МААМ-картинки

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему «Культура и традиции удмуртов»

Татьяна Ившина
Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему «Культура и традиции удмуртов»
▼ Скачать + Заказать документы

Управление дошкольного образования Администрации г. Глазова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 25»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

ОО «Познавательное развитие»

на тему: «Культура и традиции удмуртов»

(подготовительная к школе группа)

Глазов, 2020

Тема: «Культура и традиции удмуртов»

Цель: Знакомство с культурой и традициями удмуртов.

Задачи:

Образовательные:

Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему „Культура и традиции удмуртов“» размещена в разделах

формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре;

формировать понятия о большой и малой Родине;

познакомить детей с символами Удмуртской Республики: (флаг, гимн, герб, национальными костюмами и бытом удмуртов.

Развивающие:

развивать познавательный интерес, желание познакомиться с обычаями и культурой удмуртов;

развивать свободное общение со взрослыми и детьми;

Воспитательные:

воспитывать уважение к удмуртскому народу;

воспитывать чувство гордости за свою родину, побуждать желание лучше узнать историю своего края.

Методы и приемы:

наглядные: мультимедийная презентация, предметы быта, слушание музыки, наблюдение;

практические: изготовление куклы, выкладывание орнамента, подвижные игры;

словесные: рассказ-сопровождение презентации, беседа;

прием эмоциональной заинтересованности: посещение краеведческого мини-музея.

Материалы и оборудование:

Стихотворение Ф. Васильева «И для меня бы не было России…»; презентации «Удмуртские национальные костюмы», «Праздники и традиции удмуртов»; краеведческий мини-музей, предметы быта удмуртов, пазл «Орнамент», картинка с изображением цветка италмас, искусственный цветок италмас.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к Анне - апай.

(Дети заходят под удмуртскую музыку в краеведческий мини-музей. Воспитатель - Анна-апай в удмуртском костюме встречает детей).

Анна-апай: Зечесь буресь, гажано куноос! Здравствуйте, дорогие гости! Так встречают своих гостей удмурты.

В. : Давайте и мы поздороваемся на удмуртском языке: «Зечесь буресь!»

Дети: Зечесь буресь!

Анна-апай: Присаживайтесь на лавочку. Есть большая страна на планете, это Россия, а в этой стране России есть наша маленькая республика Удмуртия. Расположена наша республика в междуречье Камы и Вятки. Совсем немного места занимает она на карте великой страны России. (Показываю на карте). Многие писатели и поэты писали и восхваляли свою родину. Послушайте стихотворение Флора Васильева:

В любой чащобе

Лишних нет деревьев,

И если даже вырубить кусты,

То и тогда леса лишаться древней,

Естественной и дивной красоты…

…Хватает Волге широты и сини,

но с Камою она ещё синей.

И для меня бы

Не было России

Без маленькой Удмуртии моей.

Анна-апай: Я расскажу вам о том, как много лет назад жили люди на земле удмуртской, как обустраивали свое жилище, во что одевались, как веселились, что готовили. Ребята, вы были в деревне?

Д. : Да.

Воспитатель: А какие дома строили раньше в деревнях?

Анна-апай: Удмурты дома строили рядом с реками, родниками. Дом строил глава семьи, мужчина. Ему помогали родственники. Жилище удмуртов - деревянная изба с холодными сенями. В домах находилась печь. Топили ее дровами. Дома были теплыми и удобными.

В. : А что было в доме?

Анна-апай: Мебели почти не было: один стол, один стул для хозяина или для почетного гостя и лавки вдоль стен. Посуда была деревянная (ложки, глиняная (чашки, горшки). Вся посуда стояла на полках, прибитых к стене. Посуду мужчины делали своими руками.

В. : Ребята, обратите внимание на удмуртский костюм. Как много на нем узоров.

Анна-апай: Эти узоры называются орнаментами. Их вышивали на одежде и ткани.

(Презентация «Удмуртские национальные костюмы») (Слайд №1)

Мужская одежда удмуртов практически не отличалась от одежды русских крестьян: это была рубаха-косоворотка, сшитая из белого холста, позже – из мелкой клетчатой домотканины, штаны (эрезь) из полосатой домотканины темных тонов. Большую роль в мужском костюме играли пояса: из сыромятной кожи с медной пряжкой (е, тканый или плетеный домашнего производства из разноцветных шерстяных ниток (кускерттон); широкий шерстяной фабричного производства, чаще красный в полоску (путо). (Слайд №2)

Летняя одежда удмурток состоит из распашного кафтана (шортдэрем, рубахи (дэрем). Дополняют их фартук без грудки (азькышет) и аппликативный нагрудник (муресазь). Полы, воротник, подол шортдэрема украшали вышивкой, иногда пришивали бусы, мелкие монеты, раковины каури; вышивка сопровождалась полоской кумача. (Слайд №3)

