Тарасова Жанна
Кружковая программа «Сказочный квиллинг» с 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Актуальность программы
В настоящее время у многих детей плохо развита мелкая моторика рук. Изучение развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно координированные движения ведущей руки, т. е. умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем, потому что слабость и неловкость движения пальцев и кистей рук являются факторами, затрудняющими овладение простейшими, необходимыми в жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того, развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него развиты память, внимание, связная речь.
Публикация «Кружковая программа „Сказочный квиллинг“ с 5–6 лет» размещена в разделах
- Аппликация в технике квиллинг
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Квиллинг
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Сценарии по сказкам
- Темочки
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы заключается в том, что комплекс занятий, Квиллинг – искусство бумагокручения. Узкие и длинные полоски бумаги с помощью иголки или шила скручиваются в спирали, которые затем видоизменяются в самые различные формы, из которых можно составить плоскостные или объемные композиции.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т. е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
«Волшебный квиллинг» — так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Она предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Одной из основных целей конструкторской деятельности из бумаги является развитие личности ребенка, его способностей, творческих задатков, интеллекта. Обучение умениям не вытесняет непосредственности детского восприятия. В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики у ребенка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе «Волшебный квиллинг», дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Адресат программы
Дополнительная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 6-7 лет, посещающие МАДОУ ЦРР д/с №18 «Огонек». Группа может состоять из детей одного возраста или может быть разновозрастной.
Объем и срок освоения программы
Срок освоения программы – 2 года.
На полное освоение программы требуется 96 часа.
Цель программы кружка «Волшебный квиллинг»-– всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги. Создать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, для формирования его нравственно-личностных качеств, эстетического воспитания, коммуникативной культуры.
Задачи:
Образовательные:
Расширить представления об окружающем мире;
Помочь освоить новый вид конструирования из бумаги – квиллинг;
Формировать умения, навыки и культура труда;
Закреплять умения работать с ножницами, клеем.
Развивающие:
Развивать творческие способности в процессе создания аппликаций, предметов, объемных композиций;
Формировать доброжелательного отношения друг к другу;
Воспитывать усидчивость, аккуратность;
Воспитывать самостоятельность, инициативность.
Форма организации деятельности детей: групповая, коллективная.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный.
Проблемный.
Творческий.
Словесный.
Практический.
Валеологическое образование:
Физкультминутки – для отдыха.
Упражнения для снятия напряжения с мышц рук – пальчиковая гимнастика.
Упражнения для снятия усталости с мышц глаз – переключения на другие предметы.
Программа кружка «Волшебный квиллинг» рассчитана на 2 год (с детьми старшей и подготовительной к школе группы). Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять 10 человек. Продолжительность занятия составляет 25-30 мин. Занятия проводятся два раза в месяц с сентября по май.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения
Занятие №1
Тема: Ознакомление кружковцев с режимом работы кружка, содержанием предстоящей работы. Техника безопасности при работе с режущими инструментами и клеями.
Занятие №2
Тема: Познакомить детей как родилась бумага, историю ее возникновения, и её свойствах. Разнообразие бумаги, ее виды. Познакомить детей со свойствами бумаги. Рассказать о видах бумаги и уместности ее применения для конкретной поделки. Дети на практике знакомятся с видами бумаги (писчая, оберточная, обойная, впитывающая, копировальная)и её свойствами (прочность, водопроницаемость)
Занятие №3
Тема: Познакомить детей с историей возникновения техники квиллинга.
Занятие №4
Тема: Рассказать детям об основных правилах работы с бумагой, правилах разметки листа. Рассказ о приборах и инструментах, используемых при работе. Учить детей с помощью линейки отмерять четкие длинные полоски одинаковой длины и ширины; совершенствовать навыки вырезания;
Дети самостоятельно размечают лист бумаги и вырезают полоски для работы разного цвета.
Занятие №5
Тема: Совершенствовать навыки вырезания. Развивать мелкую моторику рук. Дети самостоятельно размечают лист бумаги и вырезают полоски для работы разного цвета.
Занятие №6
Тема: Учить детей правильно накрутить рол, рассказать о технологии изготовления форм “капля”,“треугольник”, “долька”.
