Олеся Денькина
Детское объединение «Юный эколог»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этой темы некуда. Там – лес погубили, там - лугов лишились, там – земля очерствела и не хочет рожать хлеб….
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой, будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальных проблем современности.
Публикация «Детское объединение „Юный эколог“» размещена в разделах
Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней, в будущем. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте.
Именно в дошкольном возрасте необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей природы. Важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Формировать у детей систему экологических знаний и представлений. Воспитывать гуманное отношение к природе.
Данный план составлен с учетом Федеральных Государственных Требований, с учетом интеграции следующих образовательных областей: Коммуникация; Познание; Музыка; Социализация; Безопасность.
Работа с детьми осуществлялась в трех направлениях: образовательном, воспитательном и развивающим.
Во время целевых прогулок, экскурсий воспитатель вместе с детьми проводит наблюдения в природе. Это может быть как непосредственное знакомство с окружающей флорой и фауной, так и образовательная работа, например, с шедеврами изобразительного искусства: рассматривание пейзажных картин.
Практический опыт дети получают, помогая ухаживать за растениями и животными. По мере взросления ребенка круг его обязанностей расширяется.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду-первом звене системы непрерывного образования.
Воспитывая детей, мы должны уделять особое внимание следующим вопросам:
- пониманию самоценности природы;
- осознанию ребенком себя как части природы;
- воспитанию у него уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;
- формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;
- пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»;
- пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать;
- формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды ( например: если я выброшу мусор в речку, вода загрязнится и рыбкам станет плохо жить);
- усвоению азов экологической безопасности;
- усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту;
- формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Взаимодействие с родителями является необходимой составляющей экологического воспитания в детском саду. Взрослый своим примером должен подавать пример ребенку. Экологическое образование следует продолжать и за пределами дошкольного учреждения. На выходные дети получают задание собрать вместе с родителями экспонаты для экологического уголка в саду, сделать поделку из природного материала, нарисовать стенгазету.
Основная цель данной программы – воспитание с ранних лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
Данная программа предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4-7 лет). Занятия проводятся раз в неделю по 20 минут. Программа интегрированная. На протяжении всего курса занятий прослеживается тесная взаимосвязь с ИЗО деятельностью, а также с исследовательской деятельностью.
Основные принципы построения программы – последовательность в изучении материала, доступность и актуальность изучаемых тем.
Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей. Приоритет в обучении отдается пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Перед каждым занятием ставятся цели и задачи.
Задачи курса:
Обучающие
- подвести к понятию, что такое часть природы;
- расширить знания о природе родного края, поселка;
- формировать основу экологического и планетарного сознания
- Расширение и уточнение знаний детей о природе, о растениях, животных, насекомых, птицах
Развивающие
- Расширить кругозор учащихся, познакомить их с экологической картиной родного края;
- Обогащение словарного запаса учащихся экологическими терминами;
- Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности
- Развивать чувство ответственности за экологическое благополучие планеты;
- развить интерес у детей к осознанному пониманию ценности природы в жизни каждого человека;
Воспитывающие
- Воспитание бережного отношения к окружающему миру;
- воспитание правильного поведения в природе;
Тематический план кружка
СЕНТЯБРЬ
Тема: Экология как наука. Живая и неживая природа.
Тема: Как человек охраняет природу.
ОКТЯБРЬ
Тема: Вселенная и космос
Тема: Рисование по теме «Мироздание»
Тема: Воздух ка среда обитания
Тема: Ветер
НОЯБРЬ
Тема: Почва. Путешествие в подземное царство
Тема: Из чего состоит земля
Тема: Вода вокруг нас
Тема: Огород, что в нём растёт
ДЕКАБРЬ
Тема: Лесные обитатели – звери
Тема: В стране растений
Тема: Дикие и домашние животные
Тема: Красная книга
январь
Тема: Зимние встречи
Тема: Лес и человек
Тема: Дикие животные зимой
Тема: зимующие птицы
февраль
Тема: Растения в нашем уголке природы
Тема: Мой любимый цветок
Тема: деревья зимой
Тема: Прошла зима холодная
март
Тема: Весна на улице
Тема: Путешествие в сказочный лес
Тема: Доктора леса.
Тема: Чем лес хорош
АПРЕЛЬ
Тема: Как человек использует природу.
Тема: Экология борется.
Тема: Чтение сказок экологической тематики, придуманных детьми 5-6 лет.
Тема: Брэйн-ринг «Тайны природы» Развитие экологического мышления, закрепление и совершенствование полученных ранее знаний.
МАЙ
Тема: «Мой край родной - заповедные места Смоленской области».
Тема: Солнце. Свет в жизни растении, животных.
Тема: Правила поведения человека в природе.
Тема: «Древние люди и природа». Кто населял нашу природу в древности. Вымершие животные. Отчего и почему вымерли животные.
Литература:
• С. Н. Николаева «Юный эколог» - М. Мозаика-синтез, 2010.
• С. Н. Николаева «Экологическое воспитание дошкольников-1998
• Л. П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.
• Л. П. Молодова «Экологические праздники с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.
• Н. А. Рыжова «Не просто сказки» - М. «Линка – пресс», 2002.
• Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет-Воронеж. «Учитель»,2002.
• Интернет ресурсы