Беленкова Марина Борисовна
Кружок «Истоки» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Принята
Педагогическим советом
30.05. 2020г. ,
Протокол № 4
УТВЕРЖДЕНА
Приказом заведующего МБДОУ ДС № 2
от 31 мая 2020г. № 35-осн
заведующий МБДОУ ДС № 2
И. А. Лежикова
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по художественно-эстетическому развитию детей
№ 2 «Белочка» г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края
Дополнительная общеобразовательная программа-
дополнительная общеразвивающая программа
«Истоки»
для детей (5 - 6 лет)
Публикация «Кружок „Истоки“ в старшей группе» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
срок реализации программы 1год
Воспитатель
Беленкова М. Б.
г. Николаевск - на - Амуре
2020г.
Паспорт программы
Наименование программы Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа
«Истоки» для детей (5 - 6 лет)
Разработчики программы Беленкова Марина Борисовна, воспитатель старшей группы № 5 «Полянка» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 2.
Исполнители программы Беленкова Марина Борисовна, воспитатель, коллектив воспитанников, родительская общественность
Нормативная база для разработки образовательной программы Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. ;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 года N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»
Князева О. Л., Маханева М. Д., программа «Приобщение к истокам русской народной культуры»
Кем принята образовательная программа Принята решением педагогического совета. Протокол № 4 от 30.05.2020г., утверждена заведующим ДОУ. Приказ № 35-осн от 31.05.2019г.
Назначение
Дополнительной общеобразовательной программы Работа по дополнительной общеобразовательной программе “Истоки” была организована с целью сохранения самобытной духовной культуры и приобщения детей к русскому народному творчеству.
Приоритетные цели и задачи дополнительные общеобразовательной программы Цель: Создание комплексной системы по художественно-эстетическому развитию детей, направленной на расширение знаний о народных промыслах.
Задачи:
1. Приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности; воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты;
2. Уметь использовать нетрадиционные техники и получать удовольствие от своей работы;
3. Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное, образное восприятие, эстетические чувства;
4. Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
5. Способствовать знакомству классической закономерности народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т. д.);
6. На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать индивидуальное творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу.
Принципы реализации программы
- учет возрастных и психофизических возможностей, особенностей детей;
- систематичность педагогического процесса;
- принцип деятельного подхода к организации образовательного процесса;
- взаимодействие ДОУ и семьи.
Ожидаемые результаты образовательной программы, формы их представления, анализа - будут созданы методические, материально-технические условия для ознакомления детей среднего возраста с народным декоративно-прикладным искусством;
- повысится интерес у детей к образцам русского народного декоративно - прикладного искусства, продуктивной деятельности.
Пояснительная записка
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, поверхностно знакомо, например, с народной культурой.
Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Приобщение детей к традиционной русской культуре способствует формированию человеческой личности, способной осуществлять свою историческую принадлежность к родному народу, жить в гармонии с окружающим миром. Народные традиции необходимы для разностороннего развития ребёнка, формирования патриотических чувств и духовно-нравственных качеств. Вводя детей в народную культуру, мы помогаем им войти в мир прекрасного.
Нормативно - правовое обеспечение программы:
Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. ;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 года N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»
Князева О. Л., Маханева М. Д., программа «Приобщение к истокам русской народной культуры»
Направленность программы
Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с символикой русского декоративного искусства и его значением. Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей и эстетическое воспитание детей.
Новизна. программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.
Актуальность
Тема обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников, развитием познавательных интересов и творческих способностей детей. В наше время уделяется мало внимания знакомству детей с видами декоративно-прикладного искусства.
Культурное наследие народа – огромное богатство, которым ребенку нужно научиться правильно пользоваться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить. Необходимо посеять и взрастить в детских душах семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что она способствует нравственному, патриотическому, эстетическому, художественному воспитанию, прививает любовь к своей родной земле.
Отличительная особенность данной программы состоит в том, что дети работают по ней в течение всего пребывания, занятия по художественному конструированию дают возможность глубже познакомиться с народными промыслами. В русском декоративно-прикладном искусстве есть традиционность, инновационность, креативность, целеустремленность в перспективу развития не исключают, а предполагают друг друга. Таким образом, символика русского декоративно-прикладного искусства несёт в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.
Цель:
Создание комплексной системы по художественно-эстетическому развитию детей, направленной на расширение знаний о народных промыслах.
Задачи:
1. Приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности; воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты;
2. Уметь использовать нетрадиционные техники и получать удовольствие от своей работы;
3. Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное, образное восприятие, эстетические чувства;
4. Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
5. Способствовать знакомству классической закономерности народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т. д.);
6. На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать индивидуальное творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу.
