Людмила Лаврук
Кружковая работа по формированию здорового образа жизни у дошкольников и детей с ОВЗ
▼ Скачать
по формированию навыков здорового образа жизни
у детей старшего дошкольного возраста и детей с ОВЗ
«Я здоровье сберегу : сам себе я помогу»
Составила:
Инструктор по ФИЗО (плавание)
МБДОУ ЦРР- д/с №16 «Росинка»
Лаврук Л. А.
Содержание
Паспорт программы… 3
1. Пояснительная записка… 6
1.1 Актуальность… 7
Содержание…7
2.1 Организация процесса реализации программы…. 7
Публикация «Кружковая работа по формированию здорового образа жизни у дошкольников и детей с ОВЗ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
2.2 Факторы успешности реализации программы… 8
2.3 Формы и методы партнёрской деятельности с детьми…. 8
2.4 Календарно-тематическое планирование занятий кружка… 9
2.5 Взаимодействие с инструктором по физической культуре и музыкальным
руководителём…13
2.6 Взаимодействие с родителями…13
2.7 Мониторинг здоровья детей… 14
2.8 Материалы для занятий…16
Список источников…16
Паспорт программы
Наименование программы Программа кружка по формированию навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста и для детей с ОВЗ «Я здоровье сберегу : сам себе я помогу».
Автор программы Лаврук Людмила Александровна, инструктор по ФИЗО (плавание)
Нормативная база • Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»
• Федеральный закон РФ от 21.11.2011г. №323 «Об основах здоровья граждан»
• СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26
Локальные акты дошкольного учреждения :
• Основная общеобразовательная программа МБДОУ ЦРР- детский сад №16 «Росинка»
Цель программы Воспитание у дошкольников навыков ценностного отношения к своему здоровью, его сохранению и укреплению через использование современных здоровьесберегающих технологий.
Задачи программы
1. Способствовать снижению уровня заболеваемости воспитанников.
2. Формировать у воспитанников привычку к здоровому образу жизни.
3. Способствовать освоению детьми основных здоровьесберегающих понятий : «здоровье», «закаливание», «иммунитет».
4. Уточнить представления у воспитанников о факторах, влияющих на улучшение и ухудшение здоровья человека.
5. Способствовать повышению их интереса к двигательной активности.
6. Укреплять физическое и психосоматическое здоровье воспитанников с учетом их индивидуальных особенностей.
7. Способствовать обогащению практического опыта детей и родителей по использованию нетрадиционных методик укрепления здоровья.
8. Мотивировать всех участников образовательного процесса на ежедневное использование современных здоровьесберегающих технологий.
9. Развивать познавательную активность, интерес к экспериментированию, физические навыки (глазомер, равновесие, координацию движений, крупную и мелкую моторику, развитие дыхания).
10. Развивать навыки связной речи, умение объяснять, пояснять, рассуждать; обогащать активный словарь воспитанников.
11. Воспитывать у участников потребность быть здоровым, оказывать помощь в укреплении здоровья другим людям.
Этапы реализации
программы
I этап - подготовительный:
1. Анализ здоровья воспитанников ДОУ и детей с ОВЗ
2. Обогащение предметно-развивающей среды группы, бассейна
3. Подбор материала, атрибутов, литературы, для реализации программы.
II этап - основной:
1. Создание предметно-пространственной развивающей среды для реализации цели программы для воспитанников ДОУ и детей с ОВЗ
2. Реализация тематического плана мероприятий программы
3. Выстраивание линии взаимодействия с родителями для реализации цели и задач данной программы.
III этап - результативный:
1. Оценка результатов работы.
Направления
реализации
программы
Партнёрская деятельность с дошкольниками.
Взаимодействие с родителями.
Обогащение предметно-развивающей среды.
Принципы
построения
программы
реализации 1. Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.
2. Принцип доступности обучения (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей).
3. Принцип научности (подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками).
4. Принцип активности (участие педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников).
5. Принцип целенаправленности (подчинение комплекса медико-педагогических воздействий четко определенной цели).
6. Принцип сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью).
7. Принцип систематичности (реализация лечебно-оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично).
Участники программы Воспитанники ДОУ и дети с ОВЗ, родители и специалисты МБДОУ «Росинка».
Ожидаемые
результаты К концу реализации программы дети:
1. Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния, повышение сопротивляемости организма ребенка к вирусным и инфекционным заболеваниям.
2. Снижение числа случаев заболеваний воспитанников в течение учебного года.
3. Каждый воспитанник имеет сформированное представление о здоровом образе жизни (об особенностях строения организма человека, важности отдельных физиологических органов и систем, о важности соблюдения режима дня, о рациональном питании, о значении двигательной активности в жизни человека, о пользе и видах закаливающих процедур, о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье).
