Юлия Сорокина
Кружок по развитию речи «Реченька»
▼ Скачать + Заказать документы
Кружок «Реченька»
Пояснительная записка
В каждый период жизни ребенка деятельность его организма связана с решением определенных приоритетных, жизненно важных задач. В дошкольный период это задачи социальной значимости, например, развитие речи. Речь является одной из самых сложных высших психических функций человека, от степени, сформированности которой в раннем детском возрасте во многом зависит уровень общей подготовленности ребенка к успешному обучению в общеобразовательной школе. Если речь начинает интенсивно развиваться на втором году жизни, то к шести годам ребенок уже будет в состоянии управлять своим поведением на основе словесно обобщенной информации.
Публикация «Кружок по развитию речи „Реченька“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Однако статистика показывает, что процент детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Известно также, что отклонения легче предупредить, чем исправлять уже сформировавшиеся. Поэтому развивать речь необходимо с раннего детства и в тесном взаимодействии всех специалистов, так как именно первые годы жизни ребенка имеют решающее значение для его дальнейшего развития.
К числу одной из важнейших задач воспитателя с дошкольниками, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для более полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. К сожалению фронтальных и индивидуальных занятий с детьми с нарушениями речи недостаточно для решения проблем.
1. Направленность дополнительной образовательной программы:
Учитывая данный факт, был создан кружок «Реченька», который включает в себя следующие виды детской деятельности:
- чтение сказок, рассказов, стихов, потешек, скороговорок, отгадывание загадок
- наблюдение, демонстрация
- игры, упражнения
- беседы; объяснения, рассказ, чтение
- инсценировки и драматизации.
Вся работа с воспитанниками в речевого кружка строится на следующих художественно-педагогических принципах:
- человек един и целостен; в человеке невозможно разделить физическое и психическое, сознательное и бессознательное, чувство и мысль;
- драматическая форма переживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, не зависимо от желания взрослых;
- драма ближе, чем любой другой вид творчества связана с игрой, а игра – корень любого детского творчества.
2. Причины создания программы:
Дополнительное образование позволяет педагогу быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.
3. Новизна программы:
Важным условием развития воображения при реализации кружковой работы является органическая взаимосвязь непосредственно - образовательной, театральной деятельности. Кроме того, при проведении кружковой работы учитываются рекомендации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, реализуются его основные принципы: индивидуализация, поддержка детской инициативы, содействие и сотрудничество взрослого и ребенка.
4. Актуальность, педагогическая целесообразность программы:
Особое значение придаётся работе с художественной литературой, так как это и таинственный мир, в который погружается каждый ребёнок, и источник информации об окружающем, и необходимое условие нормального речевого развития. Дети учатся не только разучивать стихотворения, отгадывать загадки, пересказывать сказки, но и знакомятся с эпитетами, метафорами, сравнениями, другими средствами художественной выразительности, учатся фантазировать, сочиняя необычные продолжения известных сказок, придумывая свои, оригинальные сказки или истории на заданную тему.
5. Цели и задачи дополнительной образовательной программы:
Разработка оптимальных путей преодоления общего недоразвития речи у старших дошкольников через ознакомление с художественной литературой. Задачи кружка : 1. Показать особенности развития выразительности образной речи на основе произведений и фольклорного жанра.
2. Развивать творческие способности ребёнка через театрализованную деятельность, совершенствовать артистические навыки детей.
3. Развивать коммуникативные качества детей посредством народных сказок, фольклора, игр, забав.
4. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
На занятиях кружка с детьми учимся говорить ярко, образно, выразительно, привлекая внимание слушателей. Играем в пальчиковые игры по мотивам народных и авторских сказок. Показываем театральные представления с использованием кукол - перчаток. Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.
6. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы:
Программа дополнительного образования строится на соответствующих возрасту видах деятельности и формах работы с дошкольниками. Содержание программы организовано как занятие и обеспечивает организацию образовательного процесса в формах совместной деятельности взрослых и детей, в формах самостоятельной деятельности. При этом используются технологии игрового обучения и педагогики сотрудничества. Программа позволяет развить индивидуальные творческие способности, развить полученные знания и приобретенные исполнительские навыки.
7. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы:
В кружке «Реченька» занимаются дети в возрасте от 5-6 лет.
8. Режим образовательной деятельности:
Кружковая работа проходит во второй половине дня, по средам, в 16:00 в форме организации групповой образовательной деятельности.
9. Сроки реализации программы:
1 год.
10. Формы работы по данной программе:
Постоянный поиск новых форм и методов организации образовательного процесса позволяет осуществлять работу с детьми, делая ее более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной. Работа над голосовым аппаратом строится по плану текущего момента.
11. Методические рекомендации:
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Благодаря произведениям, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно поэтому детский спектакль оказывает позитивное влияние на детей. Основные формы проведения занятий:
- игра;
- диалог;
- слушание;
- созерцание;
- импровизация.
12. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
1. Развитие монологической и диалогической речи детей.
2. Развитие творческих способностей ребёнка через театрализованную деятельность, совершенствовать артистические навыки
Дети овладевают умением:
1. Пересказывать литературные произведения, самостоятельно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц.
2. Понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собственном пересказе
3. Различать литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение
4. Проявлять в рассказах индивидуальные способности к творческой речевой деятельности.
13. Программа составлена с учетом реализации интеграции по образовательным областям:
«Художественно – эстетическое развитие», где дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля. Рисуют разными материалами по сюжету спектакля, или его персонажей.
«Физическое развитие», где прививаются основы здорового образа жизни, проводятся экскурсии, походы, развлечения на улице, прививаются ценности здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами
«Речевое развитие», где овладевают речью как средством общения и культуры, обогащают активный словарь, знакомятся с литературой о природе, развивают связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь посредством составления описаний природы, картин, рассказов из личного опыта
«Социально-коммуникативное развитие», где дети получают коммуникативные навыки, усваивают нормы и ценности, принятые в обществе, становятся самостоятельными, целенаправленными, учатся регулировать собственные действия, формируются основы безопасного поведения в природе, позитивные установки к различным видам труда и деятельности
«Познавательное развитие», где развиваются интересы детей, их любознательность, познавательная мотивация, формируются первичные представления об объектах окружающего мира, их растениях, об особенностях ее природы, развивается воображение и творческая активность.
Педагогический мониторинг.
Методами мониторинга являются анкетирование, интервьюирование, тестирование, наблюдение.
Программой предусмотрены наблюдение и контроль за развитием личности воспитанников, осуществляемые в ходе проведения анкетирования и диагностики. Результаты диагностики, анкетные данные позволяют педагогу лучше узнать детей, проанализировать межличностные отношения в группе, выбрать эффективные направления деятельности по сплочению коллектива воспитанников, пробудить в детях желание прийти на помощь друг другу.
На начальном этапе обучения программой предусмотрено обязательное выявление интересов, склонностей, потребностей воспитанников, уровень мотивации, а также уровень творческой активности.
В конце каждого учебного года проводится повторная диагностика с использованием вышеуказанных методик с целью отслеживания динамики развития личности воспитанников.