Надежда Гусельникова
Кружок для группы дошкольного возраста (5–6 лет) «Юный эколог»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Актуальность.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы.
Известно высказывание Л. С. Выготского о том, что «обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в хвосте, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день, а не сегодняшний».
Публикация «Кружок для группы дошкольного возраста (5–6 лет) „Юный эколог“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Старшая группа
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления Результаты современных психолого- педагогических исследований показывают, что дети дошкольного возраста могут успешно познавать не только внешнюю, видимую структуру окружающих предметов и явлений, но и их внутренние свойства. Познание мира детьми происходит прежде всего в наглядной и игровой деятельности, а не на основе вводимых словесных понятий
В настоящее время экспериментирование в ДОО рассматривается как основной вид ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности. При этом считается, что детская экспериментальная деятельность (наряду с игровой) претендует на роль ведущую деятельности ребенка в ДОО. Это положение нашло свое отражение в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования. В основе интереса к экспериментированию лежит подробность детей в новых впечатлениях, которые они стараются получить, наблюдая окружающий мир. И чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок и тем быстрее и полноценнее он развивается
Программа по дополнительному образованию «Юный эколог» разработана для интеллектуально-одаренных воспитанников, проявляющих интерес и способности к познавательно-исследовательской деятельности.
Цель– создание условий для познавательной активности детей дошкольного возраста 5-6 лет посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.
Задачи
1. Формировать у детей представления о возникновении и совершенствования приборов в истории человечества.
2. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира :
• знакомить с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
• знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);
• развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света).
3. Развивать у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведении экспериментов (увеличительные стекла, микроскоп, песочные часы, линейка и т д)
4. Развивать у детей умственных способностей.
5. Развивать мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, сообщение.
6. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
7. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
*внешние стимулы (новизна, необычность объекта) ;
*тайна, сюрприз;
*мотив помощи;
*познавательный мотив (почему так) ;
*ситуация выбора
При проведении экологических экспериментов роль взрослого заключается:
• В постановке вопросов, побуждающих детей сравнивать свойства объектов на всех этапах эксперимента;
• В установлении причинно-следственных связей между «началом» и «концом» эксперимента;
• В выделении наиболее существенных стадий эксперимента и обучении ребенка правильному алгоритму действий ;
• В совместном выдвижении предположений и формулировании выводов из эксперимента;
• В оказании помощи при анализе и обобщении полученных результатов;
• В обеспечении безопасности эксперимента.
Важно чтобы в ходе подготовки, проведения и обсуждения результатов наблюдений и экспериментов был реализован «диалогический принцип» общения между взрослым и детьми
График работы кружка «Юный эколог»
1 раз в две недели
Четверг 9.35 -10.00
Срок реализации: 2016 – 2017 учебный год
Режим организации занятий для детей дошкольного возраста (5-6 лет)
Продолжительность Кол –во часов в неделю Кол – во занятий в год
25 минут 1 18
Тематический план кружка «Юный эколог»
Месяц Тема Задачи Страница
Сентябрь Тема № Состав почвы 1Дать первоначальные знания о составе почвы, подвести к следующим открытиям
• Почва может быть разной. Например, плодородный верхний слой или песчаные, бедные почвы
• Почва состоит из разных компонентов
• Под землей есть множество слоев
2 Развивать навыки и умения проводить простейшие опыты, работать с экспериментальным инструментарием (4;50)
Тема № 1
Распространение света Познакомить детей со следующими свойствами света:
• Свет всегда распространяется прямолинейно
• Свет распространяется во все стороны
• Распространение света можно ограничить (4;10)
Октябрь. Тема № 1
Растения вырастают из семян 1 Дать первоначальные знания о прорастании растения из семян, подвести к следующим открытиям
• Большинство растений вырастают из одного семени
• В семени находится вся информация о том, каким должно быть это растение
• Для прорастания необходимы определенные условия
2 Развивать навыки и умения проводить простейшие опыты, работать с экспериментальным инструментарием (4;10)
Тема № 5
Отражение в стекле Познакомить детей со следующими свойствами света
• Прозрачные тела, так же как зеркала, могут отражать падающий на них свет, но не весь, а только небольшую его часть
• Расстояние от отражения за стеклом до стекла ровно такое же, как и расстояние от предмета до стекла
• При перемещении предмета перед стеклом отражение за стеклом путешествует за ним. (3;36)
Тема № 11
Рост растений в разных условиях 1Дать первоначальные знания о влиянии разных условий на рост растений, подвести к следующим открытиям
• В природе существует круговорот, который не дает процессам остановиться
• Для роста растений необходимы определенные условия
• Растения приспосабливаются к смене времен года
2 Развивать навыки и умения проводить простейшие опыты, работать с экспериментальным инструментарием (4;66)
Ноябрь.
