Федотова Любовь Викторовна
Коррекционная работа учителя-логопеда по обогащению словаря детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, тема доклада «Коррекционная работа учителя - логопеда по обогащению словаря детей с ТНР в условиях реализации ФАОП ДО»
Цель: расширение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний детей.
Задачи, вы видите на экране:
• Расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта детей; (Лопатина 151стр)
• Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных;
• Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия;
• Формировать запас за счёт активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Формирование и развитие словаря является одним из основных направлений речевого развития дошкольников. Эта тема выступает предметом многочисленных исследований на протяжении многих десятилетий, и не теряет своей актуальности и сейчас. В частности, к данной проблеме обращались такие авторы, как А. М. Бородич, А. Н. Гвоздев, С. Н. Цейтлин, А. М. Захарова. Центральной мыслью работ таких авторов выступала важность и сложность процесса овладения словарным запасом дошкольников.
Богатство словаря – есть признак высокого уровня развития речи ребёнка, поэтому очень важно проводить своевременную работу по обогащению, активации и развитию словаря детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка. Именно в этом возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, а затем успешно обучаться в школе. И чем шире и богаче словарный запас ребенка, тем легче ему будет освоить школьные предметы.
Словарный запас – это набор слов, которыми владеет человек. Принято выделять 2 вида словарного запаса: активный и пассивный.
Активный словарный запас включает в себя слова, которые человек использует в устной и письменной речи. В свою очередь пассивный словарный запас включает в себя слова, значение которых человек понимает, но не использует в своей речи. Пассивный словарный запас обычно больше активного в несколько раз.
Существуют определенные нормы развития речи, показателем которых, в частности, является количество слов, которые знает ребенок. К концу первого года жизни появляются первые слова (10 15 слов). Лепетные (ляля, мама, папа) и звукоподражательные (мяу, биби). На протяжении 2-го и 3-го г. жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. К 1.5 годам — 100 слов, к 2 годам — 300 400 слов, к 3 годам — 1000 1500 слов, а в 6-7 лет активный словарный запас составляет от 3500 до 5000 слов.
Проблема по обогащению словарного запаса у детей с ТНР, занимает особое, важное место в системе коррекционной работы учителя-логопеда с детьми с ТНР.
Категория детей с ТНР — это особая категория детей. У детей данной группы присутствуют значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики. Основной контингент детей с тяжелыми нарушениями речи составляют дети со сложными речевыми расстройствами, при которых отмечается нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне. Разговорная речь у них оказывается бедной, малословной, тесно связанной с определенной ситуацией. Объем пассивного словаря близок к норме, а вот по объему активного словаря дети с ТНР значительно отстают от сверстников. Поэтому для того, чтобы добиться результата, очень важно проводить целенаправленную работу по обогащению и активизации словарного запаса детей.
Резкое расхождение активного и пассивного словаря – это наиболее выраженная особенность речи детей с ТНР. Они понимают значения многих слов, объем их пассивного словаря близок к норме, однако, употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывает большие трудности. Например, дети не могут дать названия многих ягод, рыб, цветов, инструментов, профессий, частей тела. Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдаются при актуализации предикативного словаря. В глагольном словаре преобладают действия, которые ребенок ежедневно выполняет. Дети часто употребляют слова в неверном значении. Например, «ест» вместо «лакает», «поет» вместо «чирикает».
Словарь ребенка с ТНР, формируется по мере развития психических процессов: мышления, восприятия, памяти, расширения контактов с окружающими, обогащения сенсорного опыта ребенка, качественного изменения его деятельности и поэтому:
• процесс поиска слов осуществляется слишком медленно;
• у детей слабо сформированы семантические поля;
• объем семантического поля - очень мал;
• речевые ассоциации носят случайный характер.
Задания на группировку слов, семантически далеких, вызывает у детей трудности, например, из группы слов тигр, тарелка, кошка ребенок выделяет слово тигр, т. к. «все дома, а он в лесу». Даже при правильном выполнении задания дети часто объясняют свой выбор на основе ситуативных признаков.
Работа с детьми, имеющими ТНР, состоит не только в коррекции речевых нарушений, но и в формировании, развитии, обогащении пассивного и активного словарного запаса. Если у детей с нормальным речевым развитием словарный запас в норме, то у детей с ТНР его необходимо формировать, развивать, корректировать; т. е. создавать специальные условия и направления коррекционной работы для осуществления данной задачи.
Коррекционная работа в ДОУ ведется педагогами в следующих направлениях:
1 направление. Развитие номинативного словаря.
