Курышова Наталия Николаевна
Кружковая работа по речевому развитию в средней группе
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад №12 «Звездочка» г. Ртищево Саратовской области
Кружок
ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ
КРУЖОК «ГОВОРУШКИ»
НА 2021 – 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Подготовила воспитатель:
Курышова Н. Н
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад №12 «Звездочка» г. Ртищево Саратовской области
Утверждаю:
Заведующий МДОУ
Публикация «Кружковая работа по речевому развитию в средней группе» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2021
«Детский сад №12 «Звездочка»
г. Ртищево Саратовской обасти
___ Шуршиной Н. И
Пояснительная записка.
об организации бесплатных образовательных услуг
для детей среднего дошкольного возраста кружок «Говорушки»
на 2021-2022 учебный год
воспитателя Курышовой Н. Н.
Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.
Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.
Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.
В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Удовлетворять потребность детей в речевом общении – одна их важнейших педагогических задач.
Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. При этом ухудшилось познавательно-речевое развитие детей.
Я считаю, что выбранный мною кружок по речевому развитию «Говорушки» актуален, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по развитию речи у детей в условиях реализации программы с учётом ФГОС.
Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.
Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.
Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию речи у детей.
Кружок рассчитан для детей средней группы. Занятия проводятся 1 раз в 2 недели.
Основная цель работы : Развитие речи у воспитанников среднего дошкольного возраста.
Задачи обучения (средняя группа)
Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звуков.
Учить воспитанников внимательно слушать стихотворения, сказки и рассказы, отвечать на вопросы строчками из данных произведений.
Способствовать четкому и правильному произношению звуков в словах и фразовой речи посредством проговаривания чистоговорок, скороговорок, разучивания стихотворений и логопедических распевок.
Развивать логическое мышление : уметь соотносить усвоенные знания с изображением на картинке.
Формы работы с воспитанниками :
• игра
• объяснение
• рассказ и рассказ воспитанников
• чтение воспитателя
• показ
• личный пример
• беседы
• обсуждение
• наблюдения
• словесные, настольные и подвижные игры.
• пантомимические этюды и упражнения.
Ожидаемые результаты:
1. Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.
2. Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый - печальный, этические качества (хитрый, добрый, эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов.
3. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница-сухарница).
4. Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.
5. Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
6. Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать открытки из знакомых произведений. .
7. Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.
8. Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
Требования к знаниям,умениям и навыкам при работе в кружке «Говорушки»
- богатый и точный словарь;
- безупречная грамматически, содержащая разнообразные синтаксические конструкции, яркая, выразительная речь;
- чистое звукопроизношение, четкая дикция и правильная орфоэпия;
- богатая мимика, приветливый и доброжелательный тон, немногословная, но понятная и логичная речь;
- культура связной речи: умение вести диалог, рассказывать и слушать;
- умение рассказывать и свободно держаться в детской аудитории и обладать навыками публичной речи;
- образец для окружающих (поза, жесты, отношение к окружающим); - возрастная направленность речи: доступность содержания, использование соответствующего возрасту детей словаря и синтаксиса.
-приобщение к художественной литературе
- воспитание интереса и любви к чтению
-развитие литературной речи.
- воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действий
График работы кружка «Говорушки»
День недели Время
Среда
I подгруппа
15.25 – 15.40
II подгруппа
15.45 – 16.00
Список детей
№ Ф. И. ребенка
1 Амбарцумян Давид
2 Ефимова Алина
3 Климов Кирилл
4 Козлов Данила
5 Кошелев Арсений
6 Мельникова Василиса
7 Мурзин Богдан
8 Пыхтунова Валерия
9 Щеглов Матвей
10 Щиров Владимир
Календарно- тематический план средняя группа
Сентябрь.
№ Занятие Цель Методические приемы
Сентябрь 1. Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисование коротких отрывистых линий.
Диагностика
активизировать словарь детей, развивать речевое внимание, развивать фонетические представления, грамматический строй речи. Учить понимать и употреблять термин "слово". Познакомить с многообразием слов. Закрепить навыки правильного произношения звуков в словах. Учить рисовать короткие отрывистые линии. Формировать интерес к речевой деятельности. Игровое упражнение "Обведи правильно"
Физкультминутка. Игра с мячом "
Моделирование.
Игровое упражнение "Дорисуй картинку"
2. Коллективный рассказ «Времена года» Учить детей составлять рассказ, понимать его содержание, развивать память, мышление, речь. Беседа с детьми о временах года. Отметить, что изменилось в природе
Октябрь.
№ Занятие Цель Методические приемы
Октябрь
Октябрь 1 1 «Игрушки» Активизация словаря, развитие речевого внимания, знакомство с органами артикуляции. Активизация словаря, развитие речевого внимания, знакомство с героями.
