Дарья Тюсина
Кружок «Веселые прописи»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы кружка «Веселые прописи»
Пояснительная записка
Подготовка детей к обучению в школе в настоящее время - одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определенная тенденция - неуклонное усложнение программы первого класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования.
Публикация «Кружок „Веселые прописи“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя начальных классов говорят, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Большую сложность дети испытывают в распределении внимания. Прописывая букву, они забывают о наклоне тетради, о том, что между буквами должно быть одинаковое расстояние, линии должны быть ровные, одного размера и силы нажима. Анализируя графику письма у детей, педагоги отмечают частые отрывы ручки от бумаги, паузы между элементами, чрезвычайная медлительность письма, неустойчивость графических форм и движений руки
Занятия по обучению письму, действительно, самые трудные. Несложно понять, что многое зависит от начального этапа обучения письму. Если какие-то элементы навыка сформируются неверно, то умение писать в целом будет неправильным. А привычки и навыки в раннем возрасте закрепляются очень быстро, при этом очень прочно. Уже на самых первых этапах обучения письму у ребят проявляется неудовлетворение, а у родителей огорчение. И наступает момент, когда быстро растет нелюбовь к этому занятию. Создается гигантский барьер в обучении: во-первых - «не хочу», во-вторых - «не могу».
Для предотвращения перечисленных трудностей, в группе организован кружок «Веселые прописи» по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму.
Подготовительные занятия не ставят своей целью научить ребенка писать. Этот процесс длительный и непростой. На кружковых занятиях мы имеем возможность, не спеша, глубоко проникая в психологию процесса обучения, осуществить этап подготовки детей к письму. Он заключается в следующем:
• Укрепление руки, улучшение координации движений;
• Усвоение правил гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке;
• Совершенствование способности к зрительному восприятию форм;
• Умение ориентироваться в пространстве листа, строки, в элементах письма;
• Поднятие на новый уровень наглядного, образного и отвлеченного мышления детей;
• Снижение психологической нагрузки ребенка.
Цель: обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.
Задачи:
1. Тренировать тонкокоординированные движения руки, мелкую мускулатуру пальцев.
2. Продолжать работать над развитием слухо- зрительно- моторных функций, ориентировки на микроплоскости.
3. Совершенствовать графические умения и навыки в заданиях разных видов.
4. Учить соблюдать во время работы правила письма (положение тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть, формировать умение работать в общем темпе.
5. Способствовать развитию психических процессов- внимания, памяти, мышления, воображения.
6. Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
7. Воспитывать трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к работе.
Формы и методы работы
1. Дидактические игры и игровые упражнения.
2. Занимательные задания и игры-соревнования.
3. Изобразительная и творческая деятельность.
-наглядный метод обучения и метод практических действий.
-ориентировочно-исследовательская деятельность.
-методы проблемно-поискового характера.
-моделирование и кодирование информации
Условия реализации Программы
1. Систематическое проведение занятий.
2. Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
3. Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
4. Сотрудничество педагога с семьей.
Структурные элементы занятий
- Пальчиковая гимнастика, работа со счетными палочками.
- Штриховка, графические упражнения.
-Упражнения на ориентацию на плоскости листа.
- Повторение изученного, учет результатов обучения.
Структура занятий
1 часть - Упражнения на развитие координации пальцев рук:
пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками.
2 часть - Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка, дорисовка.
3 часть - Упражнения на развитие зрительно- моторной координации и ориентировке на листе: работа в тетради, графические диктанты.
4 часть - Итог.
Продолжительность занятия: Занятия проводятся по 30 минут
Знать Уметь
Знать гигиенические правила письма Уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме.
Знать правильное расположение тетради и ручки при письме. уметь правильно держать ручку, карандаш.
Знать правила штриховки. Уметь ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради.
Знать правила работы с тетрадью. Уметь выполнять штриховку, соблюдая правила.
Уметь самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры.
Уметь ориентироваться в тетради, на строке, на странице.
Предполагаемый результат освоения программы:
К концу года дети должны знать и уметь:
Перспективный план работы кружка «Веселые прописи»
Месяц Неделя Содержание работы Цель
Октябрь 1 -Пальчиковая гимнастика;
-Выкладывание фигурок из палочек;
-Работа в тетради в большую клеточку. Знакомство с тетрадным листом в крупную клеточку; ориентировка в клеточке (нахождение правого верхнего угла, середины клеточки и т. д.)
2 -Пальчиковая гимнастика;
-Выкладывание фигурок из палочек;
-Работа в тетради в большую клеточку. Формирование умения входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии слева - направо по разлиновке.