Тема № 3
Отражение света Познакомить детей со следующими свойствами света:
• Блестящие поверхности меняют направление распространения световых лучей (отражают их)
• В зеркалах мы видим предметы, которые находятся перед ними
• Направление отражения световых лучей зависит от направления падения на зеркало лучей. (3;22)
Тема № 10
Вода в природе 1Дать первоначальные знания о значении и роли воды в природе, подвести к следующим открытиям
• Осадки - важное погодное явление
• Количество осадков можно измерить
• Почти всем живым организмам для существования нужна вода
2 Развивать навыки и умения проводить простейшие опыты, работать с экспериментальным инструментарием (3;64)
Декабрь.
Тема № 15
Забавные телефоны Познакомить детей со следующими свойствами звука:
• Звук в воздухе распространяется во все стороны
• Звук может проходить через твердые тела
• Звук лучше передается через твердые тела, чем по воздуху (3;100)
Тема № 5
Строение растения 1Дать первоначальные знания о строении растений, подвести к следующим открытиям
• Растение состоит из разных частей, каждая из которых выполняет свою работу
• Растения умеют передавать воду и питательные вещества из почвы, закрепляют растение на поверхности земли
• Растения могут давать человеку полезные вещества, красители, ароматические вещества или масла.
2 Развивать навыки и умения проводить простейшие опыты, работать с экспериментальным инструментарием (4;34)
Январь.
Тема № 8
Цвет света Познакомить детей со следующими свойствами света
• Цвет кажется белым, хотя состоит из разных цветов
• Цвета лучей света – это цвета радуги. : (3;54)
Февраль.
Тема № 6
В почве есть жизнь 1Дать первоначальные знания о том, что в почве есть жизнь, подвести к следующим открытиям
• У каждого типа почвы есть своя среда обитания
• В почве живет множество живых существ, невидимых на первый взгляд
• Животные и растения зависят друг от друга
2 Развивать навыки и умения проводить простейшие опыты, работать с экспериментальным инструментарием (4;40)
Тема № 11
Откуда звук Познакомить детей со следующими свойствами звука;
• Звук распространяется в воздухе во все стороны
• Звук можно направить в одну сторону
• Звук можно принять из какого-нибудь определенного направления
• Место источника звука можно определить на слух.
(3;76)
Тема № 12
Вибрация и звук Познакомить детей со следующими свойствами звука;
• Источником звука может быть любой предмет
• Воздух может распростр\анять звуки
• Ухо умеет принимать и распространять звуки (4;76)
Март.
.Тема № 13
Как увидеть звук Познакомить детей со следующими свойствами звука;
• Звуковые волны – это энергичные колебания
• Звуковые волны могут вызывать колебания других тел (3;88)
Тема № 9
Почва может накапливать воду 1 Дать первоначальные знания о свойствах почвы, подвести к следующим открытиям
• Почва состоит из разных компонентов
• В зависимости от состава и количества компонентов в почве, можно выделить плодородную, песчаную, глинистую почву и др
• Количество воды, способной удержаться в почве, зависит от ее состава и количества растений, растущих на ней
2 Развивать навыки и умения проводить простейшие опыты, работать с экспериментальным инструментарием. (4;58)
Апрель.
Тема № 14
Не только увидеть, но и почувствовать Дети в процессе игры должны быть подведены к следующим открытиям
• Колебания можно сделать видимыми
• Колебания можно ощущать, например с помощью камертона
• Колебания могут приводить предметы в движение. (4 ;94)
. Тема № 7
Как увидеть малое большим Познакомить детей со следующими свойствами света ;
• Световые лучи могут менять свое направление, преломляться
• Направление световых лучей меняется, когда они из воздуха попадают в прозрачную среду (вода, стекло) и проходят сквозь нее
• Когда меняется направление световых лучей, создается изображение предмета, которое может казаться больше или меньше самого предмета.
(3;48)
Май.
Тема № 14
Тепло и влага 1 Дать первоначальные представления о влиянии погодных характеристик на рост и развитие растения
Тепло и влага зависят от времени года
Живые существа приспосабливаются к погоде
2 Развивать навыки и умения проводить простейшие опыты, работать с экспериментальным инструментарием. (4;88)
Список литературы
1. Фисенко М. А. Природа вокруг нас. Младшая и средняя группы/ Природа вокруг нас. Волгоград. 2008 г.
2. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
3. Набор для экспериментирования. Мои первые опыты: свет и звук Методическое пособие для работников дошкольных образовательных организаций. – М. :ИНТ. – с. 106
4 Набор для экспериментирования. Мои первые опыты изучаем природу Методическое пособие для работник
ов дошкольных образовательных организаций. - М. :ИНТ. – с 104
5 Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами»
6. Н. Рыжова “Знакомим детей с почвой