При составлении программы использовались следующие принципы:
• Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений реализуется при знакомстве детей с искусством русского народа.
• Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка - предполагается выбор тематики, приемов работы с учетом опыта и возраста детей.
• Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
• Доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).
• Наглядность (наличие иллюстративности и дидактических материалов).
Основополагающими подходами к построению работы кружка стали :
- системно-деятельностный подход – т. к. в программе учитываются возрастные особенности детей каждой возрастной группы и присущие этим особенностям формы деятельности игровая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная;
- гуманитарный подход – учет специфики индивидуального процесса познания ребенка, индивидуальных потребностей детей;
- культурологический подход, определяющий достижение целевых ориентиров на основе свободных, практик культурной идентификации и целостности личности ребенка.
Организация работы.
Возраст детей – 5 - 6 лет.
Срок реализации программы - 1 год.
Время проведения: 16.00 – 16.25
Продолжительность – 25 минут.
Количество в месяц – 4 раза (32занятия в год).
Формы организации подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей детей, специфики содержания данной программы и возраста детей:
- непосредственно-образовательная деятельность;
- индивидуальные занятия;
- совместная деятельность педагога и детей;
- праздники и развлечения.
Структура занятия:
1. Организационный момент. Приветствие.
2. Актуализация прошлых знаний.
3. Основная часть:
-Постановка проблемы, открытие нового знания.
-Закрепление нового знания.
-Итог. Рефлексия.
4. Мотивация на продолжение исследования вне занятия.
Планируемые результаты:
- Узнают и называют знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства;
- Составляют узоры, с включением знакомых элементов народной росписи и создают декоративные композиции по мотивам народных изделий;
- Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие;
- Лепят из глины декоративные изделия используя способы: конструктивный, кругового налепа;
- Используют в работе некоторые виды нетрадиционного рисования.
- Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях.
Способы проверки результатов реализации программы.
Педагогическая диагностика проводится с детьми в начале и в конце года с целью сравнения результата познавательного и эстетического развития, а также с целью выявления уровня знаний, практических умений и навыков.
Диагностическое исследование проводится по подгруппам (5-7 человек)
Детям предлагается сравнить две игрушки разных промыслов. Они должны назвать вид росписи, выделить и назвать общее и различное в цвете, форме, композиции, элементах; выразить свое эмоциональное отношение к произведению, расписать одно изделие по мотивам понравившейся росписи.
Цель: Сравнение двух игрушек (или изделий народных промыслов) и выполнение по их мотивам росписи:
Назвать вид народного искусства;
Описать каждую игрушку и изделие;
Сравнить две игрушки или два изделия, выделить сходство и различия;
Выразить свое отношение;
Выполнить узор по мотивам понравившегося изделия или игрушки на плоском силуэте.
Анализ уровня интеллектуально-эстетического развития детей проводится по следующим показателям:
• Называет игрушку (изделие) правильно - 3 балла, сомневается (ошибается, но в итоге называет правильно) - 2 балла, неправильно - 1 балл, не называет - 0 баллов;
• Описывает достаточно полно - 3 балла, называет лишь некоторые признаки - 2 балла, неправильно называет - 1 балл, совсем не называет признаков - 0 балл;
• Сравнение правильное и полное - 3 балла, правильное, но частичное - 2 балла, неправильное - 1 балл, не проводит сравнения - 0 баллов;
• Ярко выражает свое отношение к произведениям искусства - 3 балла, необоснованное отношение - 1 балла, безразличное отношение - 0 баллов;
• Выполнение узора на силуэте полностью соответствует - 3 балла, частичное несоответствие - 2 балла, большое несоответствие - 1 балл;
• Техника исполнения - высокая - 3 балла, средняя - 2 балла, низкая - 1 балл.
Шкала уровней
Низкий уровень (от 3 до 7 баллов).
Называет только один вид росписи. Описание неполное. Затрудняется в сравнении. Выражает необоснованное отношение к изделию. Часто полностью копирует роспись. Технические навыки средние.
Средний уровень (от 8 до 13 баллов).
Ребенок называет оба вида росписи. Описывает только характерные признаки. Указывает только по одному признаку различия и сходства. Дает обоснованную оценку своего отношения к изделию. Вносит изменения в цвет и элементы узора. Высокая техника исполнения.
Высокий уровень (от 14 до 18 баллов).
Называет оба вида росписи. Описывает подробно. При сравнении указывает сходство и различия по нескольким признакам. Дает обоснованную оценку своего отношения к изделию. Четко следует стилю росписи, вносит новые элементы. Высокая техника исполнения.
