Виктория Ермолаева
Проект «Родные истоки»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Родные Истоки»
Цели проекта:
1. расширение знаний о водоёмах родного края;
2. пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению родного края;
3. погружение обучающего в атмосферу творческого поиска и исследовательской деятельности.
Задачи проекта:
1. обогащать и систематизировать знания о водоёмах родного края;
2. расширять словарный запас, знакомить с географическими названиями;
3. обучать самостоятельному поиску необходимой информации с использованием различных источников;
4. воспитывать любовь и уважение к родному краю, бережное отношение к его природе.
Публикация «Проект „Родные истоки“» размещена в разделах
Все хорошее в людях из детства
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них родная природа стала
Не наукой, а частью души!
Н. Луконин
Водоёмы играют огромную роль в жизни людей. Поэтому каждый из нас должен бережно относиться к нашим водным богатствам. Проект «Родные Истоки» предполагает изучение водоемов родного края, описание наиболее понравившихся водных объектов, выяснение роли водоемов в жизни человека, составление правил поведения у водоемов. Результатом исследования стали презентация по теме изучения «Ознакомление дошкольников с водоемами родного края – села Старомалиновка», фотоальбом «Путешествие в царство воды нашего села».
Актуальность темы
Без воды нет жизни. Вода находится повсюду, даже в человеке. Мы пьем воду, купаемся, готовим пищу. Во всех жизненных процессах без воды просто не обойтись. Интересно, а много ли воды в нашем крае?
С целью активизации познавательно-экологического развития наших воспитанников и был разработан проект под названием «Родные Истоки». Этот проект направлен на работу педагогов по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с водной системой села Старомалиновка, а также на формирование бережного отношения к природе и водным ресурсам родного края.
Для достижения поставленной цели были намечены следующие задачи:
1. Познакомить с водоемами с. Старомалиновка и их разнообразием; с представителями природного сообщества водоемов. Дать представление о значении воды для живых организмов.
2. Развивать навыки рационального использования ресурсов воды. Продолжать развивать интерес к исследовательской деятельности.
3. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
По продолжительности выполнения проект был долгосрочным – 1 год.
Реализация данного проекта осуществлялась поэтапно.
Проект реализовывался по трем разделам:
1. Водный мир поселка. Включает в себя следующие подразделы:
1.1. Родники.
1.2. Реки.
1.3. Озёра и пруды.
1.4. Правила поведения на воде.
Задача данного раздела - формирование знаний детей о водном мире поселка, его реках и искусственных водоёмах.
2. Экосистема водного мира. В неё входят следующие подразделы:
2.1. Царство водного мира реки.
2.2. Царство водного мира пруда.
2.3. Пищевая цепочка водного мира.
Задачи раздела: Познакомить детей с природным сообществом водоёмов. Формировать знания о флоре и фауне водного мира, понимание связи растений и животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания.
3. В природе всё взаимосвязано. Включает в себя следующие подразделы:
3.1. Роль водного мира в жизни человека.
3.2. Бережное отношение к водному миру.
3.3. Красная книга Омской области.
