Валентина Колесник
Кружок в старшей группе «Умные шашки»
▼ Скачать + Заказать документы
Девчонки и мальчишки:
Никитки и Наташки,
Грызут гранит науки,
Зовут который «шашки».
Не легкая задача,
Не куклы – неваляшки!
Познать хотят игрушку,
С названьем «чудо – шашки»!
И вскоре от победы,
Забегают мурашки,
В восторге скажут детки:
«Ох уж эти шашки!»
Корчагина Ирина
Пояснительная записка
Публикация «Кружок в старшей группе „Умные шашки“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Старшая группа
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Шашки. Учимся играть в шашки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.
Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. В дошкольной педагогике одним из самых актуальных вопросов является планирование и проведение в детском саду досуга и кружковой работы. Из разнообразия всех видов деятельности в свободное время в детском саду (творческая, игровая, чтение художественной литературы и прочее, я отдаю предпочтение настольной игре в шашки, которую считаю одной из самых интересных и всесторонне развивающих игр для детей.
Шашки по праву признана одной из самых интеллектуальных игр, поэтому, прежде всего, она стимулирует мыслительную деятельность детей, способствует их логическому мышлению, развивает пространственное воображение, память и внимание, что очень важно для подготовки к школе. Поскольку большая часть детей в дошкольном возрасте, по своей природе, очень подвижны и активны и им трудно сосредоточить свое внимание на продолжительное время, то эта волшебная игра ненавязчиво формирует у них такое качество, как усидчивость.
А также эта игра воспитывает в детях такие немаловажные для их будущей жизни качества, как умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражения. Более того, работа в кружке предусматривает совместную деятельность детей, что совершенствует навыки общения, воспитывает доброжелательное отношение детей друг к другу, тем самым создавая благоприятный эмоциональный фон в группе.
Обучение детей игре в шашки я хочу начать со старшей группы (с 5 лет). Именно в этом возрасте внимание детей становится более устойчивым и произвольным, развивается прогностическая и наглядно – образная функции мышления, которые позволяют решать уже более сложные задачи. К пяти годам дети становятся больше усидчивы (могут заниматься одним видом деятельности в течение 20 – 25 минут) и способны играть по установленным правилам. Главное, чтобы процесс обучения детей проходил ненавязчиво и интересно. Знакомить детей с новым для них материалом я начну в простой и очень доступной для их понимания форме. Например, расскажу детям о правилах игры в шашки в виде сказки или в стихотворном варианте, заучив который, дети быстро начнут в них ориентироваться и перестанут путаться.
Знакомство и обучение детей игре в шашки должно проходить поэтапно, по принципу: от простого к сложному. Сначала детей нужно познакомить с историей возникновения этой игры, затем продемонстрировать им доску, фишки черного и белого цветов, после чего научу правильно расставлять шашки на игровом поле, объясню им, почему все шашки ставятся только на темные клеточки (это необходимо для того, чтобы шашки соперников встретились в игре) и так далее. Необходимо также четко сформулировать суть игры, которая заключается в том, чтобы при продвижении своих шашек вперед, уничтожить шашки соперника или перекрыть ему все ходы. После того, как дети усвоят общие сведения о шашках, можно приступать к знакомству с основными правилами игры. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Но научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины. Но я считаю, что необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях. Не секрет, что дети, играющие в шашки лучше успевают в школе, особенно в точных науках.
Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: игра в шашки может занять определенное место в педагогическом процессе. Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Игра в шашки развивает логическое мышление, смекалку, сообразительность, вырабатывает умение мыслить абстрактно, развивает умение мыслить в уме и развивает память. Перейдя от взрослых к детям, эта игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного. Кроме того, обучение игре в шашки помогает выявить дарования.
Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях.
Цель кружка : Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.
Задачи:
Обучающие:
• обучить основам шашечной игры;
• обучить простым комбинациям, теории и практике шашечной игры;
• обеспечить успешное овладение основополагающих принципов ведения шашечной партии.
Воспитательные:
• воспитать отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
• воспитать: настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность в своих силах и умение преодолевать трудности;
• выработать у детей умение применять полученные знания на практике.
Развивающие:
• развивать стремления детей к самостоятельности;
• развивать умственные способности детей: логическое мышление, умение производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.
Физические:
• осуществлять всестороннее физическое развитие детей.
Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля».
Программа занятий по шашкам предусматривает усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
Программа «Умные шашки» рассчитана на 2 года, для детей 5-7 лет. Форма занятий – коллективная, подгрупповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия, проводится 1 раз в неделю. Учебная нагрузка согласована с гигиеническими требованиями к максимальной нагрузке на детей старшего дошкольного возраста - длительность занятий 25 минут.
Основными формами работы и средствами обучения являются:
• практическая игра;
• решение задач, комбинаций и этюдов;
• дидактические игры и задания, игровые упражнения ;
• развлечения, познавательные досуги, игры в шашки.
Методическое обеспечение
- Опорные схемы
- Компьютер (в домашних условиях)
- набор шашек и шашечных досок
- простой карандаш
- линейка
- бумага для рисования.
Организация занятий:
Занятия построены на чередовании различных видов деятельности (рассматривание, слушание, познавательные беседы, выполнение творческих заданий).
По особенностям коммуникативного взаимодействия – игра, соревнования, развлечения. Предлагая выполнение задания в парах, учитываются симпатии дошкольников, уровень их игровых навыков, темперамент.
Прогнозируемый результат освоения программы:
развитость умений анализировать, сравнивать, прогнозировать результаты деятельности;
развиваются пространственное воображение и мышление;
сформированный интерес к шашкам как к спортивно-интеллектуальному досугу.
