Ханаша Лариса Ивановна
Кружковая деятельность «Юные исследователи»
▼ Скачать
Перспективный план работы по опытно-экспериментальной деятельности
Месяц № Тема Программные задачи Материал
Сентябрь 1 «Юные лаборанты» Дать представление о детской лаборатории. Познакомить с понятиями: «наука» (познание, «гипотеза» (предположение, о способе познания мира – эксперименте (опыте).
Дать представления о культуре поведения в детской лаборатории.
Публикация «Кружковая деятельность „Юные исследователи“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Темочки
2 «Земля дает жизнь» Закрепить знания детей о почве; показать взаимосвязь всего живого на Земле. Развивать речь, умение делать выводы. Воспитывать любовь к природе родного края, к его обитателям. Образцы почвы, две банки с чистой и грязной водой, картинки с изображениям и почвенных обитателей.
3 «В мире растений» Дать детям обобщенное представление о знакомых растениях (живое существо, у которого есть корни, чтобы держаться, питаться; стебель, чтобы доставать питательные вещества из земли другим органам; листья, чтобы улавливать свет, дышать; для роста и развития нужны почва, влага, свет, тепло). Вызвать у детей познавательный интерес к проведению опытов с растениями, желание наблюдать за изменениями растений в зависимости от условий; учить создавать ситуацию опыта. комнатные растения, карточки с частями растений, пособия необходимые для демонстрации опытов.
4 Важная культура Познакомить с историей возникновения картофеля на Руси; познакомить с основными компонентами в составе картофеля, расширить кругозор детей о пользе картофеля для человека Клубни картофеля, тёрки и тарелки по количеству детей, прозрачные ёмкости, мелкое сито, микроскоп, йод, пипетки
Октябрь 1 Почему осенью листья желтеют Расширить знания о явлениях живой и неживой природы, учить устанавливать причинно-следственные связи, исследовать природное явление – листопад, строение листа, опытным путём сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях, развивать любознательность.
опавшие листья, зеленые листья, салфетки, лупа, кубики.
2 «В гостях у Капельки» Уточнить представления детей о свойствах воды. Развивать умение действовать по алгоритму. Выявить вещества, которые растворяются в воде. Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами. пластиковые стаканчики, емкости разной формы, ёмкость с водой палочки для размешивания, соль, сахар, мука, шампунь, растительное масло, пищевой краситель, песок, глина, стиральный порошок, картограф для зарисовки результатов
3 «Волшебница – вода» Закрепить знания детей о различных агрегатных состояниях воды: твёрдом, жидком и газообразном. наборы картинок «Вода в природе», электрический чайник, ёмкость с водой, стекло, клеёнка, ёмкости различной формы (по кол. детей)
4 Откуда берутся облака? Познакомить детей с процессом формирования облаков, дождя. Развивать поисковую деятельность детей : способность к определению задач на основе поставленной проблемы; умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор. Развивать наблюдательность, творческое воображение, познавательный интерес к окружающему миру
картинки с изображением разных видов облаков и дождя, трёхлитровая банка, кубики льда, кипяток, чёрный картон.
Ноябрь 1 Очищение воды учить детей выделять существующие признаки предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения; познакомить детей с разными способами очистки воды, совершать действия по преобразованию объекта - «загрязнённой воды»
воронки, стаканчики прозрачные, магниты, сачки, вата, бинт (ткань, бумага)
2 «Невидимка - воздух» Вызвать желание экспериментировать и получать удовольствие от совместного эксперимента. Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять пустые пространства с возможностью воздуха двигать предметы. Продолжать развивать умение анализировать и сравнивать, обобщать полученные знания.
Посылка с воздушным шаром, салфетка, книга, бумажные веера, деревянный кубик, губка, прозрачные стаканы с водой
3 Ветер и его подружка - ветряная вертушка Познакомить детей с
таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы.
Вентилятор, веер, вода в посуде, сухие листья, картинки с изображением ветреной и безветренной погоды, вертушки,
4 Песчаное путешествие Познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, цветом, структурой. Учить установить свойства песка. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты. Учить решать познавательные задачи, логически мыслить. Познакомить с песочными часами.