Неотъемлемую часть женского костюма составляли передники (азькышет) без грудки, их отделывали кружевами, тесемками, вышивкой. (Слайд №4)

Среди женских украшений главную массу составляли металлические украшения: серебряные монеты – русские (в особенности царские рубли и мелкое серебро) и иностранные, жетоны, пуговицы, металлические накладки и подвески. Дорогие серебряные украшения сохранялись столетиями как семейная драгоценность и переходили от поколения к поколению. Нагрудные украшения. «Ожерелье» - чыркерттэт, напоминали чешуйчатые бока рыбы. В нижнем ряду были крупные монеты, в верхнем – мелкие. (Слайд № 5)

Широким распространением пользовались ушные подвески (пельугы, которые составляли необходимое дополнение к головным уборам – айшону и такъе. (Слайд № 6)

Наиболее распространенной обувью удмурток были лапти (кут). Мужские онучи (бинялтон) были длиннее и шире, чем женские. Сапоги считались праздничной обувью, их носили в летнее время, валенки — зимой. (Слайд №7)

В национальных костюмах удмуртов преобладает красный, белый цвета:

• чёрный цвет является символом земли и стабильности;

• красный – цветом солнца и символом жизни.

В. : Ребята, сейчас мы с вами выложим удмуртский «Орнамент».

Анна-апай: Ребята, вы знаете, какой цветок является символом Удмуртии? (Италмас) Италмас – это удмуртское название цветка. В переводе на русский – это купальница. Посмотрите, какой он красивый! (показывает иллюстрацию цветка). Этот цветок занесен в Красную книгу Удмуртии. Его в Удмуртии осталось очень мало. Поэтому не рвите этот цветок, а только любуйтесь его красотой!

А вот про купальницу я вам расскажу легенду.. Жила-была красавица по имени Италмас. "Чтобы не попасть в руки злому колдуну, девушка обернулась цветком купальницы. Так гласит древняя сказка, и удмурты до сих пор называют золотые цветы на лугу - италмасами. Цветок - словно золотоволосая девушка в ярком зеленом платье. У нас за рекой Чепцой растут весной италмасы, но их тоже становится всё меньше и меньше и они уходят от берега все дальше к лесу. Поэтому ребята, нужно меньше их рвать, а лучше просто ими любоваться, когда они растут.

Удмурты придумали игру с италмасом.

(Воспитатель объясняет правила игры: дети встают в круг, водящий снаружи с италмасом. Под музыку дети идут в одну сторону, а водящий в другую. Музыка останавливается, водящий просовывает цветок между двумя детьми. Дети разбегаются в разные стороны. Кто первый схватит цветок, тот и водит)

Анна-апай: Много игр придумано удмуртами. Вот еще одна игра.

«Водяной» («Ву мурт»)

Очерчивают круг – это пруд или озеро, река. Выбирается ведущий – водяной. Играющие бегают вокруг озера и повторяют слова: «Водяного нет, а людей-то много». Водяной бегает по кругу (озеру) и ловит играющих детей, которые подходят близко к берегу (линии круга). Пойманные дети остаются в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков.

Правила игры: Водяной ловит, не выходя за линию круга. Ловишками становятся и те, кого поймали. Они помогают водяному.

В. : Играли удмурты в свободное время и на праздниках. Ребята, какие праздники вы знаете? («Новый год», «День рождения» и др.)

А какие праздники отмечают удмурты? Хотите узнать?

(Презентация «Праздники и традиции удмуртов»). (Слайд №1)

Анна-апай: Важную роль в жизни удмуртов играют календарно – обрядные праздники, связанные с важными этапами сельскохозяйственных работ (началом и окончанием весенней посевной, сенокоса, уборки хлебов).

«Шорт миськон» («Мытьё мотов пряжи»). (Слайд №2, №3)

В конце февраля - начале марта заканчивалось прядение и начинался следующий этап подготовки пряжи - шорт миськон - стирка заготовленной за зиму пряжи. Работа сопровождалась шутками, песнями.

В. : Ребята, а что делали из пряжи? (Одежду, носки, ковры, ткали полотенца, скатерти.). А еще удмурты из ниток делали кукол. (Мастер - класс по изготовлению куклы).

Наматываем нитки на основу - это будет тело куклы. Когда вы намотаете достаточное количество, разрежьте нитки по одной линии. Полоску ниток завязываем по середине. Сгибаем пополам, завязываем нитками такого же цвета, отделив голову от туловища. Таким образом, у нас получилась голова куклы. Теперь наматываем ручки отдельно, основа должна быть меньше, чем тело куклы. Разрезаем с двух сторон, завязываем полоску по краям. получившуюся полоску вкладываем между двумя половинками тела куклы и завязываем ниточками пояс. Украшаем куклу (тесьма с удмуртским орнаментом, платочек.). Вот наша кукла и готова.