Форма подведения итогов реализации программы: шашечный турнир.
Перспективное планирование работы кружка «Умные шашки».
Сентябрь
I неделя
Тема: Подготовка игровой зоны для детей.
Цель: научить детей обращаться с шахматной доской, фигурами.
II неделя
Тема: Беседа об игре в шашки. Знакомство с чемпионами России по шашкам.
Цель: воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе.
III неделя
Тема: Подготовка игровой зоны для детей.
Цель: создание условий для развития логического мышления.
IV неделя
Тема: Знакомство с доской и фигурами.
Цель: научить детей обращаться с шахматной доской, фигурами; научить играм в «Шашки».
Октябрь
I неделя
Тема: Терминология (фигуры, доска, ход, бой)
Цель: научить детей обращаться с шахматной доской, фигурами; научить играм в «Шашки».
II неделя
Тема: Обучение ходам при игре.
Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.
III неделя
Тема: Терминология (противоположные стороны, диагонали)
Цель: развитие интеллектуальных способностей.
IV неделя
Тема: Обучение ходам при игре.
Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.
Ноябрь
I неделя
Тема: Развивающие игры.
Цель: формирование умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания. Творчески решать различные проблемы.
II неделя
Тема: Обучение игре.
Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.
III неделя
Тема: Объяснение положения в игре дамок.
Цель: продолжать учить играм в «Шашки».
IV неделя
Тема: Игра с соперниками.
Цель: воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным, развивать логическое мышление, мелкую моторику.
Декабрь
I неделя
Тема: Задания и задачи, развивающие логическое мышление.
Цель: формирование умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания.
II неделя
Тема: Игра между соперниками.
Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.
III неделя
Тема: Игра между соперниками.
Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.
IV неделя
Тема: Соревнования по шашкам на сладкий приз.
Цель: учить детей обращаться с шахматной доской, фигурами.
Январь
II неделя
Тема: Показ и объяснение ходов игры в «Поддавки».
Цель: научить играм в «Поддавки».
III неделя
Тема: Продолжение ознакомления с игрой.
Цель: развитие интеллектуальных способностей.
IV неделя
Тема: Игра между соперниками
Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.
Февраль
I неделя
Тема: Развивающие игры.
Цель: воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе.
II неделя
Тема: Игры между соперниками в «Шашки» и «Поддавки».
Цель: закрепление навыков игры в «Шашки», «Поддавки».
III неделя
Тема: Игры между соперниками.
Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.
IV неделя
Тема: Игры между соперниками.
Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.
Март
I неделя
Тема: Развивающие игры. «Игры со спичками».
Цель: формирование умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания.
II неделя
Тема: Показ и обучение игры «Уголки».
Цель: знакомство с новой игрой, развитие интеллектуальных способностей у детей.
III неделя
Тема: Продолжение и обучение игры в «Уголки».
Цель: знакомство с новой игрой, развитие интеллектуальных способностей у детей.
IV неделя
Тема: Игра между соперниками.
Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.
Апрель
I неделя
Тема: Соревнование. Игра «Поддавки» 1 тур.
Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.
II неделя
Тема: Соревнование. Игра «Поддавки» 2 тур.
Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.
III неделя
Тема: Соревнование. Игра в «Уголки» 1 тур.
Цель: воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным, развивать логическое мышление, мелкую моторику.
IV неделя
Тема: Соревнование. Игра в «Уголки» 2 тур.
Цель: развитие интеллектуальных способностей у детей, воспитывать усидчивость, любознательность.
Май
I неделя
Тема: Соревнование по шашкам 1 тур.
Цель: учить детей пользоваться терминами при игре; воспитывать усидчивость.
II неделя
Тема: Соревнование по шашкам 2 тур.
Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.
III неделя
Тема: Игра в «Шашки» с родителями.
Цель: воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе.
Мониторинг
Мониторинг уровня умений дошкольников играть в шашки.
Методика проведения:
Диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает вопросы к ребенку, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.
Вопросы и задания:
1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.
2. Педагог спрашивает у ребенка, кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?
3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.
4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.
5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.
6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.
7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.
8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.
Критерии оценки результатов:
Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;
Средний уровень– для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;
Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.
Используемая литература:
1. Абаулин В. И. Начала в шашечной партии. – М. : Физкультура и спорт, 1965. – 72 с.
2. Барский Ю. П., Герцензон Б. П. Приключения на шашечной доске. – Л. : Ленинздат, 1969. – 128 с.
3. Василевский Р. Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров' я, 1985. – 88 с.
4. Волчек А. А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с.
5. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб. : Литера, 1992. – 250 с.
6. Городецкий В. Б. Книга о шашках. – М. : Физкультура и спорт, 1990. – 320 с.
7. Кулинчихин А. И. История развития русских шашек. – М. : Физкультура и спорт, 1982.
8. Литвинович В. С., Негра Н. Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с.
9. Погрибной В. К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/ Д: Феникс, 2007. – 160 с.
10. Рамм Л. М. Курс шашечных начал. – М. : Физкультура и спорт, 1953. – 348 с.
11. Сидлин А. М. Как научиться играть в шашки. – М. : Физкультура и спорт, 1951. – 187 с.
12. Сидлин А. М. Первые уроки шашечной игры. – М. : Физкультура и туризм, 1937.
13. В. К. Погрибной, В. Я. Юзюк. Шашки для детей. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/ д: Феникс, 2010. – 137 с.
14. Голиков А. И. Развитие математического мышления средствами динамических игр преследования. – Новосибирск: Наука, 2002.
15. Погрибной В. К. Шашки для детей. – Изд. 4-е. Ростов н/ Д: Феникс, 2013.
16. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).