2 направление. Развитие атрибутивного словаря.
3 направление. Развитие предикативного словаря
4 направление. Обогащение словаря антонимов.
5 направление. Обогащение словаря синонимов.
6 направление. Развитие словаря обобщающих слов.
Каждое направление осуществляется в два этапа, сначала обогащается пассивный словарь детей, затем идет активизация и закрепления лексикона.
Словарную работу педагоги ДОУ проводят в соответствии с лексическими темами, в рамках которых осуществляется ознакомление детей с окружающим, уточнение и активизация словарного запаса. При подборе лексических тем, педагогами учитываются трудности, которые были выявлены у детей с ТНР в ходе обследования, а также рост познавательных возможностей детей. Далее строится работа по:
• Формированию словоизменения.
• Формированию словообразования.
• Формированию синтаксической структуры предложения.
Каждое из трех направлений включает в себя несколько этапов, на каждом этапе в определенной последовательности ведется коррекционная работа педагогами.
Работа проводится на фронтальных, индивидуальных занятиях и в самостоятельной игровой деятельности дошкольников. Планирование игр осуществляется в зависимости от лексической темы занятия, коррекционных задач, и индивидуальных особенностей детей.
Задания, способствующие формированию навыков словообразования, предлагаются детям в игровой форме, в виде специально подобранных игровых упражнений: «Назови ласково», «Что для чего?», «Кто у кого?», «Чьи хвосты?» Название, правила игры могут быть похожими. Наглядный материал – разный, в зависимости от направления, этапа и темы образовательной деятельности.
Обогащение словаря детей с ТНР в ДОУ, проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на активацию словаря.
В настоящее время существует множество методик, технологий, с помощью которых педагоги могут корректировать, обогащать, развивать, активизировать словарный запас детей. К методам относятся дидактические игры, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок. Эти методы, так же выступают и в качестве приемов.
Дидактические игры и упражнения, например – это эффективное средство закрепления материала, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных слов. Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.
Игры дают возможность для воспроизведения определенных жизненных ситуаций, в которых дети упражняются в употреблении предлогов, изменении глаголов, согласовании существительных с прилагательными. Использование дидактических игр и игровых приемов в процессе обогащения словаря детей с нарушением речи является важным компонентом коррекционной работы учителя-логопеда в ДОУ.
Основным средством развития и активизации словаря детей являются - словесные дидактические игры и упражнения с использованием наглядного материала. Наглядным материалом служат натуральные предметы, игрушки, картинки, также педагоги используют разнообразные карточки-задания, перфокарты, дидактические игры. Они проводятся непринужденно, чаще всего в игровой форме, не пользуясь сложной грамматической терминологией.
Педагоги ДОУ используются в своей работе и такие приемы, как создание проблемных ситуаций; подсказ нужной формы; исправление ошибки; вопросы подсказывающего и оценочного характера; привлечение детей к исправлению ошибок; напоминание о том, как сказать правильно, и др.
В связи с этим становится актуальным поиск наиболее эффективных форм работы с детьми по этой проблеме, одной из которых является систематизация дидактических игр, направленных на обогащение словаря детей с ТНР.
Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении.
На протяжении всего обучения детей в ДОУ, педагоги активно сотрудничают с родителями и законными представителями воспитанников. Это сотрудничество, занимает особое место в коррекционной работе учителя-логопеда по обогащению словаря детей с ТНР. Родители должны понять всю необходимость, обогащения и активизации словаря детей. Педагоги ДОУ помогают родителям осознать то, что речь взрослого и его реакция на грамматические ошибки играют огромную роль в развитии словаря детей, а значит и развитии грамматически правильной речи детей. Работа по обогащению словаря, как и любая другая работа, направленная на развитие детей, не может быть успешной, если в ней принимает участие только дошкольное учреждение без поддержки семьи. Педагоги знакомят родителей с различными дидактическими играми, упражнениями, которые способствуют обогащению и активизации словаря детей.
В течение года предлагают родителям рекомендации по работе над расширением активного и пассивного словарного запаса.
На родительских собраниях знакомят с планом коррекционной работы в соответствии с ФАОП ДО.
В уголках информации выставляют консультации для родителей, а также родители могут всегда получить ответы на возникающие вопросы в индивидуальном порядке.
В заключении хотелось бы отметить, что своевременное, систематическое расширение и активизация словаря детей с ТНР, на основе систематизации и обобщения знаний детей, является важнейшим условием его полноценного речевого, общего психического развития и, соответственно, готовности к школьному обучению.