Людмила Рогалевич
Кружок «Маленькие ученые» по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Маленькие ученые
Лангепасское городское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №10 «Белочка»
Кружок «Маленькие ученые»
по опытно – экспериментальной деятельности
Воспитатель: Рогалевич Л. В.
Лангепас, 2018г.
Пояснительная записка
На данном этапе развития современного общества, экологическое воспитание, является одной из важнейших проблем современности.
Публикация «Кружок „Маленькие ученые“ по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Первые основы экологической культуры и природоохранного сознания должны прививаться детям с раннего возраста. Если ребёнок научится с младенчества жить в гармонии с природой, то это останется с ним до старости и не вытравится не какими обстоятельствами.
Многие исследователи и практики заняты поиском адекватных методов работы с детьми по формированию у них начала экологической культуры. К числу таких методов можно отнести детское экспериментирование – деятельность, которая присуща практически каждому малышу, ибо каждый ребёнок в душе является экспериментатором. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать – это важнейшие черты детского поведения.
Организация экспериментирования, проведение опытов – один из эффективных путей экологического образования дошкольников.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В системе разнообразных знаний об окружающем особое место занимают знания о явлениях неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.
Содержание работы кружка по опытно-экспериментальной деятельности «Маленькие ученые» направлено на познавательное развитие детей.
Цель: Развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, мышления, формирования начальных естественнонаучных представлений и воспитание природоохранного сознания.
Задачи:
1. Расширять представления детей о свойствах воды, воздуха, песка, глины и многообразии неживой природы.
2. Формировать умение устанавливать взаимосвязь между некоторыми явлениями природы, развивать мышление, способность делать самостоятельные выводы.
3. Развивать у детей умения пользоваться приборами – помощниками при проведении игр – экспериментов.
4. Воспитывать экологическую культуру дошкольника через любовь к природе и познание окружающего мира.
5. Воспитывать желание беречь землю, очищать её от мусора.
6. Способствовать социально – личностному развитию каждого ребенка: развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).
Особенности организации занятий кружка
Занятия кружка организуются в форме партнерской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Партнер – всегда равноправный участник дела, его позиция связана с взаимным уважением, способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной активности.
Партнерская позиция требует определенной организации пространства: взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге; добровольное (без психологического принуждения) включения детей в предлагаемую деятельность с подбором интересного привлекательного для дошкольников содержания. Организуя с детьми опыты и эксперименты, воспитатель привлекает внимание «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта. Все это происходит в ситуации свободного размещения детей и взрослого вокруг предмета исследования.
Детям предоставляется возможность поэкспериментировать самостоятельно. Обсудив полученные эффекты, можно несколько раз поменять условия опыта, посмотреть, что из этого получается. Результатом опыта явится формулирование причинно-следственных связей.
Игровые приё мы:
• моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
• повтор инструкций;
• выполнение действий по указанию детей;
• «намеренная ошибка»;
• проговаривание хода предстоящих действий;
• предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
• фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.
Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.
Занятия кружка проводятся один раз в неделю, в пятницу в 15.30.
Продолжительность занятий с детьми 5-6 лет не более 20 – 25 минут.
Гибкая форма организации экспериментальной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, здоровье, настроение, уровень установления причинно-следственных связей, выявления закономерностей и другие факторы.
Набор для каждого эксперимента имеется в готовом виде. Педагог проводит презентацию каждого эксперимента. Это может быть индивидуальная презентация, индивидуальный показ, круг. К каждому набору для эксперимента могут прилагаться инструктивные карты, выполненные в виде последовательных рисунков.
Соответствие требованиям ФГОС:
• Отбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов осуществляю на основе СанПиН 2.4.1.3049-13 и ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155).
• Введение в действие Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает наличие у воспитателей ДОУ компетенций, необходимых для успешного использования инновационных педагогических технологий творческого развития ребенка в образовательном процессе.
• Положение о кружковой работе.
• Приказ об организации кружковой работы ДОУ.
Основное оборудование:
• Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты;
• Разнообразные сосуды из различных материалов разного объёма;
• Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;
• Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, меха;
• Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
• Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;
• Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.
Ожидаемые результаты:
• Проявление интереса к исследовательской деятельности;
• Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
• Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
• Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
• Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
• Развитие коммуникативных навыков.
