Розалия Васильева
Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. Эмоциональная культура педагога
▼ Скачать + Заказать документы
г. Якутск
Профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности. Это «работа сердца и нервов», где требуется ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил (В. С. Сухомлинский).
Публикация «Тренинг эмоциональной устойчивости педагога, Эмоциональная культура педагога» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Эмоции, эмоциональное напряжение. Профилактика, тренинги
- Темочки
В последние 20 лет исследователями выяснилось, что педагоги, воспитатели, руководители подвержены симптомам эмоционального утомления и опустошения – синдром «эмоционального выгорания». На развитие синдрома «эмоционального выгорания» влияют внешние внутренние факторы. К внешним факторам относят: хроническую напряженную психоэмоциональную деятельность, связанную с интенсивным общением и эмоциями; завышенные нормы контингента (к-р, дети в группе); нечеткую организацию и планирование деятельности; повышенную ответственность за исполняемые функции (за благополучие детей); неблагополучную психологическую атмосферу профессиональной деятельности (конфликтность в системе «руководитель – подчиненный», «коллега – коллега», «воспитатель – дошкольник»); психологически-трудный контингент (нарушители дисциплины). В результате воздействия этих факторов педагог прибегает к экономии эмоциональных ресурсов : «не обращать внимания», «беречь нервы», то есть к эмоциональному игнорированию напряженных ситуаций.
К внутренним факторам относят склонность к эмоциональной ригидности. «Эмоциональное выгорание» быстрее возникает у тех, кто более эмоционально сдержан. У людей импульсивных, эмоционально гибких, чувственных, отзывчивых развитие симптомов «выгорания» происходит медленнее. С другой стороны, данное психологическое явление возникает у людей, воспринимающих обстоятельства профессиональной деятельности слишком эмоционально. Это свойственно молодым специалистам с повышенной ответственностью за исполнение обязанности. Каждая напряженная ситуация в профессиональной деятельности оставляет глубокий след в душе, вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные раздумья и бессонницу. Постепенно эмоциональные ресурсы истощаются и возникает необходимость беречь их, прибегая к механизмам психологической защиты.
Стимулирует развитие «эмоционального выгорания» слабая мотивация к профессиональной деятельности. В таком случае не проявляется сопереживание, соучастие, интерес к детям, развиваются крайние формы «выгорания» - безразличие, равнодушие, душевная черствость.
Наиболее подвержены «выгоранию» те, кто реагирует на напряжения агрессивно, несдержанно. К «сгорающим» относят и «трудоголиков» - тех, кто решил полностью посвятить себя работе и работает до самозабвения.
Результатом такой деятельности является развитие следующих симптомов «выгорания» : чувства эмоционального истощения, изнеможения; развитие негативного отношения к детям; агрессивных чувств (раздражительность, напряженности, гнева); упаднического настроения; психосоматических недомоганий (усталости, утомления, бессонница, желудочно-кишечных расстройств и т. д.).
Все изложенное выше заставляет всерьез задуматься об охране здоровья педагога, его профессиональном долголетии. Для снятия излишнего эмоционального напряжения в профессиональной деятельности большую роль играет работа по повышению уровня эмоциональной культуры педагога. А показателем эмоциональной культуры является высший уровень развития эмоциональной устойчивости, эмпатии и эмоциональной гибкости педагога.
Упражнения на развитие эмпатии
1. «Пойми другого»
Каждый участник должен в течении 2-3 минут описать настроение кого-либо в группе. Представить себе, прочувствовать человека, его состояние, эмоции, переживания и все это изложить на бумаге. Затем все описания зачитываются вслух и подтверждается их достоверность.
2. «Любящий взгляд»
Один участник выходит за дверь. Его задача – определить, кто из группы будет смотреть на него «любящим» взглядом. Ведущий назначает в его отсутствие 2-3 человека. Затем выбирается другой отгадывающий. Количество смотрящих «любящим» взглядом увеличивается.
Упражнение на развитие мимической экспрессивности (отзывчивости)
3. «Как поживаете?»
Группе полагается мимически отреагировать в ответ на вопрос «Как поживаете?» следующим образом: «Спасибо, хорошо», «неважно», «не могу даже и ответить», «очень хорошо живу», «мерзко», «больше хорошо, чем плохо» и прочее. Пользоваться вербальным средствами при этом запрещается, жесты допускаются в минимальной мере.
4. «Передача чувств»
Все встают затылком друг к другу. Последний поворачивает предпоследнего и передает ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление и т. п.) Второй человек должен передать следующему это же чувство. У первого спрашивают, какое чувство он получил, и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале.
- Что понравилось и почему? Для чего это нужно? Спасибо всем. До свидания.
Использованная литература:
Е. М. Семенова. Тренинг эмоциональной устойчивости. М. 2002.