Аграфена Данилова
Кружковая деятельность «Шашки» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Название кружка Название кружка "Аптаах шашка" по игре в шашки для детей старшего дошкольного возраста
Целевая группа Дети подготовительной группы и их родители (законные представители)
Цель Создание условий для развития личности воспитанников посредством обучения игре в шашки.
Публикация «Кружковая деятельность „Шашки“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Старшая группа
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Шашки. Учимся играть в шашки
- Темочки
Задачи -обучение основам шашечной игры;
-обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.
- познакомить с правилами шашечной игры;
• -развитие стремления детей к самостоятельности;
• -развитие умственных способностей детей : логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;
• -развивать умение оценивать свои и чужие поступки.
- формировать культуру общения и поведения в коллективе;
- воспитывать трудолюбие, самостоятельность, ответственность, активность, волю к победе, умение бороться до конца и стойко, критически переносить неудачи и поражения.
Направленность Интеллектуальная направленность
Ожидаемые результаты программы К концу учебного года ребенок должен уметь:
- ориентироваться на шашечной доске,
- правильно помещать доску между партнерами,
- правильно расставлять шашки, различать диагональ, вертикаль, горизонталь,
- применять на практике правила игры,
- следить за ходами противника, поправлять,
- решать простейшие комбинации,
- расставлять позиции с заданными условиями,
- рассчитывать соотношение сил.
Пояснительная записка
Кружок «Алыптаах шашка» предполагает применение методики обучения игре в шашки на основе игровой мотивации дошкольников. Таким образом, у детей развивается познавательная активность, образное и аналитическое мышление, пространственное воображение, расширяется кругозор. Ребенок может сам организовать партнеров по деятельности, усваивает основы культуры поведения в игре, использует деловую, познавательную и личностную формы общения. Играя, дети и взрослые познают окружающий мир, тренируют в нужном направлении детские эмоции и ряд других душевных качеств (умение сдерживаться, рассуждать при выборе нужного хода в сложившейся игровой ситуации). Игра позволяет ребенку осознать, что и в реальной жизни есть определенные правила, которые мы должны соблюдать. Немаловажным является то, что в игре происходит сплочение детского коллектива и эмоциональное сближение членов семьи. Можно смело сказать о плодотворном сотрудничестве: ребенок-сверстник – родитель – педагог.
Этапы реализации
• подготовительный,
• основной,
• заключительный.
На подготовительном этапе - воспитанники знакомятся с историей развития шашек, правилами игры, основными понятиями теории, начинают тренировочные игры.
На втором основном этапе - воспитанники изучают основы теории шашечной игры, тактические приемы, основы игры в окончаниях, знакомятся с композицией. Вместе с этим проводят тренировочные игры и принимают участие в турнирах.
На заключительном этапе – воспитанники закрепляют полученные знания, проводятся опросы, проверяются знания и умения, подводятся итоги спортивных выступлений за год.
Программа рассчитана на познавательный материал в объеме 36 занятий в год по 1 занятия в неделю, длительностью 30 минут. Занятия проводятся в группе, во второй половине дня.
Все занятия имеют гибкую структуру. Структура разработана с учетом возрастных особенностей детей старшего, подготовительного дошкольного возраста (5 - 7 лет).
Основные формы и методы работы
Акцент при обучении делается на развитии внимания, памяти, восприятия, мышления и воображения.
Процесс обучения построен в формах, доступных для данной возрастной группы.
Наряду с традиционными методами работы (беседа, объяснение, рассказ, демонстрация, предполагается широко использовать сказки, соревнования, игры, занимательные задачи. Чтобы совершенствоваться надо постоянно состязаться, поэтому на каждом занятии отводится время для 1-2 игр в шашки.
В процессе занятий выявляются индивидуальные психологические особенности детей, которые педагог, по возможности, корректирует в нужном направлении.
Вид детской группы – группа постоянного состава.
• Набор детей – свободный.
• Уровень подготовки детей при приеме в группу : интерес ребенка.
Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания дошкольника то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии. Без воспитания в себе сильной воли, нельзя добиться серьёзных результатов в шашках. Эту мысль педагог должен постоянно подчёркивать, как во время занятий в кружке, так и вне кружка. Каждый кружковец-дошкольник обязан знать шашечный кодекс.
Занимаясь по программе, дети приобретают ряд качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию, которые помогут им решать многие жизненные ситуации.
Основные формы и средства обучения:
1. Практическая игра.
2. Решение задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4. Развлечения и познавательные досуги, игры в шашки.
Методы проведения занятий и игровых встреч
- словесный: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.
Форма занятий – коллективная, подгрупповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия. По особенностям коммуникативного взаимодействия – игра, соревнования, развлечения. Предлагая выполнение задания в парах, учитываются симпатии дошкольников, уровень их игровых навыков, темперамент. Педагогический мониторинг проводится в начале и конце учебного года, фиксирует результаты развития, воспитания и обучения детей.
Взаимодействие с семьей
Взаимодействие с семьей:
Работа с семьей является одним из приоритетных направлений деятельности педагога.
В основу совместной деятельности с семьями положены следующие принципы:
• родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
• единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
• помощь ребенку, уважение и доверие ему как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
• знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
• постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов. Взаимоотношения с родителями строятся на основе добровольности, демократичности, личной заинтересованности.
Возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают специально организуемая социально-педагогическая диагностика, беседы, анкетирование, совместные с детьми мероприятия (мастер-классы, досуги и развлечения и т. д., ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями развития детей. Педагоги осуществляют постоянное взаимодействие с родителями по поводу разнообразных фактов жизни детей, о развитии детско-взрослых отношений. Информирование происходит при непосредственном общении в ходе бесед, консультаций, собраний, либо опосредованно из стендов ДОУ, информации на официальном сайте ДОУ, а также электронной переписки.
Тематическое планирование
№ п. п. Тема Содержание Кол. занятий
Октябрь
1 «Этикет игрока» - Правила поведения во время игры Познакомить с понятиями: шашечная доска и шашки –жители шашечной страны. Просмотр видеофильма «Про поросенка, который умел играть в шашки». Познакомить с правилами поведения во время игры
1
2 Как начинать партию? Познакомить с понятием вертикаль. Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных вертикально». Например, (дерево, стена и т. д., познакомить с понятием «горизонталь» игра «Кто больше назовет предметов, расположенных горизонтально». Познакомить детей, что у каждого поля на доске есть свой адрес - свое название Поля обозначены цифрами и буквами сначала говорится название вертикали, потом номер горизонтали, т. е. сначала буква, потом цифра. Например – поле 1: d4 (дэ 4) игра: «Самый меткий стрелок». Назвать все поля, из которых состоят вертикали и горизонтали. Расположение на шашечной доске. Расстановка шашек. 1
3 «Цели игры и определение результата партии» Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Познакомить с понятиями: Ходы шашек. Тихий ход. Ударный ход. Виды боя (взятия). Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Познакомить с правилами: «Хода»
Ходить назад шашками запрещено!
Практическое закрепление материала. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. 2
Ноябрь
4 Основы шашечной игры: сила флангов.
Центр Познакомить с шашечными понятиями фланг и центр. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. 1
5 «Знакомство с таблицей шашечного турнира». Основные приемы борьбы на шашечной доске «Делаем наилучшие ходы».
Познакомить с основными правилами «Боя» Практическое закрепление материала. Познакомить с правилом: Если после того, как Вы срубили одну шашку, Ваша шашка вновь оказывается перед шашкой соперника, которая стоит с Вашей на одной диагонали и за шашкой соперника есть свободное место, то и эта шашка соперника должна быть срублена, не зависимо от количества шашек и количества разворотов
1
6 Основные приемы борьбы на шашечной доске: как пройти в дамки Познакомить с правилом: простая шашка, достигнув дамочного поля, превращается в дамку. Это может произойти как тихим ходом (передвижение шашки с 7-й горизонтали на 8-ю для белых или со 2-й на 1-ую для черных, так и ударным. Ход и бой Дамкой. Шашечный этюд. Задание, заключающееся в том, чтобы найти для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке фигур. 2
7 «Умники и умницы». Практическое закрепление материала. 1
Декабрь
8 Основные приемы борьбы на шашечной доске «Основы позиционной игры». Приемы позиционной игры. Основные принципы игры. Оппозиция. Изменение оппозиции при размене. Изолированные шашки. Простейшие позиционные приемы выигрыша. 2
9 «Зимние забавы» Практическое закрепление материала. 1
10 Основные приемы борьбы на шашечной доске Практическое закрепление материала.
1
Январь
11 Основные приемы борьбы на шашечной доске «Связывание» Знакомство с понятием «Связывание». Практическое закрепление материала. Работа с диаграммами. 2
12 «Использование дополнительного темпа». «Зайкин сон» Познакомить с понятием «Дополнительный темп». Решение дидактических задач «Кто первый съест шашку» 2
Февраль
13 Основные приемы борьбы на шашечной доске «Шашечные окончания». Знакомство с понятием «Шашечные окончания». Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. 2
14 «Решение элементарных комбинаций». Практическое закрепление материала. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. 2
Март
15 Основные приемы борьбы на шашечной доске. Знакомство с понятием «Размен». Дидактическая игра «Игры на уничтожение» 2
16 «Достижение выгодной оппозиции». Познакомить с понятием «выгодная оппозиция». Шашечный этюд. Основные позиции защиты Дидактические задания «Кто первый ходит», «Игра на уничтожение». 2
20 «Шашечный бал». Практическое закрепление материала. 1
Апрель
21 «Турнир сильнейших» Практическое закрепление материала. Подбор игр и заданий на обобщение знаний. 2
«Зайкина задачка». Работа с диаграммами Шашечный этюд. Задание, найти для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке фигур. 2
Май
22 Подготовка к соревнованиям. «Шашечные встречи сильнейших в детском саду». Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. 2
23 Дружеские встречи. Соревнования между игроками ДОУ. Подведение итогов года. 1
Итого: 33
Литература:
1. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от 03.02.2011г.)
2. Шашки для детей/ В. К. Погрибной, В. Я. Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/ Д: Феникс, 2010. – 137 с.
3. Романчук О. А., «Юному шашисту», - М. :Просвещение, 2009.
4. Сидорычев В. Н. Русские шашки для дошкольников : учебно-методичческое пособие/В. Н. Сидорычев. -М. Линка-пресс, 2016-88с.
5. Погрибной В. К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/ Д: Феникс, 2007. – 160 с.
6. Егоров А. П., «Как научить играть в шашки?», - М. : Чистые пруды, 2005.