Ёмкости с сухим песком, прозрачные стаканчики, дощечки, лупа, сито, песочные часы.
Декабрь 1 Удивительная глина Учить выявлять и называть свойство глины – пластичность в сравнении с другими материалами (песок, камень). Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы; работать с дневниками наблюдений, фиксировать собственные наблюдения. песок, глина, тарелки, лупы, стакан воды, миска с водой, по 2 баночки, палочка салфетки, слепленные шарики из глины и из песка, халаты, фен.
2 «В царстве камней» Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый, плавучесть – тонет в воде. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома. набор камней на каждого ребенка, лупы, стакан с водой, ложка, большие подносы, маленькие и большие салфетки, коробка с ячейками
3 «Вулкан» Познакомить детей с природным явлением - вулканом.
Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.
Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность Макет вулкана (стеклянная банка, покрытая слоем пластилина, поднос, сода, уксус, гуашь красного цвета.
4 «Солнечные зайчики» Показать значение света. Объяснить, что источники света могут быть природные - солнце, луна, костер и искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).Формировать представления о свойствах солнечных лучей. Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет и изображения предмета. Поддерживать познавательную активность в процессе работы с предложенными материалами и предметами. маленькие зеркала, листы бумаги, схема многократного отражения солнечного луча, CD диски, цветные карандаши на каждого ребенка,
Январь 1 «Живые тени»
(проводится на прогулке) Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. Помочь понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. Развивать творческое воображение. Воспитывать наблюдательность.
2 Игра цветов Закрепить знания об основных цветах, вызвать эмоциональное отношение к цветовому разнообразию окружающего мира, развивать воображение. Формировать умение и навыки экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов с материалами, для работы в различных нетрадиционных техниках. банки с водой и баночки с краской гуашь (белого, красного, синего, желтого цвета, кисти, цветные карточки на магнитной доске, волчки, круги из белой бумаги с отверстием посередине, цветные мелки).
3 «Как получить радугу?» Познакомить детей с особенностями радуги, вызвать эмоциональное отношение к цветовому разнообразию окружающего мира. Формировать навыки экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов. картинка «Радуга», таз, ёмкость с водой прозрачный лак для ногтей, черный картон.
4 Волшебная сила магнита Познакомить детей с физическим явлением «магнетизм», выявить свойства магнита: прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества, способность притягивать к себе железные предметы помочь выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельных компасов. Магнитики, металлические предметы (скрепки, гвозди, болтики, шурупы, монетка, стакан с водой, дощечка бумага, картон, ткань, фанера, стекло, набор картинок к игре, компасы,
Февраль 1 Термометр Познакомить детей с термометром. Формирование представлений о теплопередаче,
нагревании и охлаждении. Развитие способностей к преобразованию. Термометры, чайные ложки (желательно из нержавеющей стали, по два
стакана воды: горячей (40–50°) и холодной (из холодильника) (на каждого ребенка).
2 Незнайка и мороженое Закрепление знаний детей о тепловых явлениях и теплопередаче. Закрепление знаний о сезонных изменениях. Развитие способностей к преобразованию. Два кусочка мороженого, два маленьких блюдечка, меховая варежка; картинки: мальчик в маечке и в трусиках; мальчик с зонтиком, в плаще, идет дождь; осенний
лес, опавшие листья; мальчик в зимней одежде.
3 «Электричество вокруг нас» Расширить знания детей об электричестве и электроприборах. Обобщить знания детей о пользе и опасности электричества. Картинки для игры «Эволюция электрической лампочки», воздушные шары, кусочки шерстяной и шелковой ткани, пластмассовые линейки на каждого ребенка, тарелка со смесью перца и соли
4 «Почему горит фонарик» Уточнить представления детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки. Активизировать стремление у дошкольников к познавательной опытно-экспериментальной деятельности через практическое взаимодействие с окружающими предметами. Будильник; пальчиковые, мизинчиковые батарейки, батарейки-таблетки; лимоны, медные проволочки, оцинкованные гвозди по количеству детей; соединительные провода, светодиодный фонарик.
