природы.
Условия для развития элементарных естественнонаучных представлений Материалы и оборудование для детского экспериментирования
Условия для развития элементарных математических представлений Демонстрационный раздаточный материал для обучения счёту, геометрические фигуры, счётные палочки.
Условия для развития речи Комплекты предметных и сюжетных картинок, библиотека для детей в групповых помещениях, настольно-печатные, дидактические и развивающие игры по развитию речи.
Таким образом, созданная в Учреждении среда обеспечивается наличием учебных средств (включая технические средства) на объекте, материалов, в том числе расходных материалов для игр, занятий спортом, оздоровительного оборудования и инвентаря, соответствующих возрастным навыкам детей и содержанию программы.
2.2. Организация развивающей среды в группе среднего возраста
Формирование и развитие у детей в средней группе самостоятельности и инициативности осуществляется в рамках исследовательской, коммуникативной, художественной и других видах деятельности. Формирование и развитие самостоятельности и инициативности представляет организационные, воспитательные, творческие методы и формы действия ребенка. Это привычные для ребенка способы саморазвития и самореализации. В таких практических процессах ребенок сам, в соответствии с собственными мотивами, овладевает интересной для него информацией, в детских видах деятельности и проектировании.
Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:
• Спокойная зона: «Центр познания», «Центр книги», «Центр природы».
• Зона средней активности : «Центр конструирования», «Лаборатория», «Центр творчества».
• Зона повышенной активности: «Центр музыки», «Центр театра», «Центр игры».
В группе важнейшую роль играет тщательно продуманная и безопасно организованная развивающая предметно-пространственная среда, которая позволяет педагогам осуществлять на практике цели и задачи Программы и применять личностно-ориентированные технологии обучения. Развивающая среда в группе помогает реализации основополагающего принципа программы: ребенок учится лучше и научится большему в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром – через игру и открытия.
Групповое пространство спланировано педагогами так, чтобы дети могли делать самостоятельный выбор (где, с кем и чем ребенок будет заниматься) и принимать решения. Среда не ограничивает детскую инициативу, а наоборот, предоставляет возможности для проявления и для развития и реализации разнообразных идей. Приобретая опыт, достигая своей цели, ребенок постепенно обретает уверенность в себе, убеждаясь в собственных возможностях, делая личностные, а поэтому радостные для него открытия. Разумно организованная развивающая среда способствует подготовке ребенка к жизни в стремительно меняющемся мире, формирует устойчивое стремление познавать, открывать мир и в конечном итоге - учит учиться.
Развивающая предметно-пространственная среда также способствует навыкам партнерского общения, работы в команде, дает практику взаимопомощи и развивает навыки социального взаимодействия. Все это позволяет педагогу формировать у детей поисковый, активный, самостоятельный стиль мышления и деятельности, предоставляя реальные шансы для личностного роста каждого ребенка.
Предметно-развивающая среда средней группы организуется с учетом возможности для детей играть и заниматься любимым делом индивидуально или отдельными подгруппами. Необходимо гибкое зонирование предметно-развивающей среды с учётом детских интересов и индивидуальных потребностей. Пособия, игрушки при этом располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей. Воспитатель подбирает соответствующие возрасту и потребностям детей игрушки и игры, заботится о регулярном обновлении игровой атрибутики, наличии полифункциональных игровых материалов, дозирует меру своего влияния на самостоятельные детские игры, создает условия и настрой на игру в течение всего дня пребывания детей в детском саду.
Строго соблюдается требование безопасности предметно-пространственной среды для жизни и здоровья ребенка: соответствие детской мебели, игрового и дидактического материалов возрастным и санитарно-гигиеническим требованиям.
Важно, чтобы все содержание образовательного процесса способствовало неуклонному развитию познавательной и эмоциональной сферы детей, обогащению личного опыта, самостоятельности и давало ребенку ощущение единой дружной семьи и радости общения со сверстниками и взрослыми в детском саду.
Оснащение групп в соответствии с задачами образовательной работы в детьми представлено в таблице.
В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности воспитатели применяют свои методы и приемы (таблица 3, при этом организованная в ДОУ среда должна отвечать следующим условиям: проблемная насыщенность, возможность поиска и открытия; многофункциональность; приспособленность к нуждам совместной деятельности детей и взрослых, возможность использовать накопленный опыт; функциональность моделирования содержания детской деятельности; «свобода выбора» альтернативных средств (предметов, материалов, средств и т. п.); открытость к изменению, своеобразная незавершенность, «приглашающая» ребенка к активному достраиванию среды, диалогический режим функционирования;
Вид деятельности Особенности содержания и организации
Совместная игра Игра-драматизация, сюжетно-ролевая, строительно-конструктивные игры обращены на обогащение содержания творческих игр, освоение дошкольниками игровых умений, необходимых для организации
самостоятельной игры.
Ситуации общения и накопления положительного социально - эмоционального опыта Они носят проблемный характер и содержат жизненно важную проблему, близкую к детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут носить действительно-практический характер (оказание помощи, попадание в беду, условно-словесный характер (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровой. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду для цветов», «Мы украшаем детский сад к празднику» и пр.). Ситуации могут планироваться преподавателем заранее, а могут возникнуть в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать
разрешению возникающих проблем.
2.3 Анализ результатов опытно-поисковой деятельности по эффективности развивающей среды в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения
Проанализировав организацию развивающей среды в группе среднего возраста МБДОУ Детского сада №1 г. Самара, можно сделать вывод, что богатая среда для развития предметных областей и образования становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разнообразного развития каждого ребенка. Развивающаяся предметная среда является основным средством личностного развития ребенка и источником его знаний и социального опыта.