Занятие №7
Тема: Учить детей правильно накрутить рол, рассказать о технологии изготовления форм “квадрат”, “прямоугольник”. Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.
Занятие №8
Тема: Учить детей правильно выполнять форма «завиток». Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах. Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют форму «завиток». Конструируют из этой формы.
Занятие №9
Тема: Учить детей правильно выполнять новую форму «спираль в виде стружки». Развивать воображение; воспитывать эстетические чувства.
Занятие №10
Тема: Учить детей правильному выполнению формы «глаз», «лист». Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.
Занятие №11
Тема: Учить детей правильному выполнению формы «полукруг», «стрела». Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах
Занятие №12
Тема: Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Применение формы в композициях. Понятие “коллективная творческая работа”. Правила работы коллективом.
Занятие №13
Тема: Учить детей применять готовые формы в композициях. Развивать глазомер, фантазию, аккуратность.
Занятие №14
Тема: Учить детей технологии изготовления простых и бахромчатых цветов. Как сделать разметку на бумаге. Учить приемам работы и сборки цветов, правильно подбирать цветовую гамму.
Занятие №15
Тема: Учить детей приемам изготовления более сложных цветов. Учить детей предвосхищать результат. Развивать воображение.
Занятие №16
Тема: Развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Занятие №17
Тема: Познакомить с основным понятием “композиция”, способами и правилами её составления и развивать воображение; воспитывать эстетические чувства.
Занятие №18
Тема: Развивать умение применять нужную форму в композициях. Учить приемам работы при сборке композиции.
Занятие №19
Тема: Развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности.
Занятие №20
Тема: Контролировать выполнение необходимых заготовок для открытки.
Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу.
Занятие №21
Тема: Познакомить детей с примерами оформления открытки-валентинки, с технологией изготовления открыток с элементами плетения.
Занятие №22
Тема: Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу.
Воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности
Занятие №23
Тема: Познакомить детей с примерами оформления открыток. Просмотр презентации «Открытка для мамы».
Занятие №24
Тема: Контролировать выполнение необходимых заготовок для открытки.
Воспитывать интерес к конструированию из бумаги.
Занятие №25
Тема: Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу.
Занятие №26
Тема: Знакомство с примерами оформления фото рамки. Просмотр презентации «Фото рамка».
Занятие №27
Тема: Развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности.
Занятие №28
Тема: Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу.
Воспитывать интерес к конструированию из бумаги
Занятие №29
Тема: Помочь детям распределиться на группы и определиться с темой работы. Развивать самостоятельность в принятии решений и ответственность за общий результат работы
Занятие №30
Тема: Помочь детям в разработке задуманной работы, сделать эскиз. Развивать творческие способности детей. Учить работать коллективно, обсуждать задуманное.
Занятие №31
Тема: Учить детей создавать яркие образы из материала на свое усмотрение. Развивать мелкую моторику рук.
Занятие №32
Тема: Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу.
Воспитывать желание помогать товарищу.
Занятие №33
Тема: Рассказать детям о традиционных и тематических праздниках. Как дарить подарки, сделанные своими руками. Развивать самостоятельность, творческие способности.
Занятие №34
Тема: Развивать интерес к изготовлению работ в технике «квиллинг».
Занятие №35
Тема: Развивать мелкую моторику рук детей; воспитывать интерес к конструированию из бумаги.
Занятие №36
Тема: В месте с детьми оформить выполненные ранее работы для выставки.
Развивать интерес к изготовлению поделок в технике «квиллинг».
Занятие №37
Тема: Способствовать формированию представления о виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге.
Занятие №38
Тема: Обучать учащихся технике выполнения квиллинга.
Занятие №39
Тема: Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и обогащать словарь специальными терминами (квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань, бумажное кружево).
Занятие №40
Тема: Создавать композиции из скрученных в спираль бумажных полосок.
Занятие №41
Тема: Создавать композиции из скрученных в спираль бумажных полосок. Подвести к завершению работу.
Занятие №42
Тема: Завершить все композиции детей, склеить цветы и листья, помочь друг другу в завершении работы.
Занятие №43
Тема: Повторить с обучающимися основные элементы квиллинга, развивать навыки работы с дополнительным материалом.
Занятие №44
Тема: Способствовать формированию представления о виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге.
Занятие №45
Тема: Обучать учащихся технике выполнения квиллинга.