2 Составление описательного рассказа по схеме об игрушке Учить детей при составлении рассказа связывать предложения между собой по смыслу. Развивать творческое воображение. Предложить детям, отметить, что больше им нравится в в игрушке. После составления рассказа зарисовать игрушку. Рассказы записываются, оформляются рисунками детей
Ноябрь.
№ Занятие Цель Методические приемы
Ноябрь 1 «Осень»
Обогащать словарный запас детей. Развивать творческое воображение. Знакомить со звуком (О). Развивать фонематический слух. Учить выполнять звуковой анализ слов. Расширять и уточнять словарный запас. 1. Игра-мотивация
«Любите ли вы путешествовать?»
2. Познавательная игра, актуализация знаний игра «Назови приметы осени»,
3. Проблемная ситуация беседа «Об осени»
4. Разрешение ситуации
4.1. Игра: «Доскажи слово»
4. 2 Игра: «Обезьянка»
5. Итог
2 Вечер загадок. Продолжать учить детей отгадывать загадки по описанию, логически мыслить; создать праздничную атмосферу, поднять настроение детям. Материал: предметы на подносе, иголка, ежик, елка, картофелина, лось, гусь, велосипед - игрушечный, подосиновик (возможна замена картинками).
Декабрь.
№ Занятие Цель Методические приемы
декабрь 1 «Невероятные истории» Предложить детям сочинить какую-нибудь интересную историю из личного опта. Развивать связную речь, мышление, фантазию, воображение. Воспитывать желание делиться своим историями. Учить давать характеристику интересным историям. Рассказы записываются, оформляются рисунками детей
2 «Овощи»
Расширять словарный объем, учить использовать простые предлоги в речи. Знакомить со звуком (У). Систематизировать словарный запас детей, расширять глагольную лексику. Развивать навыки словоизменения, и фонематический строй. Учить различать звуки 1. Игра-мотивация
«Где растут овощи?»
2. Познавательная игра, актуализация знаний игра «Назови одним словом»,
3. Проблемная ситуация беседа «Об овощах»
4. Разрешение ситуации
4.1. Игра «Скажи ласково»
4.2 Стихотворение Ю. Тувима «Овощи»
5. Итог
Январь.
№ Занятие Цель Методические приемы
январь 1
«Семья»
Систематизация словаря, развитие грамматического строя речи. Сравнительный анализ согласных и гласных звуков, Знакомство со звуком «М». Воспитывать внимание. 1. Игра-мотивация
«Любите ли вы путешествовать?»
2. Познавательная игра, актуализация знаний игра «Какие электроприборы вы знаете?»,
3. Проблемная ситуация беседа «О семье»
4. Разрешение ситуации
4.1. Игра «Назови ласково»
4.2 Игра «Скажи со словом семейный»
5. Итог
2 «Посуда»
Расширение объема словаря, подбор прилагательных-антонимов, развитие грамматического строя речи. Знакомство со звуком «М”» дифференциация понятий «твердый» и «мягкий» согласные. Воспитывать правила поведения за столом. 1. Игра-мотивация
«Путешествие по квартире».
2. Познавательная игра, актуализация знаний игра «Назови одним словом»,
3. Проблемная ситуация беседа «О посуде»
4. Разрешение ситуации
4.1. Игра «скажи наоборот»
4.2 Игра «Назови со звуком «М”»
5. Итог
Февраль.
№ Занятие Цель Методические приемы
Февраль 1. «Домашние животные»
Активизация словаря, развитие умения производить сравнительный анализ. Развитие грамматических представлений. Знакомство со звуком «В». Воспитывать внимание. 1. Игра-мотивация
«Где живут животные?
2. Проблемная ситуация беседа «О домашних животных»
3Разрешение ситуации
3.1. Отгадывание загадок.
3.2 Игра «Кто на кого похож?»
4. Итог
2
«Птицы»
Обогащение словаря, закреплений умений сравнительного анализа, развитие речемыслительной деятельности. Знакомство со звуком «Т». Воспитывать любовь к птицам. 1. Игра-мотивация
«Назови детенышей домашних животных»
2. Познавательная игра, актуализация знаний игра «Назови одним словом»,
3. Проблемная ситуация беседа «О птицах»
4. Разрешение ситуации
4.1. Кто как голос подает?»
4.2 Загадки.
5. Итог
Март.
