Наталья Дмитриевна Мовсумова
Кружок «Чудеса из бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТРУДУ
Средняя группа
Воспитатель: Мовсумова Н. Д.
2016г.
с Программу дополнительного образования по художественному труду «Чудеса из бумаги» составила воспитатель Мовсумова Наталья Дмитриевна.
Пояснительная записка.
В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно- творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Выполняя пальчиками различные движения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Происходит ориентация дошкольников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.
Публикация «Кружок „Чудеса из бумаги“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Поделки из бумаги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Бумага – хороший пластичный материал, который продолжает формировать устойчивый интерес к творчеству и делает работу
детей содержательней, изделия выразительными и оригинальными.
Работа с детьми ведется по разделу «Объемная аппликация с использованием различной техники работы с бумагой» (рванная, скомканная бумага, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д., , д.) Необычное сочетание материалов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.
Теоретической основой данной программы являются работы Выготского Л. С., Эльконина Д. Б., Дубровиной И. В. В практической реализации задач программа опирается на методические пособия Рябко Н. Б. ,Ткаченко Т. А. Т. С. Комаровой.
В своей деятельности при реализации программы педагог руководствуется Законом об Образовании, Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка, санитарно-эпи
демиологическими правилами и нормативами САНПИНа, Уставом МБДО ЦРР «Солнышко», образовательной программой, реализуемой в МДОУ ЦРР «Солнышко»,желанием родителей.
Направления работы
1. Сбор информации, анализ результатов обследования по развитию мелкой моторики руки у воспитанников.
2. Изучение педагогической и психологической литературы по развитию мелкой моторики руки у дошкольников.
3. Составление плана работы по развитию мелкой моторики руки у детей среднего дошкольного возраста средствами объемной аппликации, разработка конспектов занятий, подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики руки.
4. Анализ достигнутых результатов. Определение дальнейших перспектив развития
Цель программы:
Развитие мелкой моторики руки у детей среднего возраста средствами ознакомления с техникой работы в разделе «Объемная аппликация», Формирование эстетического и творческого развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить детей с различными приёмами работы с бумагой.
2. Способствовать развитию мелкой моторики рук; развивать точность и координацию движений руки и глаза; гибкость рук, ритмичность.
3. Формировать навыки учебной деятельности:
• умение действовать по словесным инструкциям;
• умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи;
• контроль за собственными действиями.
4. Способствовать развитию творческих способностей, интереса к ручному труду.
5. Воспитывать художественный вкус.
Принципы построения программы:
• От простого к сложному.
• Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
• Научность.
• Доступность
• Воспитывающая и развивающая направленность.
• Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
• Активность и самостоятельность.
• Учёт возрастных и индивидуальных особенностей
Направления работы
Сбор информации, анализ результатов обследования по развитию мелкой моторики руки у воспитанников.
Изучение педагогической и психологической литературы по развитию мелкой моторики руки у дошкольников.
Составление плана работы по развитию мелкой моторики руки у детей среднего дошкольного возраста средствами объемной аппликации, разработка конспектов занятий, подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики руки.
Анализ достигнутых результатов. Определение дальнейших перспектив развития
Возраст детей.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 4-5 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Объём программы.
Работа проводятся во второй половине дня.
В средней группе – одно занятие в неделю, 32 занятия в год, продолжительностью 20 минут, 10ч40 мин в год.
Продолжительность реализации программы 1 года.
Условия реализации программы
1. Должно быть хорошо освещенное место, поверхность стола должна быть ровной и чистой.
2. Бумага должна быть мягкой,
3. У ребёнка должен быть стимул для выполнения определённых операций с бумагой.
4. Задания должны соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям ребёнка.
5. Ребенок должен получать радость от того,
Ожидаемые результаты.
1. Повысится уровень развития мелкой моторики руки.
2. Дети освоят технику работы с бумагой, научатся выполнять разные поделки с использованием объемной аппликации.
3. У воспитанников сформируются навыки планирования индивидуальной и коллективной деятельности, умения самостоятельно действовать и осуществлять контроль.
4. Дети будут проявлять творчество в продуктивных видах деятельности
Формы проведения итогов реализации программы:
. Формами подведения итогов станут выставки, конкурсы,вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.
Режим занятий.
Образовательная деятельность проводиться по подгруппам по 5-6 человек. Каждый ребенок занимается в кружке 1 раз в неделю. Продолжительность занятий с каждой мини-группой - не более 20 минут. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Состав мини-группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с вышеуказанными причинами. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.
Структура занятий
• Создание мотивации. Загадки, стихи, интересные истории.
• Показ и рассматривание образца
• Пальчиковая гимнастика
• Практическая часть (обучение, выполнение)
• Физминутка
• Анализ работы (аккуратность, творчество)
Условия реализации программы.
1. Должно быть хорошо освещенное место, поверхность стола должна быть ровной и чистой.
2. Бумага должна быть мягкой,
3. У ребёнка должен быть стимул для выполнения определённых операций с бумагой.
4. Задания должны соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям ребёнка.
