Ирина Сидоренко
Кулинария в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый помнит, как в детстве хотелось помочь маме раскатать тесто и слепить пирожок. И это желание мы решили использовать на занятиях по познавательному развитию.
В ходе этих занятий наши воспитанники знакомятся со свойствами продуктов, способами приготовления пищи; развивают познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать работу в коллективе; формируют умение экспериментировать с новым материалом, преобразовывать его; упражняются в нарезании продуктов, замешивании и раскатывании теста; развивают ловкость движений рук, пальцев, умение владеть инструментами и материалами.
Темочки:
Эту работу воспитатель нашего детского сада Тагирова Динара Каримовна начала проводить в средней группе. Дети знакомились со свойствами овощей, фруктов, учились резать фруктовые салаты, делать ленивый компот.
В старшей группе занятия усложнились. Воспитанники узнают о свойствах муки, теста, учатся раскатывать его, делать фигурное печенье, используя специальные формы.
Такие занятия проходят в форме тематических дней.
Занимательно прошел День домашней выпечки. Дошколята узнали какое бывает тесто (пресное, дрожжевое, песочное, какие продукты нужны для его приготовления и последовательность их смешивания. А после все дружно лепили пирожки. Ребята пользовались скалками и лепили из дрожжевого теста, что было особенно важно и интересно для самих ребят.
На дне чая ребята познакомились с историей чая, правилами его заваривания, с правилами культурного чаепития. Узнали, что сортов чая много. Чай бывает черный, зеленый, белый, травяной, фруктовый, ягодный. Ни одно чаепитие не обходится без угощений. И воспитанникам было предложено приготовить такое угощение как орешки со сгущенкой.
На тематическом дне «Конфеткины забавы» ребята совершили виртуальную экскурсию на кондитерскую фабрику. Узнали, что первая фабрика в России появилась в 1877 году. На фабрике работают люди разных профессий. Например, кондитер-технолог занимается разработкой рецептов, а кондитер - непосредственно приготовлением лакомства. Что для приготовления шоколада нужны какао бобы. В гости к ребятам приходила Фантина и принесла с собой конфетки-задания.
Сначала дети соревновались, чья команда быстрее рассортирует конфеты. Затем, кто быстрее завернет конфету в фантик. Третья конфета-задание предложила ребятам проявить ловкость и пронести конфету в ложке. Четвертая попросила узнать на вкус, что за угощение появилось во рту: печенье, морковь, вафли, свекла, конфета. Веселье вызвал конкурс с завязанными глазами съесть конфету, подвешенную на веревочке.
Ребята узнали, что первые конфеты появились в Египте. Приготовлены они были из фиников и меда. Рецепт показался простым и было решено приготовить такие конфеты. С помощью воспитателя ребята сначала сделали конфетную массу, состоящую из фиников, семечек подсолнуха и кунжута, банана. Дети слепили из массы шарики, обваляли их в измельченных кукурузных хлопьях и украсили цветной посыпкой.
Применение игр по кулинарии в образовательном процессе имеет свои трудности и сложности. Прежде всего, питание должно быть организовано в соответствии с нормативными документами, используемые продукты должны быть безопасны, иметь сертификат качества. При продумывании хода занятия по данному направлению все рецепты блюд и способы их приготовления обсуждаются с медсестрой детского сада, а у родителей узнается о наличии аллергии к какому-либо компоненту.
Во время приготовления блюд всегда возникает много вопросов, на которые нужно найти ответ. Какой толщины нужно раскатать тесто, что нужно, чтобы тесто не прилипало к рукам, какого размера резать фрукты и овощи в салат, почему этот пирожок в духовке слегка подгорел, а этот подрумянился, что делать, если осталась начинка.
Все продукты различаются по цвету, запаху, консистенции, вкусу. В процессе их сравнения обогащается сенсорный опыт детей. Просеивание, разливание, взбивание развивают мелкую моторику.
Во время проведения таких дней используются различные весы и мерные емкости (пластиковые стаканы, миски, банки и др., блокноты для записи нужного количества продуктов. Дети вместе с воспитателем ведут кулинарную книгу, записывая в нее рецепты. В процессе записи рецептов возникает интерес к грамоте и письму, ведь рецепт надо прочитать и записать. Делает это взрослый или ребенок, который умеет писать: записывает рецепт печатными буквами. Дети испытывают интерес к буквам и начинают понимать назначение письма.
Тематические кулинарные дни позволяют нашим воспитанникам расширить представления о свойствах продуктах, о приготовлении пищи, учат экспериментировать с новым материалом, преобразовывать его, обобщать результаты своей деятельности, подводить итоги, вступать в диалог со взрослым по поводу ситуативной беседы, взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы в парах, проявлять самостоятельность в выборе. Создавая свои кулинарные шедевры, дети учатся фантазировать, развивают свои интеллектуальные способности.
По результатам беседы с ребятами об их кулинарных предпочтениях был составлен перспективный план, разработан долгосрочный проект «Готовим вместе» в рамках ранней профориентации дошкольников.
Этот проект вызвал большой интерес и отклик у родителей, которые активно стали участвовать в подготовке к тематическим дням. Родители вместе с детьми сшили фартучки, подготовили шапочки юным кулинарам, запаслись скалками и дощечками. В ходе подготовки к занятиям родители разучивают стихотворения, готовят рассказы. Предлагают свою помощь в подготовке материала и украшения группы: распечатывают картинки, готовят плакаты, ингредиенты.
Таким образом, у родителей появляется заинтересованность, что приводит к активному творческому участию в образовательном процессе. Родители к размышляют об особенностях воспитания интересов и увлечений у детей в семье. А между родителями воспитанников и педагогами устанавливаются доверительные взаимоотношения в вопросах профориентации дошкольников.