4. Сформированность у детей психоэмоциональной устойчивости, позитивного настроя.
5. Повышение уровня валеологических знаний.
6. Повышение интереса детей и родителей к физическим упражнениям и закаливанию.
Родители воспитанников:
1. Повышение компетентности родителей в вопросах формирования здорового образа жизни в семье.
2. Рост заинтересованности родителей в сохранении и укреплении здоровья детей.
3. Повышение интереса родителей воспитанников к участию в совместных мероприятиях.
Педагоги МБДОУ ЦРР-д/с №16 «Росинка» :
1. Рост заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья детей.
2. Повышение эффективности здоровьесберегающего процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения.
3. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах формирования здорового ребенка.
4. Распространение положительного опыта по реализации программы среди педагогов ДОУ.
Формы подведения итогов реализации программы Воспитанники группы:
1. Изготовление нетрадиционного оборудования.
2. Спортивный досуг, викторины, физкультурные развлечения, игры.
3. Музыкально-познавательный досуг, валеологический досуг.
4. Беседы с элементами рисования, аппликации,конструирования, экспериментирования.
Родители воспитанников:
1. Открытые занятия для родителей.
2. Развлечения, досуги, игры.
3. Праздники, проводимые с детьми, и совместные с участием родителей.
4. Видео и фото-презентации рабочих моментов занятий кружка родительской и педагогической общественности.
5. Групповые родительские собрания.
6. Организация выставок детского творчества.
Педагоги МБДОУ д/с «Росинка» :
1. Семинар-практикумы с педагогами.
2. Консультации, презентации с выступлением опыта работы с детьми в сохранение и укреплении здоровья.
Пояснительная записка
«Когда нет здоровья, молчит мудрость,
не может расцвести искусство,
не играют силы, бесполезно богатство
и бессилен ум».
Геродот.
В нашем городе, как и во всём мире, отмечается высокий уровень заболеваемости населения, особенно среди детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ. Этому способствуют неблагоприятные экологические условия, ослабленные наследственные факторы. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% от контингента детей, поступающих в школу.
По заключениям медицинских исследований дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Поэтому укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста - дело не только семьи, но и педагогов. Хорошее здоровье ребёнка определяет его работоспособность, возможность легко усваивать то, чему его учат, быть доброжелательным в общении со сверстниками, уметь управлять своим поведением.
Нет какой-то одной единственной технологии здоровья. Здоровье человека включает несколько взаимозависимых и взаимообусловленных аспектов: физический, интеллектуальный, эмоциональный, социальный и личностный. Под физическим аспектом здоровья понимается то, как функционирует наш организм, здоровье всех его систем. Под интеллектуальным — знание того, где можно получить важную информацию и как пользоваться уже полученной информацией. Эмоциональный аспект здоровья означает понимание своих чувств и умение выражать их. Социальный аспект здоровья подразумевает осознание себя в качестве личности и позитивное взаимодействие с окружающими. Личностный аспект здоровья означает то, как мы осознаём себя в качестве личности, как развивается наше «я», чего мы стремимся достичь, и что каждый понимает под словом «успех». В связи с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методик немедикаментозной профилактики заболеваемости и формирования навыков здорового образа жизни.
Актуальность
Результаты мониторинга заболеваемости, проводимого регулярно в нашем образовательном учреждении показал, что в 2017 году на одного ребёнка в среднем приходилось 2,5 дня отсутствия по причине заболеваемости. Также мы отметили, что лишь 55% детей имеют I группу здоровья, 40% детей со II группой,5%- дети с ОВЗ. В связи с этим нами было принято решение о необходимости углубленной работы в направлении укрепления здоровья воспитанников и привлечения внимания родителей и педагогов других групп ДОУ к данной проблеме.
При выборе направления кружковой работы и разработке данной программы мы исходили из понимания того, что в нашем детском саду присутствуют все факторы, создающие основу здорового образа жизни ребёнка. Здесь созданы определенные условия для охраны и укрепления их здоровья, физического и психического развития.
В тоже время, анализ нашей педагогической работы за предыдущий период показал, что для достижения весомых результатов снижения детской заболеваемости, особенно простудными заболеваниями, требуется выработка определённой комплексной системы профилактики и оздоровления детей, а не отдельные приёмы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Организация процесса реализации программы
Программа рассчитана на год обучения детей старшего возраста (5-7лет) и детей с ОВЗ. Продолжительность занятий по реализации программы кружковой работы – 1 учебный час длительностью не более 25-30 мин в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 (всего в учебный год – 34 часа). Занятия по программе проводятся во вторую половину дня 1 раз в неделю (4-5 раз – в месяц).