3 -Пальчиковая гимнастика;
-Работа со шнуровкой;
-Работа в тетради в большую клеточку;
-Работа в прописях. Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии слева - направо по разлиновке.
4 -Пальчиковая гимнастика;
-Работа со шнуровкой;
-Работа в тетради в большую клеточку;
-Работа в прописях. Формирование умения входить в клеточку, вести прямые линии сверху – вниз по разлиновке.
Ноябрь 1 -Пальчиковая гимнастика;
-Работа со шнуровкой;
-Работа в тетради в большую клеточку;
-Работа в прописях. Формирование умения соединять углы клеточек по диагонали.
2 -Пальчиковая гимнастика;
-Выкладывание фигурок из палочек;
-Работа в тетради в большую клеточку;
-Работа в прописях. Формирование умения размещать внутри клеточки круг.
3 -Пальчиковая гимнастика;
-И/У «Преобрази фигуру»;
-Работа в тетради в большую клеточку;
-Работа в прописях. Учить соединять углы клеточек по диагонали.
4 -Пальчиковая гимнастика;
- И/У «Преобрази фигуру»;
-Работа в тетради в большую клеточку;
-Работа в прописях. Учить вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки.
Декабрь 1 -Пальчиковая гимнастика;
-Работа со шнуровкой;
-Работа в тетради в большую клеточку;
-Работа в прописях. Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить две клеточки вмести.
(прямоугольники)
2 -Пальчиковая гимнастика;
-Штриховка геометрических фигур;
-Работа в прописях. Учить штриховать предметы в заданном направлении.
3 -Пальчиковая гимнастика;
-Штриховка геометрических фигур;
-Работа в прописях. Учить штриховать предметы в заданном направлении.
4 -Пальчиковая гимнастика;
-Штриховка геометрических фигур;
-Работа в прописях. Учить штриховать предметы в заданном направлении.
Январь 3 -Пальчиковая гимнастика;
-Штриховка геометрических фигур;
-Работа в прописях. Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (овалы).
4 -Пальчиковая гимнастика;
-Штриховка геометрических фигур;
-Работа в прописях. Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (овалы и треугольники).
5 -Пальчиковая гимнастика;
-Копирование фигур по клеточкам;
-Работа в прописях. Закреплять графические навыки. Развитие ориентировки на листе бумаги.
Февраль 1 -Пальчиковая гимнастика;
-Копирование фигур по клеточкам;
-Работа в прописях. Закреплять графические навыки. Развитие ориентировки на листе бумаги.
2 -Пальчиковая гимнастика;
-Копирование фигур по клеточкам;
-Работа в прописях. Закреплять графические навыки, развитие ориентировки на листе бумаги.
3 -Пальчиковая гимнастика;
-Копирование фигур по клеточкам;
-Работа в прописях. Закреплять графические навыки, развитие ориентировки на листе бумаги.
4 -Пальчиковая гимнастика;
-Копирование фигур по клеточкам;
-Работа в прописях. Закреплять графические навыки, развитие ориентировки на листе бумаги.
Март 1 -Пальчиковая гимнастика;
-Графический диктант.
-Работа в прописях. Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
2 -Пальчиковая гимнастика;
-Графический диктант.
-Работа в прописях. Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
3 -Пальчиковая гимнастика;
-Графический диктант.
-Работа в прописях. Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
4 -Пальчиковая гимнастика;
-Графический диктант.
-Работа в прописях. Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
Апрель 1 -Пальчиковая гимнастика;
-Графический диктант.
-Работа в прописях. Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
2 -Пальчиковая гимнастика;
-Графический диктант.
-Работа в прописях. Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
3 -Пальчиковая гимнастика;
-Графический диктант.
-Работа в прописях. Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
4 -Пальчиковая гимнастика;
-Графический диктант.
-Работа в прописях. Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
Май 2 -Пальчиковая гимнастика;
-Графический диктант.
-Работа в прописях. Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
3 -Пальчиковая гимнастика;
-Графический диктант.
-Работа в прописях. Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
4 -Пальчиковая гимнастика;
-Графический диктант.
-Работа в прописях. Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
Для отслеживания эффективности работы кружка два раза в год проводится диагностика по следующим критериям:
• Умение четко выполнять пальчиковую гимнастику.
• Умение выполнять штриховку, соблюдая все ее правила.
• Умение правильно выполнять звуковой диктант.
• Умение правильно держать в руке ручку.
• Умение ориентироваться на плоскости.
• Соблюдение правил гигиенических требований для письма.
Способы проверки знаний, умений, навыков.
3 балла – полностью соответствует критерию.
2 балла - частично соответствует критерию.
1 балл – не соответствует критерию.