Задачи разделы: Воспитывать бережное отношение к природе родного края. Формировать понимание взаимосвязи состояния водного мира от деятельности человека, знания детей о природных богатствах водного мира поселка.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный :
• Создание инициативной группы
• Изучение материалов по проблеме проекта
• Разработка проекта
2. Практический:
• Реализация календарного плана работы проекта
3. Аналитический:
• Проведение мониторинга
• Анализ и описание итогов реализации проекта
План работы по реализации проекта
Сроки Наименование мероприятия Участники Ответственные
Подготовительный этап
Сбор и анализ литературы по данной теме Воспитатели
Диагностика детей Воспитанники Воспитатели
Разработка содержания проекта Презентация проекта родителям Родители Воспитатели
Практический этап
Беседа «Что такое водоем?» Воспитанники Воспитатели
Рассматривание карты Омской области
с. Старомалиновка р. Иртыш
Изготовление поделки «Капелька воды» Воспитанники
Родители Воспитатели
Родители
Беседа «Родники нашего поселка» Воспитанники Воспитатели
Экспериментирование с водой – св-ва воды Воспитанники Воспитатели
Беседа «Река» Воспитанники Воспитатели
Чтение Н. А. Рыкова
«Жила была речка» Воспитанники Воспитатели
Рассматривание картины «Река»
Презентация «Иртыш» Воспитанники Воспитатели
Экспериментирование «Очищение воды»
Беседа «Что мы знаем об озерах и прудах» Воспитанники Воспитатели
Презентация «Неугомонка» Воспитанники Воспитатели
Экспериментирование
Составление альбома «Правила поведения на речке» Воспитанники
Родители Воспитатели
Выставка рисунков «Запрещающие знаки» Воспитанники
Родители Воспитатели
Родители
Экскурсия «Путешествие к реке» Воспитанники
Родители Воспитатели
Старший воспитатель
Рассматривание иллюстраций «Кто живет в реке?» + презентация Воспитанники Воспитатели
Беседа «Водоемы и водоплавающие птицы» Воспитанники
Воспитатели
Панно «Заселяем пруд» Воспитанники Воспитатели
Д\И «Что где растет?» Воспитанники Воспитатели
Экскурсия на водоем Воспитанники
Родители Родители Воспитатели
Старший воспитатель
Экспериментирование
Экологическая акция «Сохраним воду чистой» Воспитанники
Родители Родители Воспитатели
Старший воспитатель
Экологический праздник «Берегите воду» Воспитанники
Родители Родители Воспитатели
Старший воспитатель
НОД «Животные водоемов, занесенные в Красную книгу» Воспитанники
Воспитатели
Экспериментирование Воспитанники
Итоговое мероприятие «Люби и знай свой Край родной» Воспитанники
Родители Воспитатели
Родители
Аналитический этап Диагностика детей Воспитанники Воспитатели
Анализ реализации проекта Воспитатели
Лепка «Кто живет в реке?», Нетрадиционная техника рисования «Рыбки» (свеча, Рассматривание иллюстраций «Кто живет в пруду?»,Рассматривание иллюстраций «Кто живет в болоте?», Аппликация «Лягушки на болоте»,Рисование «Мир в капельке воды»,НОД «Всегда и везде – вечная слава воде»,Составление книжки – раскраски «Вода и жизнь»,Беседа «Кому нужна вода», Чтение экологической сказки «Королева вода»,Чтение Н. А. Рыкова «Волшебница вода», Рисование «Эта волшебница вода» (портрет воды, Д\И «Кто где живет?»,Беседа «Зачем беречь воду», Чтение Н. А. Рыкова «Как люди обидели реку», Изготовление плакатов, памяток – призывов, рекламных щитов о бережном отношении к воде, Беседа «Значение воды в нашей жизни»,Чтение Б. Заходер «Что случилось с водой?»
Целью 1 этапа подготовительного, было создание условий для ознакомления детей с водоемами села Старомалиновка.
Что было сделано:
• подобрана литература по ознакомлению дошкольников с водной системой родного края,
• поэтические и музыкальные произведения о селе Старомалиновка и ее реках,
• составлен перспективный план работы с детьми по теме проекта,
• разработаны конспекты занятий по ознакомлению детей с реками, прудами и родниками нашей местности;
• оформлена картотека наблюдений у водных объектов, а также картотека презентаций, различных игр экологического содержания и опытов с водой;
Решение поставленных задач на 2, практическом, этапе проектной деятельности, осуществлялось в процессе совместной работы взрослых и детей через разные виды деятельности, способствующие закреплению у дошкольников знаний и умений по эколого – краеведческому направлению:
• беседы,
• комплексные и интегрированные занятия по ознакомлению с окружающим,
• наблюдения,
• прогулки
• экскурсии,
• чтение и разучивание стихотворений о красоте природы родного края и слушание музыкальных произведений о селе Лукерьино, о реке Коломенка,
• рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, фотографий;
• проведение познавательных викторин, конкурсов, игр – экспериментов, исследовательской деятельности, занятий по художественному творчеству.
Целью 3 этапа итогового, было обобщение и оценка результатов, анализ работы и представление продукта проектной деятельности.
Проведение сравнительного мониторинга в начале проекта и в конце проекта:
В начале проекта: низкий уровень- 30%; средний уровень- 60%; высокий уровень-10%.
