Аксинья Анатольевна Антипина
Кукольный театр как средство развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Кукольный театр, как средство развития детей дошкольного возраста
Кукольный театр занимает особое место в развитии ребенка-дошкольника. Это уникальное средство не только развлечения, но и воспитания, обучения, развития личности.
Публикация «Кукольный театр как средство развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Во время кукольного представления малыш не просто пассивно наблюдает, он сопереживает героям, активно вовлекается в действие. Театр кукол помогает ребенку познать окружающий мир, усваивать нормы поведения. Благодаря ярким эмоциональным образам, которые воплощают куклы, дети легче воспринимают новые знания.
Увлекательный сюжет, красочные декорации и костюмы переносят ребенка в волшебный мир фантазии, где оживают игрушки. Дети с удовольствием отождествляют себя с полюбившимися героями. Именно это позволяет театру кукол так эффективно влиять на эмоциональную сферу ребенка.
Занятия кукольным театром развивают воображение и творческие способности дошкольников. Дети учатся фантазировать, придумывать диалоги, сюжеты. В процессе создания спектакля они осваивают различные виды художественной деятельности: рисование декораций, изготовление кукол, костюмов.
Работа над выразительностью речи, мимики, жестов при создании образа помогает малышу лучше понимать себя, свои эмоции и чувства. Дети учатся брать на себя разные роли, перевоплощаться. Это способствует развитию эмпатии, умения ставить себя на место другого.
Особое значение кукольный театр имеет для социально-коммуникативного развития дошкольников. Участие в спектаклях приучает ребенка к коллективному творчеству, взаимопомощи. Малыш учится договариваться, распределять роли, работать в команде. Преодоление стеснительности, страха публичных выступлений тоже происходит благодаря театрализованной деятельности.
Таким образом, кукольный театр является эффективным педагогическим средством для комплексного развития детей дошкольного возраста. Задача педагогов и музыкальных руководителей - использовать все возможности этого увлекательного искусства. С помощью кукол можно не только развлечь, но и обучить ребенка, привить ему любовь к творчеству и красоте. А главное - воспитать доброго, отзывчивого, гармонично развитого человека.
Давайте подробнее рассмотрим основные направления развития дошкольника средствами кукольного театра.
Речевое развитие. Участие в постановках спектаклей способствует обогащению словарного запаса детей, развитию связной монологической и диалогической речи. Малыши учатся четко и ясно выражать свои мысли, строить умозаключения. Работа над интонационной выразительностью, дикцией придает речи большую окраску. Дети овладевают умением менять высоту и силу голоса, темп речи в зависимости от поставленной задачи.
Познавательное развитие. Благодаря театрализованной деятельности у ребенка развивается любознательность, познавательный интерес. Постановка спектакля требует изучения литературного произведения, работы с информацией. Дети расширяют кругозор, учатся анализировать поступки героев, делать выводы. Работа над выразительностью пластики, жестов способствует развитию мелкой моторики рук.
Художественно-эстетическое развитие. Занятия театральным искусством позволяют раскрыть творческий потенциал каждого ребенка. Участие в создании кукол, декораций, костюмов развивает эстетический вкус, умение видеть и создавать красоту. Дети учатся правильно передавать образы героев через мимику, жест, пластику. Музыкальное оформление спектакля также способствует художественно-эстетическому развитию дошкольников.
Физическое развитие. Кукольный театр благотворно влияет и на физическое развитие ребенка. Во время репетиций и спектаклей дети выполняют упражнения на развитие мимики, координации движений, пластики. Это помогает улучшить осанку, моторику, выносливость. Театрализованные игры часто включают в себя подвижные этюды, танцевальные элементы, что способствует развитию общей моторики ребенка.
Как видно, кукольный театр оказывает многостороннее развивающее воздействие на детей дошкольного возраста. Но чтобы получить максимальный образовательный эффект, педагогам и музыкальным руководителям необходимо грамотно организовать эту работу.
Во-первых, важно учитывать возрастные особенности детей при выборе репертуара и распределении ролей. Для малышей 3-4 лет лучше выбирать небольшие сказки с простым сюжетом и минимумом персонажей. Дети постарше могут осилить более сложные сценарии.
Во-вторых, на начальном этапе лучше использовать настольный или пальчиковый театр. Это позволит заинтересовать ребенка и постепенно вовлечь в процесс. Когда дети немного подрастут, можно перейти к куклам на штоке или верховым куклам.
В-третьих, очень важно поощрять творческую самостоятельность и инициативу детей. Не стоит полностью режиссировать спектакль, лучше предлагать детям самим придумывать диалоги, движения. Это позволит раскрыть их индивидуальность и таланты.
Использование кукольного театра в работе с дошкольниками - увлекательный творческий процесс. Это прекрасная возможность помочь детям раскрыть свой потенциал, подготовить их к взрослой жизни. Будем помнить, что театр кукол не только развлекает, но в первую очередь развивает, обучает и воспитывает. А значит, заслуживает особого внимания педагогов как эффективное средство гармоничного развития дошкольников.