Косова Любовь
Макетирование в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт в дошкольном образовании направлен на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование. Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.
Темочки:
Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития является макетирование.
Использование макетов в предметно – пространственной среде отвечает принципу интеграции образовательных областей. Через любой игровой макет решаются цели и задачи из различных областей: «Речевого развития», «Познавательного развития», «Социально-коммуникативного развития», «Художественно-эстетического развития».
В образовательном пространстве макеты способствуют развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка. Макетирование способствует развитию речи детей.
В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности:
• Эмоциональная отзывчивость
• Любознательность
• Активность
• Умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.
Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач:
• Знакомство с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания (человека, животного и т. д.).
• Закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме.
• Решение конкретных задач на основе макета (моделирование ситуации).
• Развитие монологической и связной речи.
• Развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии.
• Развитие общей и мелкой моторики рук.
• Развитие коммуникативных навыков
• Активизация лексического словаря.
• Формирование навыков сочинительства.
• Формирование творческих способностей.
• Воспитание доброжелательности.
• Умения работать в коллективе.
Игры с макетами развивают интеллектуальные качества ребенка, инициативу и волевое усилие. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения (о природе, исторических событиях, здоровье человека).
На основе готовых макетов мы проводим беседы, составление рассказов детьми, сюжетно-ролевые и режиссерские игры.
Макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных видов совместной деятельности взрослого с детьми и свободной детской активности.
Макеты – это формы организации образовательного пространства, способствующие развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для развития речи детей. Без сомнения, игровые макеты представляют огромный интерес для познавательной деятельности ребенка.
Чтобы наглядно познакомить детей с традициями и бытом русского народа, внутренним убранством русской избы я сделала макет «Русская изба». Макет даёт возможность детям не только рассмотреть предмет со всех сторон, но и практически освоить его. У детей появилась возможность наглядно увидеть, как жили русские люди и как они работали, отдыхали, какие они соблюдали обычаи и чем украшали свой быт.
Цель наглядного пособия:
приобщать детей к духовной культуре, к богатому культурному наследию русского народа, формировать у дошкольников основы национального самосознания, национальной принадлежности. Способствовать формированию у детей личностной культуры.
Задачи:
1. Формировать у детей представления о русской избе и традициях русского народа. Знакомить с внутренним убранством русской избы; обогащать словарный запас новыми словами.
2. Углублять представления детей об истории жилища; формировать умение детей ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремился улучшить свое жилище.
3. Развивать память, речь, мышление.
4. Воспитывать у детей любовь к Родине, к русскому народному творчеству, традициям.
5. Пробуждать интерес к истокам русской народной культуры.
В работе по экологическому воспитанию часто используют метод макетирования для «погружения» детей в удивительное царство природы.
Одним из интереснейших объектов, с которым дети знакомятся с самого раннего детства, является экосистема – лес. Для обогащения предметно-развивающей среды нашей группы я изготовила наглядно-игровое пособие «Лес. Дикие животные» в разное время года.
Главная цель макетов : изучение разнообразия животного мира в разные сезоны и связь с местом их обитания. С помощью данных игровых пособий у детей развивается познавательный интерес, любознательность, наблюдательность, воспитывается любовь к природе, заботливое отношение к животному миру.
Наличие макета в центре познания и экспериментирования позволяет разнообразить работу с детьми по экологическому воспитанию.
В процессе игры с макетами дети закрепляют полученные на занятиях представления о видах животных, их особенностях, среде обитания, детенышах и т. д. Ребята с большим интересом и удовольствием играют, рассматривают, изучают макеты. У детей развивается внимание, память, воображение, фантазия, развивается связная и монологическая речь, обогащается словарный запас. Использование игрового макета позволяет развивать у детей пространственное воображение, формировать целостную картину мира, способствует развитию речи, помогает детям расширять свой кругозор, наглядно представлять среду обитания животных, отмечать характерные признаки животных, развивает у детей интерес к живой природе и воспитывает бережное отношение к ней.
Список используемой литературы:
1. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком. М. : Академический проект,- 2001.
2. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. М. : «Гном и Д»,- 1997
3. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей дошкольного возраста. – М. :ЛИНКА-ПРЕСС, - 2007.
4. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева// Детство-Пресс. – 2010.
5. Ясвин В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин // Москва. – 2000.