В конце проекта показатели мониторинга значительно увеличились: низкий уровень – 0%; средний уровень – 70%; высокий уровень – 30%.
В ходе работы над проектом была удовлетворена потребность детей в получении знаний о живой и неживой природе родного края, о защите природы. У детей расширились представления о водных ресурсах села Старомалиновка и их обитателях, закреплены знания, которые получили дошкольники в процессе, практической опытно – экспериментальной, и исследовательской деятельности, совершенствовалось экологическое сознание наших воспитанников, основы правильного природопользования, любознательность к объектам природы. У них появилось чувство осознанной радости, гордости за природу родного края, понимание того, что Старомалиновка является их малой Родиной. Произошло это благодаря разнообразным формам работы с детьми и родителями, а также тесному взаимодействию педагогов и специалистов детского сада
Велика и роль родителей в осуществлении задач познавательно-экологического развития детей.
Педагоги заинтересовали их своей работой над данным проектом.
С родителями были организованы различные мероприятия:
- проводили консультации об истории зарождения рек, прудов и об огромном значении водных ресурсов в жизни нашего села, чтобы родители тоже могли рассказывать детям о том, чем богат их родной край;
- привлекали к изготовлению фотоматериалов, тематических альбомов;
- педагоги оформили консультации-памятки по правилам безопасного поведения детей в природе;
- регулярно проводили выставки рисунков, работ из природного материала, выполненные в сотворчестве с родителями.
Продуктом проектной деятельности стал фотоальбом «Путешествие в царство воды нашего села», альбом с работами детей по художественному творчеству, конспекты интегрированных занятий, познавательных бесед, экскурсий, целевых прогулок, презентация «Ознакомление дошкольников с водоемами родного края – села Старомалиновка».
Проводимые в рамках данного проекта мероприятия имели практическую направленность, знания, полученные детьми в процессе всех видов деятельности, были системными, глубокими, обобщенными.
Сотрудничество с родителями способствовало повышению их компетентности в вопросах природоведческого образования дошкольников, проявлению заинтересованного отношения к работе педагогов.
Литература:
1. Бабаева Т. И. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Михайлова З. А. и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011. - 528с
2. Бачерова Н. М. Воспитание гармоничного отношения к природе: игры и занятия с детьми 2 – 7 лет/ авт. -сост. Бачерова Н. М. – Волгоград: Учитель, 2012. – 126с.
3. Борцова Л. В. Омское Прииртышье: программа для дошкольных образовательных организаций/ Борцова Л. В., Гаврилова Е. Н., Зенова М. В., Чернобай Т. А. и др. - Омск: БОУДПО «ИРООО», 2014 – 32с.
4. «Введение в мир природы и экология Омского Прииртышья»
5. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию!/ Воронкевич О. А. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011. – 496с.
6. Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. Конспект занятий/ Дыбина О. В. – М. : МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010. – 64с.
7. Козлова С. А. «Дошкольная педагогика» Козлова С. А., Куликова Т. А. – Москва: Издательский центр «Академия», 2012 – 416с
8. Кочекова И. В. Детское экспериментирование– основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников: из опыта работы Ирины Васильевны Кочековой, воспитателя МКДОУ «Детский сад №4 г. Облучье» - Биробиджан: ОблИПКПР. 2013 – 48с
9. Машкова С. В. Познавательно – исследовательские занятия с детьми 5 – 7 лет на экологической тропе / авт. -сост. Машкова С. В. и др. – Изд. 3е, испр. - Волгоград: Учитель, 2015 -185с.
10. Моисеева Т. Ю. Музыка как средство воспитания экологической культуры дошкольников [Текст] / Т. Ю. Моисеева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 56-59.
11. Нищева Н. В Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах детского сада/ сост. Нищева Н. В. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2009. – 144с.
12. Тугушева Г. П. Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста: методическое пособие/ авт. -сост. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. – Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2010. – 128 с.
13. Урманова И. Инновационная деятельность в ДОУ: программно –методическое обеспечение/ Урманова И., Данилова Т. - М. : Линка – Пресс, 2009 – 320с.
Привет тебе, мой край родной,
С твоими темными лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями!
Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родной.
С. Дрожжина.