Список детей:
1. Андреенко Николай
2. Борисов Никита
3. Буч Руслан
4. Григорук Ульяна
5. Даулетбаев Роман
6. Мурзин Линар
7. Орлова София
8. Полховская Анна
9. Порецкова Мария
10. Рахчеев Иван
11. Снигирев Матвей
12. Сурков Радомир
13. Хозиков Данил
14. Чижик Юрий
15, Ширкова Рада
Перспективное планирование работы кружка «Маленькие ученые»
Месяц
№ Тема Задачи
Сентябрь
1. Какая бывает вода? • Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей методом экспериментирования.
• Расширить представление детей о значении воды для жизни человека и всего окружающего.
• Познакомить детей с круговоротом воды в природе, развить познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов.
• Приобщать детей к бережному отношению к воде.
2 Свойства воды. • Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.
• Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
• Развивать речь, мышление, любознательность;
• Воспитывать экологическую культуру;
• Развивать умение делать выводы, умозаключения;
• Воспитывать аккуратность при работе.
Октябрь 3 Вода – растворитель. Очищение воды. • Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу.
• Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решения.
• Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.
• Развивать умение схематично изображать проделанные действия.
• Закреплять в речи детей слова: фильтр, водопровод, воронка, авария.
4 Упрямые предметы • Познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией;
• Развивать умение фиксировать результаты наблюдения.
Ноябрь
5 Волшебные стеклышки • Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем, объяснить, для чего они нужны.
• Развивать слуховое и речевое внимание.
6 Почему предметы движутся? • Познакомить детей с физическими понятиями: сила, трение;
• Показать пользу силы трения;
• Закрепить умение работать с микроскопом;
• Развивать навыки зрительного и осязательного обследования.
Декабрь 7 Хитрости инерции
• Познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией;
• Развивать умение фиксировать результаты наблюдения.
8 Что такое масса? • Выявить свойство предметов – массу.
• Познакомить с прибором для измерения массы – чашечными весами, научить способам их использования.
• Развивать зрительно – тактильное восприятие.
Январь
9 Воздух • Закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о способах обнаружения.
• Активизировать речь и обогащать словарь детей.
• Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
• Воспитывать дружеские взаимоотношения.
10 Солнце дарит нам тепло и свет
• Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света;
• Познакомить с понятием «Световая энергия».
Февраль 11 Что такое электричество? • Развивать интерес к окружающей среде.
• Познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток», сформировать основы безопасного обращения с электричеством, объяснить причину образования молний.
• Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
• Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, вызывать радость открытий.
12 Почему горит фонарик. • Создание условий для детского экспериментирования, формирование навыков познавательной активности детей.
• Уточнить представления детей о значении электричества для людей.
• Познакомить с батарейкой — хранителем электричества и способом использования лимона в качестве батарейки.
• Формировать представления детей о том, откуда человек получает электричество?
• Развивать навыки проведения опытов.
• Развивать способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы.
• Развивать мышление, умение анализировать.
• Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.
• Воспитывать доброжелательное уважительное отношение друг к другу
• Воспитывать инициативность, самостоятельность.
Март 13 Сила тяготения.
Дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.
14 Что плавает, что тонет?
Дать представление о плавучести предметов.
Апрель
15 Твердая вода. Почему не тонут айсберги?
• Уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду;
• Дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.
16 Как происходит извержение вулкана? • Познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения.
• Сформировать представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений; помочь детям понять, почему вулканы – это грозное явление природы.
• Активизировать в речи детей слова: очаг, магма, жерло, кратер, лава.
• Познакомить детей с профессией вулканолога,изучение этого явления –важнейший фактор в понятии строения нашей Земли.
• Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов.
• Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).
Май
17 Волшебное свойство магнита.
• Способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах;
• Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;
• Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей;
• Заинтересовать детей практической деятельностью, способствовать воспитанию самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения.
18 Волшебные фокусы Электрона • Обобщать и расширять знания детей об электричестве и его использовании;
• Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.
• Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
• Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
• Развивать грамматически правильную речь.
• Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
• Вызвать радость от открытий, полученных из опытов;
• Воспитывать умение работать в коллективе.
• Воспитывать бережное отношение к своему здоровью,
19 Почему в космос летают на ракете? • Расширить представление детей о ракете.
• Расширить и уточнить представление детей о принципе работы реактивного двигателя;
• Познакомить о значении воздуха для полета самолета;
• Закрепить знания правил безопасности при проведении опытов.
• Развивать психические процессы: речь, мышление, память, воображение;
• Активизировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
• Способствовать развития интереса к поисковой деятельности, воспитывать желание, добиваться результатов в ходе экспериментирования.
• Для повышения двигательной активности провести подвижную игру «Быстрая ракета».