Занятие №46
Тема: Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и обогащать словарь специальными терминами (квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань, бумажное кружево).
Занятие №47
Тема: Создавать композиции из скрученных в спираль бумажных полосок.
Занятие №48
Тема: Составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
2 год обучения
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 год обучения
Занятие №1
Тема: Ознакомление кружковцев с режимом работы кружка, содержанием предстоящей работы. Техника безопасности при работе с режущими инструментами и клеями.
Занятие №2
Тема: Познакомить детей как родилась бумага, историю ее возникновения, и её свойствах. Разнообразие бумаги, ее виды. Познакомить детей со свойствами бумаги. Рассказать о видах бумаги и уместности ее применения для конкретной поделки. Дети на практике знакомятся с видами бумаги (писчая, оберточная, обойная, впитывающая, копировальная)и её свойствами (прочность, водопроницаемость)
Занятие №3
Тема: Познакомить детей с историей возникновения техники квиллинга.
Занятие №4
Тема: Рассказать детям об основных правилах работы с бумагой, правилах разметки листа. Рассказ о приборах и инструментах, используемых при работе. Учить детей с помощью линейки отмерять четкие длинные полоски одинаковой длины и ширины; совершенствовать навыки вырезания;
Дети самостоятельно размечают лист бумаги и вырезают полоски для работы разного цвета.
Занятие №5
Тема: Совершенствовать навыки вырезания. Развивать мелкую моторику рук. Дети самостоятельно размечают лист бумаги и вырезают полоски для работы разного цвета.
Занятие №6
Тема: Учить детей правильно накрутить рол, рассказать о технологии изготовления форм “капля”,“треугольник”, “долька”.
Занятие №7
Тема: Учить детей правильно накрутить рол, рассказать о технологии изготовления форм “квадрат”, “прямоугольник”. Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.
Занятие №8
Тема: Учить детей правильно выполнять форма «завиток». Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах. Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют форму «завиток». Конструируют из этой формы.
Занятие №9
Тема: Учить детей правильно выполнять новую форму «спираль в виде стружки». Развивать воображение; воспитывать эстетические чувства.
Занятие №10
Тема: Учить детей правильному выполнению формы «глаз», «лист». Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.
Занятие №11
Тема: Учить детей правильному выполнению формы «полукруг», «стрела». Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах
Занятие №12
Тема: Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Применение формы в композициях. Рассказ о технологии выполнения поделки «Бабочка».
Занятие №13
Тема: Развивать воображение творческие способности; воспитывать эстетические чувства; умение аккуратно пользоваться ножницами и клеем. Предвосхищать результат своей деятельности.
Занятие №14
Тема: Развивать глазомер, фантазию, творческие способности, аккуратность.
Воспитывать желание доводить начатое до конца.
Занятие №15
Тема: Познакомить с технологией изготовления поделки «Зеленый попугай». Рассказать какие базовые формы используются. Помочь детям в оформлении композиции.
Занятие №16
Тема: Развивать умение детей самостоятельно подбирать цветовую гамму для поделки. Совершенствовать навыки вырезания. Развивать мелкую моторику рук.
Занятие №17
Тема: Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу.
Воспитывать желание помогать товарищу.
Занятие №18
Тема: Рассказать детям о технологии изготовления открыток с элементами плетения. Демонстрация примерных работ. Учить работать коллективно, обсуждать задуманное.
Занятие №19
Тема: Помочь детям в разработке дизайна открытки и эскиза. Развивать самостоятельность, инициативу. Развивать мелкую моторику рук детей.
Занятие №20
Тема: Развивать мелкую моторику рук детей; воспитывать интерес к конструированию из бумаги. Учить детей доводить начатое до конца.
Занятие №21
Тема: Рассказать детям о технологии изготовления тюльпанов в технике квиллинг. Помочь детям в разработке дизайна открытки и эскиза.
Занятие №22
Тема: Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу. Развивать творческие способности и художественный вкус.
Занятие №23
Тема: Воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности. Развивать интерес к конструированию из бумаги.
Занятие №24
Тема: Учитель знакомит с технологической картой изготовления поделки «Снежинка». Показывает примеры работ.
