Татьяна Мохирева
Кружок по развитию интеллектуальных, умственных и речевых способностей детей второй группы раннего возраста с помощью игр
▼ Скачать + Заказать документы
Целевой раздел:
Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придёт ребёнок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно, готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – дошкольного детства.
Публикация «Кружок по развитию интеллектуальных, умственных и речевых способностей детей второй группы раннего возраста с помощью игр» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Одним из средств умственного и речевого развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, контролирует правильность выполнения действий. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности. Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – умственного развития дошкольников.
Главной целью реализации студии является развитие интеллектуальных, умственных и речевых способностей ребенка.
Основные задачи:
- развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;
- развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности;
- развитие воображения, мышления;
- гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал;
- формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических, речевых умений;
- построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально – творческому развитию детей в игре.
- совершенствование памяти, внимания, мышления, восприятия, творческих способностей, речи;
- развитие у детей навыков общения.
Дошкольное детство-период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становление основ индивидуальности. Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
В последние годы значительно возросли требования родителей к развитию детей дошкольного возраста. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности. В «Концепции дошкольного воспитания» утверждены такие важные принципы, как:
• интеллектуальное развитие;
• создание условий для развития личности ребёнка, его творческих способностей.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Это требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от традиционного информационно – накопительного метода обучения к наиболее перспективному - развивающему обучению.
Характерная особенность занятий является:
1. комплексность (занятие объединено общим сюжетом, включающим в себя вышеуказанные элементы);
2. игровая форма (игры, игровые упражнения и творческие игровые задания);
3. доброжелательная творческая атмосфера (ребёнок может высказывать свои мысли вслух, не боясь того, что его осмеют или подвергнут критике).
Всестороннее развитие личности ребенка обеспечивается единством умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Важно выработать у ребенка общие способности познавательной деятельности - умение анализировать, сравнивать, обобщать, а также позаботиться о том, чтобы у него сложилась потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить.
В течение года в работе с детьми будут использоваться современные развивающие игры, и в конечном счете, самостоятельно приобретать знания.
Ожидаемый результат
К концу года дети научатся:
• различать, называть некоторые геометрические фигуры; некоторые цвета.
• общаться со сверстниками;
• повышение степени активности в самостоятельной деятельности;
• базисным речевым умениям.
Ожидаемым результатом в работе с родителями является:
• повышение педагогической культуры родителей;
• формирование интереса к развивающим играм.
Содержательный раздел
Программа предназначена для дополнительных занятий по кружку «Умняшки» в детском саду для детей 1,5-3 года. Количество детей в группе 10-15 человек, форма занятий подгрупповая. Принцип комплектования подгрупп : дети делятся на 2 подгруппы по возрастному критерию – вторая группа раннего возраста (дети 1,5-2 лет и 2-3 лет). Установлен режим посещения кружка для детей : 1.5-3 лет 1 занятие в неделю продолжительностью 10 минут; в месяц 4 занятий, в год 36 занятий. Во время занятий дети сидят в кругу - на стульчиках или на полу, или за столом.
Занятия включают следующие методы обучения:
настольные развивающие игры;
игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные;
дидактические игры;
беседы, дискуссии;
мини-конкурсы;
импровизации;
Форма проведения занятия: игровая.
Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием.
Структура группового занятия :
- Ритуал приветствия.
- Разминка.
- Рефлексия прошлого занятия.
- Основное содержание занятия.
- Рефлексия прошедшего занятия.
- Ритуал прощания.
Ритуалы приветствия - прощания - позволяют сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.
Разминка - средство воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности; выполняет функцию настройки на продуктивную групповую деятельность (активизировать, либо снять чрезмерное, возбуждение).
Рефлексия занятия - ретроспективная оценка в двух аспектах:
эмоциональном (понравилось - не понравилось, было хорошо - плохо и почему);
смысловом (почему это важно, зачем мы это делаем).
Рефлексия прошлого занятия - дети вспоминают, чем занимались в последний раз, что особенно запомнилось, зачем они это делали, с кем обсуждали после встречи.
Основное содержание занятия - на эту часть приходится значительная нагрузка всего занятия. В нее входят непосредственно сами развивающие игры игры (знакомство с новой игрой, подготовка своего варианта игры, самостоятельные игры).
Рефлексия прошедшего занятия - дети сами или при помощи взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, что нового мы узнали.
О результативности проведенных занятий можно судить по следующим критериям:
• возрастающий интерес к развивающим играм;
• увеличение заинтересованности в играх;
• повышение уровня активности участников занятий;
• повышение уровня знаний, проявляемого или в возрастающем объеме выполненного задания.