5. Ребенок должен получать радость от того,что у него получилось
Большая роль в реализации программы отводится совместной деятельности педагога с детьми. Используется прослушивание литературных и музыкальных произведений, как наиболее эффективное воздействие средства эстетического воспитания.
Методы работы:
Наглядные: рассматривание образцов, демонстрация иллюстраций по теме занятия.
Словесные: чтение художественной литературы, беседы; объяснение и обсуждения хода работы; подбор стихотворений,загадок по темам.
Практические: индивидуальная работа детей; совместная работа взрослого и детей.
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы.
Для успешной реализации программы используются:
Музыкальное оформление занятия (магнитофон, диски)
Учебные и наглядные пособия: образцы, демонстрационный материал, методические пособия, дидактические игры, художественная и вспомогательная литература, иллюстрации, разработка бесед, диагностические тесты, физминутки, пальчиковая гимнастика.
Оборудование: магнитная доска, цветная бумага разной фактуры (гофрированная, бумага для принтера (цветная, салфетки, картон, фантики от конфет, фольга,ножницы, клей,шаблоны силуэтов, трафареты для аппликации. Результативность обучения будет проверяться тестами. Формами подведения итогов станут выставки, конкурсы.
Способы и приёмы работы с разнофактурной бумагой.
Формообразования в бумажной пластике доступнее всего начинать с простых, разной величины форм – это округлые комочки, жгуты.
• Скатывание между ладонями круговыми движениями шаровидных комочков.
• Скручивание жгутов между ладонями продольными движениями.
• Маленькие комочки, шарики, жгутики выполняются пальчиками.
• Перекручивание. Сжать бумагу при помощи пальцев и перекрутить (бантик, крылышки).
К концу первого года обучения дети могут:
1. Скатывать комочки округлой формы, жгутики, бантики разной величины.
2. Составлять изображения из частей, по образцу, включать элементы творчества под контролем взрослого.
3. Изготавливать несложные поделки.
Диагностика
Для выявления уровня мелкой моторики брались следующие пробы: -обводка –шнуровка -штриховка –застежка пуговиц
Состояние мелкой моторики оценивалось по следующим параметрам: точность движений –темп движений, –точность движений -координация движений -сила движений -переключение от одного вида движений к другому.
Исходя из параметров разработаны уровни развития мелкой моторики:
Низкий: движении хаотичны, темп медленный, сила движения слабая, тонус низкий некоординирован, переключение нарушено, неловок, скован, напряжен.
Средний: движения неточные,темп замедлен, сила движения недостаточная,переключаемость затруднена, недостаточно ловок, скован.
Высокий :Движения точные, темп нормальный, сила движения достаточна, движения синхронные, переключаемость не затруднена. моторно ловок, не напряжен.
ПЛАН РАБОТЫ
Октябрь
1. Вводное занятие. Знакомство с бумагой различной фактуры. Выставка готовых поделок, выполненная воспитателем. 2. «Бумажные комочки». Практическое занятие. Упражнение по скатыванию мелких комочков («конфеты-дражже» для игры «Магазин»
3. «Веточка рябины». (создание аппликации обрывным методом (листики) и комочки (ягодки).
4. «Зайчик беленький сидит».
Ноябрь
1. «Морковка для зайчика»
2. «Колобок»
3. «Красивый бокальчик для куклы»».
4. «Светофор».
Декабрь
1. «Бантики» Практическое занятие Упражнение по скручиванию бантиков. «Магазин бантиков»
2. «Снег идет»
3.. «Новогодняя ёлочка».
4. «Красивые шарики- изготовление новогодней игрушки.».
Январь
1. «Бумажные жгутики» Практическое занятие. Упражнение по скручиванию жгутиков.
2. «Праздничный салют» (аппликация из комочков и жгутиков)
Февраль
1. «Солнышко лучистое»
2. «Модная шляпка»
3. «Чудесный цветок»(Коллективная работа)
4 .«Веточка мимозы».
Март
1. «Цветы для мамы».
2. Красивая салфеточка»
3-4. «Петушок –золотой гребешок».
Апрель
1. «Вышли цыплятки погулять, свежей травки пощипать».
2. «Козлик».
3-4. «Медвежонок»
Май
1.«Божья коровка»
2. «Гусеница»
3. «Бабочка»
4. Презентация детских работ.
Литература:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Н. Е. Веракса Т. С. Комарова М. А. Васильева
2.«Организация режимных моментов в ДОУ» В. А. Зебцева Москва «Творческий центр Сфера»2006
3.«Поделки из мятой бумаги» .Рябко Н. Б. Москва издательство Скрипторий 2003».2008
4. Рябко Н. Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика. Учебно-практическое пособие – М., Педагогическое общество России, 2007.
5. Игрушки из бумаги. Дельта, КРИСТАЛЛ, Санкт-Петербург, 1996.
6.«Занятия по экспериментированию и конструированию» методическое пособие В. А. Кайе. Москва «Творческий Центр Сфера» 2008
7.«Забавные поделки»В. И. Федорова Москва «Мой мир»2008.
8.«Умелые пальчики»Т. Б. Бардышева Москва издательство «Мир книги»2008
9.«Мелкая моторика» гимнастика для пальчиков Т. А Ткаченко Москва «Эксмо»