Учебно-тематический план
№
Занятия Срок Тема Кол-во часов
(минут) Теория
(кол-во мин) Практика (кол-во
мин)
1. Октябрь Знакомство с работой кружка «Истоки». 25 10 15
2. Октябрь Путешествие по народным промыслам 25 10 15
3. Октябрь Дымковская игрушка. Рассказ об истории промысла. 25 15 10
4. Октябрь Лепка дымковского коня 25 10 15
5. Ноябрь Рисование + конструирование. «Барышни-франтихи». 25 10 15
6. Ноябрь Филимоновские свистульки. Рассказ об истории промысла. 25 15 10
7. Ноябрь Лепка «Филимоновские лошадки» 25 10 15
8. Ноябрь Рисование «Филимоновский гусенок». 25 10 15
9. Декабрь Рисование «Роспись фартука для Матрешки» 25 10 15
10. Декабрь Каргопольские легенды. Рассказ об истории промысла. 25 15 10
11. Декабрь Рисование «Сказочная птица». 25 10 15
12. Декабрь Золотая Хохлома. Рассказ об истории промысла 25 15 10
13. Январь Рисование «Украсим теремок для зверей» 25 10 15
14. Январь Рисование «Блюдце» 25 10 15
15. Январь «Знакомство детей с Городецкой росписью» 25 15 10
16. Январь «Узор Городецкой росписи» 25 10 15
17. Февраль Рисование «Городецкие узоры - сколько радости для глаз» (Городецкий узор на кухонной доске). 25 10 15
18. Февраль Сине-белое чудо Гжели. Рассказ о промысле. 25 15 10
19. Февраль Рисование «Роспись фигурок». 25 10 15
20. Февраль Рисование «Узор на полосе» 25 10 15
21. Март «Чудо на подносе» 25 15 10
22. Март Лепка «Жостовский поднос» 25 10 15
23. Март Рисование «Жостовские цветы» 25 10 15
24. Март Рисование «В мастерской жостовских мастеров» 25 10 15
25. Апрель Лепка «Все они матрёшеньки, все они милашеньки.» 25 10 15
26. Апрель Рисование «Очень любим, мы, матрёшки разноцветные одёжки». 25 10 15
27. Апрель Рисование «Хохлома. Посуда» 25 10 15
28. Апрель Рисование «Мастерская Городецких умельцев» 25 10 15
29. Май Рисование «Русские красавицы всем нам очень нравятся» (Роспись двухсторонних матрешек) 25 10 15
30. Май Лепка «Дымковская барышня» 25 10 15
31. Май Рисование «Сказочная Гжель» 25 10 15
32. Май «Веселая ярмарка» 25 15 10
Итого: 32 занятия 13 ч. 30мин 6 часов
7 ч. 30 мин.
Методическое обеспечение программы.
Для успешной реализации данной программы необходимы:
Кадровое обеспечение:
Воспитатель – Беленкова Марина Борисовна
Квалификационная категория - первая
Образование – средне-специальное
Курсы:
1.«Оказание первой помощи пострадавшему в образовательной организации» (в объеме 16ч., с 0 09.09.2019);
2. «Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе педагога ДОО в контексте ФГОС ДО» (в объеме 72 ч. С 14.12.19 по 24.12.19г.)
3. «Педагогика и методика дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО» (в объеме 72 ч. С 31.03.2020 по 10.04.2020)
4. «Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ» (в объеме 72 ч. С 26.05.2020 по 05.06.2020)
1. Технические средства:
- ноутбук;
- мультимедийное оборудование;
- CD, DVD диски.
- Подбор методической и детской литературы по теме;
2. Материалы и оборудование:
- Фломастеры,
- карандаши,
- пластилин,
3. Учебно - наглядные пособия:
- иллюстрации;
- игрушки;
- дидактические игры;
-аудио- и видеозаписи;
- презентации.
4. Приемы и методы организации учебного процесса:
- наглядные (показ, демонстрация картинок, иллюстраций, презентаций, видеофрагментов)
-словесные (беседа, рассказ, дидактические словесные игры)
-практические (упражнения, продуктивная деятельность)
- игровые (различные игры)
5. Методический материал:
- учебные мультимедийные пособия;
- музыкальные произведения;
- методические разработки мероприятий;
Список литературы:
1. Гаврилова В. В. Артемьева Л. А. Декоративное Рисование с детьми5-7 лет. Последнее издание,2012.
2. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение,2006.
3. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М. : Скрипторий, 2009.
4. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
5. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.
6. Косарева В. Н. Народная культура и традиции. – Последнее издание,2013.
7. Леонова Н. Н. Художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет. Издание 2014.
8. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006.
9. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т. С. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
10. Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.
11. Соломенникова О. А. Радость творчества. – М. : Мозаика-Синтез,2008.
12. Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М. : ТЦ Сфера, 2005.