«Лудэ лэзён». (Слайд №4, №5)

Этот праздник не имел установленной даты и проводился во время первого выгона скота на летний выпас.

Если в указанный день весны была плохая погода, то скотину хотя бы прогоняли по улице. Так, накануне выгона скота, вечером мужчины деревни отгоняли из ближайшего леса стуком, выстрелами и громкими криками волков и других хищных зверей. Затем они и хозяйки втыкали в двери избы и хлева можжевеловые/рябиновые ветви.

«Гырыны потон» («Выход в поле»). (Слайд №6)

Первый весенний праздник, знаменующий начало сева. Обычно собирался кенеш — совет, и старейшины договаривались о дне выхода в поле; намечался человек, которому оказывали честь вспахать первую борозду. Пропахав немного, он клал в борозду кусочки от принесенных кушаний, деньги, горбушку хлеба, на нее — некрашеное яйцо. Считалось, что это яйцо предназначено матери-земле.

«Гербер» (Слайд №7, №8, №9, №10)

Гужем юон или гербер считался последним праздником земли в году, последним летним праздником: до этого дня заканчивали все весенние земледельческие работы, в которых применялся плуг; отсюда и название праздника гербер, что значит: после плуга. Как и в другие календарные праздники, происходило традиционное праздничное гостевание взрослых и молодежное гуляния.

Анна-апай: Ребята, удмурты готовились к праздникам. Праздничный стол в Удмуртии всегда богат пирогами. Начинки их разнообразны. Удмуртские пироги могут быть с кашей, мясом, рыбой, картофелем.

Стряпали «Табанями». Это особые толстые блины, выпекаемые в русской печи.

Пельмени. С территории современной Удмуртии и Пермского края пельмени распространились по России. В столице республике, Ижевске, есть даже памятник пельменю. «Пельнянь» – так удмурты называют пельмень. В переводе с их языка это означает «хлебное ухо». И действительно – по форме пельмень напоминает ухо.

Перепечи. Это корзиночки из теста, обычно с приподнятыми и защипнутыми краями, с начинкой из мяса, картофеля, мяса, грибов, капусты.

Анна-апай: Удмурты – народ гостеприимный. Своих гостей они всегда приглашали к столу и угощали своими национальными блюдами. И я вас, дорогие мои гости приглашаю к столу.

Литература:

http://vorshud.unatlib.org.ru/index.php

• Лебедева С. Х. Удмуртская народная одежда / С. Х. Лебедева. - Ижевск, 2008.

• «Легенда Италмас», М. Петров.

http://kedem.ru/voyaj/cuisine/20100921-udmurt-cuisine/

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию «Шоу фокусников»Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию «Шоу фокусников» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Ласточка» «Развитие у детей познавательной активности через детское.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Мой родной город» Цель: * Формирование элементарного представления воспитанников о малой Родине Задачи: * Формировать патриотические чувства. * Знакомить.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи для детей с ОВЗ на тему «Мебель» Цель: закрепить знания детей о предметах мебели. Коррекционно-образовательные задачи: • Уточнить и расширить представление о мебели, ее.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Дуб и сосна»Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Дуб и сосна» Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Дуб и сосна» Цель. Закрепить знания детей о деревьях, различных их частях.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Мир природы»Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Мир природы» Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Мир природы» Цель. Закрепить знания детей о природе в целом: живая и.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Русская изба»Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Русская изба» Цель: Сохранение духовно – нравственного здоровья детей; приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры; стремление.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Сохраним елочку» Тема: "Сохраним елочку" Образовательная область "Познавательное развитие" ЦЕЛЬ: 1. Создание условий для эмоционального отклика детей. ЗАДАЧИ:.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Будьте здоровы!»Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Будьте здоровы!» Конспект непосредственно-образовательной деятельности (открытый показ) Тема: "Будьте здоровы!" Группа старшая Форма организации подгрупповая.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Угощения для Ежика»Конспект непосредственно образовательной деятельности «Угощения для Ежика» Программное содержание. Вызывать эмоциональный отклик у детей, развивать сюжетно - игровой замысел. Развивать у детей интерес к лепке разных.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по лепке «Лыжники» для детей старшей группыКонспект непосредственно-образовательной деятельности по лепке «Лыжники» для детей старшей группы Вид деятельности: познавательная, изобразительная (лепка) Тема: «Лыжники» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему «Культура и традиции удмуртов»
Опубликовано: 19 января 2020 в 20:16
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему «Культура и традиции удмуртов»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Ившина (УИ 2085521) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД