Ольга Гордеева
Кружковая работа по развитию речи и мелкой моторики «Умницы»
▼ Скачать + Заказать документы
по развитию речи и мелкой моторики
«Умницы».
2021-2022 гг.
Младшая группа
Воспитатель: Гордеева О. И.
Пояснительная записка.
Актуальность: низкий уровень речевого развития, а также мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Публикация «Кружковая работа по развитию речи и мелкой моторики „Умницы“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Ребенок понимает только часть слов, но именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям. Действия взрослого при этом играют важную роль, которым ребенок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в младшем возрасте
Возраст от 1 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.
Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком
Многие родители уверенны что, ребенок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, что тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются независимо от общей мышечной координации! И очень ловкий ребенок может испытывать затруднения при письме - именно потому, что это совершенно другой навык.
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движении пальцев рук.
На протяжении всего дошкольного возраста характерна особая заинтересованность предметным миром, ребенок хочет все потрогать, все взять в руки, поэтому становится актуальным обращен к пальчиковым играм и упражнениям как средству освоения окружающего мира. Они играют особую роль в развитии мелкой моторики рук, которые «тревожат» речевые зоны головного мозга и активно развивают звуковую культуру речи дошкольников.
Занятия пальчиковой гимнастикой, игры и упражнения для развития мелкой моторики помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.
Пальчиковые игры как методическое средство хороши еще тем, что не требуют особой подготовки, их можно быстро организовать; они непродолжительны во времени. Их использование играет большую роль для развития речи детей, подготавливает ребенка к рисованию и письму, так как кисти руки приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать в целом речь ребенка.
Так же хороший результат даёт применение нетрадиционных техник изобразительного искусства.
Цель: развитие речи и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр и средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.
Задачи:
• Привить детям любовь к художественному слову.
• Познакомить детей с пальчиковыми играми и пальчиковым театром.
• Познакомить с видами нетрадиционного изображения.
• Развивать фантазию, творческое воображение.
• Развитие коммуникативных навыков
Пути и методы реализации:
1. Правильный образец педагога.
2. Пальчиковые игры и упражнения.
3. Использование нетрадиционных техник изобразительного искусства.
4. Театрализация.
5. Правильный подбор мебели и освещения.
6. Динамические паузы.
7. Смена деятельности на занятии, соблюдение регламента.
Основные принципы организации обучения:
1. Принцип развивающего обучения.
2. Принцип доступности материала.
3. Принцип постепенности, последовательности, систематичности.
4. Принцип эмоциональной насыщенности.
5. Принцип одобрения и принятия.
Количество детей в группе :
Длительность одного занятия:10-15 минут
Количество занятий в неделю:1раз
Условия реализации программы:
Занятия организуются в форме кружковой работы и дополняют содержание основной общеобразовательной программы.
Календарно-тематическое планирование
Сентябрь.
Диагностика
Октябрь
Занятие 1. «Кап-кап дождик».
- Разучить пальчиковую потешку «Дождик, дождик, веселей!». Совершенствовать память, умение согласовывать движения и речь.
-«Ритмика дождя». Игра на ксилофоне.
Занятие 2. «Кап-кап дождик».
- Повторить пальчиковую потешку «Дождик, дождик, веселей!». Развивать речь, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
- Ритмичные движения под звуки «капают капли»
Занятие 3. «Осенние листочки».
- Разучивание пальчиковой игры «Осенние листочки». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
- П/и «Собери листочки»
Занятие 4. «Осенние листочки».
- Повторение пальчиковой игры «Осенние листочки». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
- «Осенние листочки». Познакомить с новым способом рисования (тампонированием). Учить рисовать желтые листочки с помощью ватных палочек.
Ноябрь
Занятие 1. «Сорока-ворона».
- Пальчиковая игра «Сорока-ворона». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
- «Каша на тарелке». Учить детей аккуратно рисовать карандашами (мелками).
Занятие 2. «Сорока-ворона».
- «Сорока-ворона» с использованием пальчикового театра. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
- «Аппликация с использованием пластилина». «Каша». Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать, заполняя готовую форму.
Занятие 3. «Мишка-косолапый вразвалочку идёт».