Занятие №25
Тема: Контролировать выполнение заготовок из базовых форм. Развивать самостоятельность, терпение, трудолюбие. Развивать мелкую моторику рук.
Занятие №26
Тема: Учить детей доводить начатое до конца. Развивать интерес к конструированию из бумаги, творческие способности, эстетический вкус.
Занятие №27
Тема: Познакомить детей с технологией выполнения поделки «Пасхальное яйцо». Помочь детям разработать дизайн поделки.
Занятие №28
Тема: Учить детей предвосхищать результат своей деятельности. Помочь в сборке изделия. Развивать эстетические вкус.
Занятие №29
Тема: Развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности.
Занятие №30
Тема: Учитель рассказывает о традиции вручения сувениров к празднику. Как дарить подарки, сделанные своими руками.
Занятие №31
Тема: Проконтролировать выполнение необходимых заготовок детьми. Развивать самостоятельность, инициативу.
Занятие №32
Тема: Помочь детям в оформлении композиции. Воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности.
Занятие №33
Тема: Помочь детям распределиться на группы и определиться с темой работы. Развивать самостоятельность в принятии решений и ответственность за общий результат работы
Занятие №34
Тема: Развивать ответственность, сплоченность за выполнение общей работы. Развивать фантазию., умение договариваться между собой.
Занятие №35
Тема: Знакомство с гофрированным видом бумаги. Свойствами гофрированного картона.
Занятие №36
Тема: Учить детей составлять простые композиции из готовых форм.
Занятие №37
Тема: Учитель рассказывает о технологии выполнения игрушек из гофрированного картона. Показывает примеры игрушек изготовленных в технике «квиллинг».
Занятие №38
Тема: Контролировать выполнение базовых форм для изготовления игрушек. Развивать умение работать с ножницами. Воспитывать интерес к конструированию из бумаги.
Занятие №39
Тема: Помочь детям в оформлении поделок. Развивать интерес к конструированию.
Занятие №40
Тема: Помочь детям распределиться на группы и определиться с темой работы. Развивать самостоятельность в принятии решений и ответственность за общий результат работы
Занятие №41
Тема: Учить детей создавать яркие образы из материала на свое усмотрение. Развивать мелкую моторику рук.
Занятие №42
Тема: Развивать мелкую моторику рук детей; воспитывать интерес к конструированию из бумаги.
Занятие №43
Тема: Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу.
Воспитывать желание помогать товарищу.
Занятие №44
Тема: Вместе с детьми оформить выполненные ранее работы для выставки.
Развивать интерес к изготовлению поделок в технике «квиллинг».
Занятие №45
Тема: Обучать учащихся технике выполнения квиллинга.
Занятие №46
Тема: Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и обогащать словарь специальными терминами (квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань, бумажное кружево).
Занятие №47
Тема: Создавать композиции из скрученных в спираль бумажных полосок.
Занятие №48
Тема: Составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Материально-технические обеспечение программы (оборудование)
Оборудование:
1) Цветная бумага, не очень тонкая, окрашенная с двух сторон.
2) Инструмент для квиллинга.
3) Трафареты с круглыми отверстиями разного диаметра (линейка).
4) Пинцет (без зазубринок).
5) Ножницы.
6) Клей ПВА.
7) презентации, картины
Кадровое обеспечение
Программу реализует воспитатель МАДОУ ЦРР д/с №18 «Огонек», прошедший аттестацию на первую квалификационную категорию, имеющий высшее педагогическое образование, опыт работы более 7 лет.
Список литературы
I. Нормативные правовые и иные документы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. 06.03.2019г.)
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
3. Устав от 19.06.2015 г.
4. Правила внутреннего распорядка, обучающихся приказ 54, от 30.08.2017 года, протокол № 1
5. СанПиН 2.4.1.3049-13 (ред. от 27.08.2015г.).
II. Основная литература
1. Быстрицкая А. «Бумажная филигрань». — М. : АйрисПресс, 2013.
2. Зайцева А. «Искусство квиллинга : Магия бумажных лент». —М. : Эксмо, 2010.
3. Зайцева А. «Объемный квиллинг : создаем фигурки из гофрокартона». — М. : Эксмо, 2012.
4. Шквыря Ж. Ю. «Забавные истории в 3D-квиллинге». — Ростов н/ Д : Феникс, 2012.