Март 1 «Волшебные бутылочки» Обобщить представлений детей о звуке (звук слышим с помощью уха);
дать понятие о распространении звука, высокие и низкие звуки, шумовые и музыкальные звуки;
развить первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение) таз с водой, предметы, которые тонут, музыкальные инструменты, 7 одинаковых бутылочек, ёмкость с водой, пищевые красители
2 В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича
Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла, воспитывать бережное отношение к предметам.
3 «Бумажная Фея» Познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги (толстая – тонкая, прочная) в процессе выполнения с ней различных действий (сминание, разрывание, скручивание); с использованием бумаги в жизни человека. Развивать мышление, мелкую моторику кистей рук.
Воспитывать любознательность, бережливость. Кукла «Бумажная Фея», листочки бумаги различных видов, мкость с водой, предметы изготовленные из бумаги.
4 «Тайна хрустальной туфельки» Познакомить детей со свойствами стекла, его особенностях, изделиями из стекла; формировать умение устанавливать причины следственной связи на основе опытов; развивать познавательный интерес к предметному миру; стаканы на каждого ребенка из стекла, стеклянная посуда, посылка, пуговицы, цветные стекла.
Апрель 1 «Легкая пластмасса» Помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая). Развивать речь, логическое мышление. Воспитывать заботливое отношение к вещам, созданным руками человека. Пластмассовые ёмкости, предметы из других материалов
2 «В гостях у Золушки» Воспитывать интерес к исследовательской деятельности; познакомить детей со свойствами ткани и их видами. Закрепить знание детей об одежде. Различные лоскутки ткани (шелк, шерсть, лен). Нитки, вода, утюг.
3 «Волшебная соль» Систематизировать представление детей о соли и её свойствах. Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования. тарелочки с солью, увеличительные стекла, сырые куриные яйца, ложечки, одноразовые стаканчики, салфетки, пипетки.
4 Удивительные свойства мыльных пузырей Формировать представления детей о свойствах мыла. Пронаблюдать удивительные свойства мыльных пузырей на опытах. Развить творческое воображение и мышление. Набор каждому ребё нку: кусочек мыла, лупа, коктельная трубочка, губка, баночка для воды, игра “Мыльные пузыри”, жидкое мыло,
гуашь или акварель.
Май 1 Лаборатория молока формировать представления у детей о пользе молока и молочных продуктах для организма человека; обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности; Конверт с письмом, баночки с молоком, листы белой бумаги, свечи, ватные палочки, лимон, пищевые красители, жидкость для мытья посуды,пипетки,лупы, кока-кола, йод,
2 «Невероятное путешествие по организму» Уточнить представление детей о человеческом теле, о назначении отдельных его частей и органов;
Объяснить, что внутри тела есть жизненно важные органы: сердце, лёгкие, желудок и т. д. ; что организм надо укреплять и развивать (заниматься физкультурой, закаляться, соблюдать режим дня).
Воспитывать у детей понимать ценности здоровья, потребность быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Поддерживать желание глубже узнать себя. Развивать наблюдательность, внимание, стремление прислушиваться к себе. Макеты: человека, сердца, желудка, лёгких; 3 фонендоскопа, воздушные шарики по количеству детей, сахар, соль, кусок хлеба, стакан с водой, фонограмма.
3 "Путешествие по стране органов чувств" Познакомить детей с органами чувств, их значением для человека.
Развивать навыки исследовательской деятельности, познавательной активности. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью Контейнер с кусочками фруктов и овощей, одноразовые вилочки, лупа, телефон, платок, ароматизированные палочки
4 Секреты «Кока-колы» Дать представление о вредном влиянии газированных напитков на организм человека путем проведения опытов с «Кока-Колой»; закрепить знания детей о вредном влиянии некоторых продуктов на организм человека. Развивать познавательную активность детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности, формировать навыки исследовательской деятельности. лупы, бутылки с «Кока-Колой», прозрачные пластиковые стаканчики и мисочки, пластиковые ложки, салфетки, ржавые и тусклые металлические предметы, чашка со следами от чая, конфеты «Ментос».