- Обыгрывание стихотворения с помощью пальчикового театра. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
- «У медведя во бору» - п/и
Занятие 4. «Мишка-косолапый вразвалочку идёт».
- Обыгрывание стихотворения с помощью фигурок. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
Декабрь
Занятие1. «Первый снег».
- Пальчиковая игра «Как на горке снег…». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
- «Первый снег». Рисование с помощью ватных палочек
Занятие2. «Первый снег».
-Повторение пальчиковой игры «Как на горке снег…». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
- «Аппликация с использованием пластилина». Учить использовать в работе различные приёмы : отщипывание, скатывание, надавливание, размазывание.
Занятие 3. «Были бы у ёлочки ножки…».
- Обыгрывание стихотворения с помощью плоскостной игрушки. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
Занятие 4. «Были бы у ёлочки ножки…».
- Обыгрывание стихотворения с помощью плоскостной игрушки. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
- «Украсим ёлочку». Аппликация пластилином
Январь
Занятие 1. «Снеговик».
- Побуждать слушать стихотворный текст «Снеговик». Обыгрывать с помощью фигурок. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать внимание, умение согласовывать движения и речь.
- Просмотр мультфильма «Письмо»
Занятие 2. «Мишка, мишка – лежебока
- Заучивание стихотворения. Обыгрывание с помощью фигурок. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
- «Мятые картинки». Учить формировать из бумаги комочки.
Занятие 3. «Мишка, мишка – лежебока
- Повторение стихотворения. Обыгрывание с помощью плоскостных фигурок. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
- «Разбудим мишку». П/и
Февраль
Занятие 1.
- Пальчиковая игра «МАШИНА». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
- «Покатаем машину». С. р. и.
Занятие 2.
- Пальчиковая игра «МАШИНА». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
- «Колеса». пластилинография
Занятие 3. «Маленькая птичка прилетела к нам».
- Заучивание песенки «Маленькая птичка прилетела к нам». Обыгрывание с помощью пальчикового театра. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
- «Зернышки для птички». Лепка из пластилина.
Занятие 4. «Птички».
- Повторение песенки «Маленькая птичка прилетела к нам». Обыгрывание с помощью пальчикового театра. Обыгрывание с помощью пальчикового театра. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
- «Зернышки для птички». рисование
Март
Занятие 1.
- Пальчиковая игра «Помощники». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
- «Постираем платочки». Движения под музыку
Занятие 2.
- Пальчиковая игра «Помощники». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
- «Аппликация с использованием пластилина». Учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики; учить, надавливающим движением указательного пальца, размазывать пластилин на картоне, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга.
Занятие 3. «Солнышко».
- Разучивание пальчиковой потешки «Солнышко, посвети». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
- «Аппликация с использованием пластилина». Учить детей надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне.
Занятие 4. «Солнышко».
- Повторение пальчиковой потешки «Солнышко, посвети». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
- «Солнышко». Движения под музыку
Апрель
Занятие 1. «Подснежники».
- Разучивание пальчиковой потешки «Алые цветы». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
Занятие 2. «Подснежники».
- Повторение пальчиковой потешки «Алые цветы». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику.
- «Весна - цветы». Просмотр презентации
Занятие 3. Ёжик.
- Разучивание стихотворения «Встретил ёжика бычок…». Обыгрывание с использованием пальчикового театра. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать мелкую моторику. Совершенствовать память, умение согласовывать движения и речь.
- «Колючий ёж». п/и
Занятие4. Ёжик.
- Повторение стихотворения «Встретил ёжика бычок…». Обыгрывание с использованием пальчикового театра. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать мелкую моторику. Совершенствовать память, умение согласовывать движения и речь.
Занятие 1. «Цветущая яблонька».
- Разучивание пальчиковой потешки «Цветы». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
- «Аппликация». пластилин
Занятие 2. «Цветущая яблонька».
- Повторение пальчиковой потешки «Цветы». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить.
Занятие 3. «Любимое животное»
- Заучивание песенки «К нам пришла собачка». Обыгрывание с помощью плоскостных фигурок с дырочками для пальцев. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
- «Игры с пальчиковым театром».
Занятие 4. Диагностика.