Хорошо организованная среда развития позволяет каждому ребенку найти что-то свое, поверить в свои сильные стороны и способности, научиться взаимодействовать с воспителями и сверстниками, понять и оценить их чувства и действия, и вот что это такое что лежит в основе развития общения. Свободная деятельность детей в центрах развития помогает им самостоятельно искать, участвовать в исследовательском процессе и не получать каких-либо заранее написанных знаний от воспитателя.
В большинстве семей имеется дома специально отведенное место для занятий ребенка продуктивными видами деятельности: рисование, лепка и др. приложение 1
Также было проведено анкетирование воспитателей, в котором приняло участие 9 сотрудников (приложение 2).
По вопросу выбора способа поддержки инициативы у дошкольников, реализуемых в образовательной области: «Социально-коммуникативное развитие» 76,92% респондентов выбрали совместное обсуждение с детьми возникающих конфликтов, 84,62% - внимательное выслушивание детей, 69,23% - помощь в формировании умения делиться своими переживаниями и мыслями, 76,92% - создание развивающей среды для социально - коммуникативного развития.
В основе обучения лежит деятельностный подход, принципы развивающего обучения, соблюдая который педагоги создают условия для развития инициативности и самостоятельности детей
В процессе проверки было посещено занятие, на котором детям была предложена проблемная игровая ситуация, которую дети должны решить и определить тему недели или тему занятия. Наблюдения показали, что все дети достаточно активно участвуют в диалоге, предлагают свои варианты решения задач. Дети активно взаимодействовали друг с другом и со взрослым. Педагогом подобран оптимальный метод и приемы решения дидактических задач.
В процессе конструирования или изобразительной деятельности в основном воспитатель не предоставляет детям возможность выбора различных материалов. Но у детей есть возможность вне НОД использовать материалы или техники работы по желанию. В каждой группе проводится диагностика индивидуального развития, составляются планы индивидуального развития, но в основном они направлены на работу с детьми отстающими, а не на развитие творчества, инициативы ребенка.
Анкетирование воспитателей (приложение 2) показало, что педагоги четко представляют, что стимулирует развитие самостоятельности и инициативности детей.
Таким образом, подводя итоги исследования можно сформулировать следующие предложения :
1. Продолжить работу по созданию условий для стимулирования детской инициативы и самостоятельности дошкольников.
2. В целях повышения эффективности взаимодействия детей со сверстниками пополнить уголки ряженья и театрализации разнообразным материалом в соответствии с возрастом.
3. Рекомендовать педагогам Учреждения для повышения качества организации равноправного сотрудничества использовать игры на развитие навыков эффективного общения.
4. Для повышения качества дошкольного образования педагогам Учреждения внедрить в педагогический процесс технологию сотрудничества и обеспечить равноправное, субъектное взаимодействие взрослого и ребёнка (равенство в общении и партнёрство в совместной деятельности).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенные нами теоретические исследования и опытно-практическая работа по организации развивающей среды в средней группе дошкольного учреждения позволили сделать следующие выводы:
1.
Принимая во внимание термин «среда», мы глубоко изучили
термин «среда развития» и пришли к выводу, что в педагогических работах
нет точного определения этого термина, и почему в нашем исследовании был
предложен соответствующий термин «среда развития образования».
рассмотреть систематическое содержание условий для реализации задач
воспитания и обучения на основе личностно-ориентированной модели
взаимодействия детей и взрослых с целью обеспечения воспитания ребенка
как личности.
2. Среда развивающая характеризуется следующими признаками: -
необходимостью (материально-техническое обеспечение, содержание
программного обеспечения и методическое обеспечение с учетом культурно-
педагогических практик и традиций ДОУ);
- процедурные (обеспечение творческого взаимодействия детей и
взрослых независимо от цели обучения в ДОУ, ее приоритетной роли,
структуры и характера организации);
- технологические (используют различные методы и средства для
активизации деятельности, обеспечивающей творческое развитие личности).
3. Среда развития выступает в качестве стимулятора, движущей силы
целостного процесса становления личности ребенка. Он обогащает развитие личности и способствует раннему проявлению разносторонних
способностей. Удобной тематической средой развития является организация
пространства, использование оборудования и другого оборудования в
соответствии с целями обеспечения безопасности духовного благополучия
ребенка, его развития.
При организации среды развития в группе среднего возраста наиболее
важным условием является учет потребностей детей.
Развивающаяся среда должна действовать как динамичное
пространство, мобильное и легко изменяемое. Очень важно учитывать
особенности развития всех видов детской деятельности. Вовлеченность
ребенка в окружающую среду, его активные знания, изучение зависят от
готовности и компетентности взрослого человека.
4. Среда, которая играет особую роль в развитии детей среднего дошкольного
возраста, должна быть организована в соответствии с задачами воспитания.
При создании предметно-развивающей пространственной среды следует
учитывать особенности каждой группы : возраст, состав - количество
мальчиков и девочек, их индивидуальные особенности, в частности -
мобильность, темперамент, склонности, интересы, особенно семейное
воспитание; только в этом случае будет развиваться окружающая среда, т. е.
Подарите ребенку чувство комфорта, счастья, тишины и удовлетворения.
5. Важнейшей задачей воспитателя по созданию комфортной
развивающей среды способность организовать жизнь таким образом, чтобы
все элементы повседневной жизни были тесно связаны с развитием,
обучением, игрой и вовлечением детей в работу. Для этого необходимо
создать спокойную и дружескую атмосферу в группе.
Предложенные методы апробированы и позволили подтвердить
выдвинутую гипотезу