Перспективное планирование
№ Название игры Цель Дата проведения/
Отметка о выполнении
1 Д/И «Пускание мыльных пузырей» Помочь детям адаптироваться к условиям детского сада, создание положительного эмоционального климата в группе; снятие эмоционального напряжения. 04.10.21
2 Д/и «Пошёл дождик» Учить связывать движения с художественным образом. Угадать и изобразить, какой бывает дождик. Отобразить характер дождя в рисунке. 11.10.21
3 Д/И «Краски осени» Нарядить деревце. Отбирать краски определенного цвета (красного; красного и желтого). 18.10.21
4 Д/И «Солнышко и дождик» Развивать восприятие контрастных настроений в музыке, учить различать образный характер музыки. Угадать погоду. Соотносить движение с музыкальным образом. 25.10.21
5 Д/И «Осенние листочки» Помочь детям адаптироваться к условиям детского сада, создание положительного эмоционального климата в группе; снятие эмоционального напряжения; развитие чувства ритма, координации движений; способствовать взаимодействию детей друг с другом. 01.11.21
6 Д/И «Что растёт на огороде» Учить различать овощи по вкусу и по внешнему виду. Угадать, какие овощи ежик положил в суп. Доставать овощи и определять их, рассмотрев их внешний вид и наощупь. 08.11.21
7 Д/И «Огуречик-огуречик» Помочь детям адаптироваться к условиям детского сада, создание положительного эмоционального климата в группе; снятие эмоционального напряжения. 15.11.21
8 Д/И «Овощи и фрукты» Систематизировать представления детей об отличительных признаках овощей;
Воспитывать бережливое отношение к растениям; Развивать мелкую моторику рук, память, речь. 22.11.21
9 Д/И «Угадай, что делать» Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.
29.11.21
10 Д/И «Большие и маленькие мячики» Учить различать цвет и величину (большой — маленький); развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова. Подобрать мячики для кукол. Правильно подобрать мячи по цвету и величине. 06.12.21
11 Д/И «Намотаем клубок ниток и подберем клубки по цвету» Развивать слитные движения руки; восприятие цвета. Намотать клубок, наполнить корзинку клубками одного цвета. Не ошибаться при складывании клубков в корзину 13.12.21
12 Д/И «Догадайся, что звучит» Продолжать вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов. 20.21.21
13 Д/И «Долгий - короткий» Развивать представления о длительности звука; учить показывать длительность звука через движение, интонацию голоса. Показать, как стучит барабан, как играет дудочка. Слушать музыку и выполнять соответствующие ее характеру движения. 27.12.21
14 Д/И «Найди нужный цвет» Закреплять сенсорные способности детей, умение подбирать по образцу нужного цвета пробки или бусинки и выкладывать рисунок на образце. 10.01.22
15 Д/И «Узнай по голосу» Уточнить и закреплять правильное произношение звуков. 17.01.22
16 Д/И «Кто в домике живёт?» Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей. 24.01.22
17 Д/И «Отзовись» Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность. 31.01.22
18 Д/И «Позови свою маму» Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность. 07.02.22
19 Д/И «Будь внимательным» Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность. 14.02.22
20 Д/И «Поручение» Учить действовать в соответствии с заданием, побуждать к
самостоятельности. Убрать комнату. Убрать комнату чисто, аккуратно. 21.02.22
21 Д/И «Подуем на шарик» Развивать артикуляционный аппарат детей. 28.02.22
22 Д/И «Зайчик и белка» (кто и где) Закреплять умение детей ориентироваться в пространстве; совершенствовать понимание речи взрослого; расширять словарь. Угадать, где находятся игрушки; правильно определить место, куда надо посадить игрушку. Не ошибаться в действиях. 14.03.22
23 Д/И «Лисичка, пляши» Учить детей различать на слух звучание различных инструментов; подражать звучанию музыкальных инструментов Развивать выразительность интонации голоса. Активизировать речь детей. Пригласить лисичку плясать; узнать, под какой инструмент она пляшет. Отчетливо называть инструмент; выразительно подражать его звучанию. 21.03.22
24 Д/И «Зайка» Помочь детям адаптироваться к условиям детского сада, создание положительного эмоционального климата в группе; снятие эмоционального напряжения;
способствовать взаимодействию детей друг с другом.
28.03.22
25 Д/И «Научим зайку правильно говорить» Развивать интонационную выразительность. 04.04.22
26 Д/И «Лошадка» Активизировать речь детей, совершенствовать понимание речи взрослого; учить звукоподражанию.
Поиграть с лошадкой, показать свои игрушки. Не ошибаться, называя игрушки; выполнять поручения. 11.04.22
27 Д/И «Коровка, дай молочка» Совершенствовать интонационную выразительность речи; развивать мелкую моторику рук. Попросить молочка. Не ошибаться, чтобы не сердить коровку. 28.04.22
28 Д/И «Жил - был у бабушки козлик» Помочь детям адаптироваться к условиям детского сада, создание положительного эмоционального климата в группе; снятие эмоционального напряжения. 25.04.22