№ Занятие Цель Методические приемы
Март 1 «Животные жарких стран»
Обогащение словаря, закрепление навыка словоизменения, развитие представления о предлогах, развитие диалогической речи. Развитие фонематического слуха, знакомство со звуков «Ж». Воспитывать внимание. 1. Игра-мотивация
«Назови перелетных птиц»
2. Познавательная игра, актуализация знаний игра «Назови животных жарких стран»,
3. Проблемная ситуация беседа «О животных»
4. Разрешение ситуации
4.1. Назови их детенышей
4.2 Отгадывание загадок.
5. Итог
2.
«Хлебные продукты»
Обогащение словарного запаса, активизация грамматических умений. Развитие фонематического слуха, знакомство со звуком «Б». воспитывать бережное отношение к хлебу. 1. Игра-мотивация
«С помощью чего рыбы плавают?»
2. Познавательная игра, актуализация знаний игра «Зачем нужно тесто?»,
3. Проблемная ситуация беседа «О хлебе»
4. Разрешение ситуации
4.1. загадки о хлебе.
4. 2 Игра: «Какие хлебные изделия есть в булочной»
5. Итог
Апрель.
№ Занятие Цель Методические приемы
Апрель 1
«Воздушный транспорт»
Обогащение словаря тематическими группами слов, развитие речевого внимания, грамматических умений. Развитие фонематического восприятия, дифференциация звуков «Р» и «Р”». Воспитывать любознательность. 1. Игра-мотивация
«Любите ли вы путешествовать?»
2. Познавательная игра, актуализация знаний игра «Назови одним словом»,
3. Проблемная ситуация беседа «О воздушном транспорте»
4. Разрешение ситуации
4.1. Загадки
4.2 Игра «Летает – не летает»
5. Итог
2 «Весна»
Систематизация тематического словаря, развитие грамматического строя, речевого внимания. Развитие умений звукового анализа, знакомство со звуком «Ц». воспитывать внимание. 1. Игра-мотивация
«Почему сосульки тают?»
2. Проблемная ситуация беседа «О весне»
3. Разрешение ситуации
Игра «Назови одним словом»
3. Игра: «Какой звук слышишь?»4. Итог
Май.
№ Занятие Цель Методические приемы
май 1. Составление необыкновенной, интересной истории Учить использовать в речи наиболее потребительские прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Развивать связную речь, воображение, фантазию. Активизировать словарь детей. Использование картинок для составления рассказа.
2 «Детский сад» «Детский сад»
Расширение словаря, глагольной лексики, развитие пространственных представлений. Знакомство со звуком «Д». Воспитывать внимание. 1. Игра-мотивация
«Какие профессии вы знаете?»
2. Познавательная игра, актуализация знаний игра «Кто работает в детском саду?»,
3. Проблемная ситуация беседа «О профессиях в детском саду»
4. Разрешение ситуации
4.1. Игра «Где спрятался Лисенок?»
5. Итог
Планируемые результаты освоения программы
Предполагаемые умения и навыки воспитанников к концу года обучения
Во время занятий решаются речевые задачи : развитие словарного запаса ребенка, грамматического строя, связной речи, автоматизация поставленных звуков в речи детей.
Развит артикуляционный аппарат.
У детей совершенствуется внимание, усидчивость, память, мышление, творческое воображение и другие психические процессы и качества, необходимые для жизни и обучения.
В процессе деятельности ребенка происходит взаимодействие всех его анализаторных систем: зрительного, слухового и пространственного восприятия, осуществляется их формирование.
1. Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.
2. Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый - печальный, этические качества (хитрый, добрый, эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов.
3. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница-сухарница).
4. Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.
5. Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
6. Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать открытки из знакомых произведений. .
7. Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.
8. Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
«Пальчиковая гимнастика», Л. П. Савина.
«Развитие речи детей 4-5 лет», О. С. Ушакова. - М. : ИЦ «Вентана-Граф», 2010.»
«По дороге к азбуке» Т. Р Кислова. 2100
Хрестоматия 4-5 лет, Н. П. Ильчук.
Хрестоматия 2-4 года, Н. П. Ильчук.
Хрестоматия до 4 лет, Н. Борисова.
Хрестоматия от 1 до 4 лет, И. М. Стремок.
«Читаем детям», З. Г. Сахипова.
Жукова О. Игры со сказками. - С. -П. : Издательский дом «Нева», 2005.
Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок? – М. : Мозаика-Синтез, 2006.
Нищева Н. В. Система коррекционной работы в средней логопедической группе с ОНР. - С-П. :
Детство-пресс, 2005.
Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. -М. : Сфера, 2005.
Иванкова В. Н. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. - М: Аквариум, 2007.
Куликовская Т. А. Логопедические скороговорки и считалки. – М. : Гном и Д., 2011.
Сидорова У. М. Задания по развитию речи детей средней группы ДОУ. – М. : Творческий центр «Сфера», 2010.
Интернет-ресурсы.