Форма работы групповая( 12-15 детей, подгрупповая (дети с ОВЗ-4-5 детей).
Каждое занятие включает теоретическую и практическую часть, а так же предполагает различные формы взаимодействия взрослого с ребенком: беседа, вопросы и задания к детям, игровые тренинги, непосредственная образовательная деятельность, продуктивная деятельность, использование художественного слова, экспериментирование, использование ИКТ, итоговые праздники и развлечения соответствующие тематике.
Родители являются активными участниками процесса: совместно с детьми они могут проводить закаливающие процедуры в домашних условиях, оформить фотогазеты совместно с детьми, изготовить в домашних условиях нетрадиционное оборудование в физкультурный уголок.
Все это поможет сделать процесс обучения интересным и не принудительным.
Для реализации программы используются следующие инновационные здоровьесберегающие технологии :
-познавательные занятия с элементами экспериментирования
-использование цветового игротренинга в различных мероприятиях с использованием здоровьесберегающих технологий, беседах
-валеологические занятия с использованием методики ТРИЗ и ароматерапии
-пескотерапия (игры с кинетическим и живым песком)
-комплекс упражненией по профилактике нарушений зрения
-физкультурные развлечения, спортивные досуги, познавательно-исследовательская деятельность с использованием дыхательной гимнастики по методике А. Н. Стрельниковой
-использование на занятиях элементов массажа, самомассажа, пальчиковой гимнастики
Факторы успешности реализации программы
К факторам, предопределяющим возможность успеха реализации программы, способным помочь в осуществлении работы, относятся следующие:
• соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену видов детской деятельности
• соблюдение требований санитарно-эпидемиологического режима, при организации всех режимных моментов
• наличие заинтересованности родителей и педагогов в вопросах укрепления здоровья детей
• наличие нестандартного оборудования в предметном пространстве
• наличие уголка экспериментирования в группе
• наличие фото, видеоматериалов, художественной и энциклопедической литературы по теме
• тесное взаимодействие с педагогами ДОУ
• партнёрское взаимодействие педагога, родителей и каждого ребёнка
Формы и методы партнёрской деятельности с детьми
• занимательное дело на основе взаимосвязи различных видов детской деятельности
• дыхательная гимнастика А. Н. Срельниковой
• комплекс упражнений по профилактике нарушений зрения В. Ф. Базарного
• упражнение для снятия утомляемости глаз по методике Уильяма Бейтса «Пальминг»
• технология воздействия цветом Н. М. Погосовой
• программа А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика»
• закаливание
• ароматерапия (трава, эвкалипт) в сочетании с релаксакционными упражнениями
• пескотерапия (игры с живым и кинетическим песком)
• использование подвижных игр и физкультминуток
• дидактические игры (коллективные и индивидуальные)
• спортивные развлечения, воспитательные мероприятия, досуги, викторины
• чтение художественной литературы о спорте
• беседы с детьми
• конструирование
• создание нетрадиционного оборудования совместно с детьми
• выставки детских работ в детском саду (коллективные и индивидуальные)
Календарно-тематическое планирование занятий кружка
Месяц № Тема Задачи:
Сентябрь 1. Вводное занятие.
«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» Расширять представления детей об особенностях функционирования и целостности человеческого
организма, расширять представления о
составляющих важных компонентах здорового
образа жизни, раскрыть возможности здорового
человека.
2. Познавательное занятие с элементами экспериментирования «Очистим воду» Воспитывать интерес к исследовательской
деятельности, развивать умение выделять и
ставить проблему, которую необходимо решить,
создать условия для выявления и проверки
различных способов очистки воды.
3. Оздоровительный тренинг
Познакомить детей с самомассажем, дать знания
детям, что на руке у
человека находятся много массажных точек
которые укрепляют наш организм.
4. Цветовой игротренинг Н. М. Погосова. Погружение в сказку «Наполняемся волшебной силой» Снятие психомоторного напряжения у детей,
развитие эмоционально-волевой сферы, создавать
радостную атмосферу.
Октябрь 1. Беседа с элементами аппликации «Витамины я люблю-быть здоровым я хочу» Научить детей заботиться о свое здоровье, показать зависимость здорового человека от
правильного питания, расширять
представление об особенностях
функционирования и целостности человеческого
организма. Развивать чувство композиции
(учить красиво располагать фигуры на листе
бумаги формата, соответствующего
пропорциям изображаемых предметов).
2. Игра-путешествие
«Где прячется здоровье» Расширять представление о составляющих
(важных компонентах) здорового образа жизни
(правильное питание, движение, сон и солнце,
воздух и вода—наши лучшие друзья).
3. Беседа с просмотром видеоролика и элементами экспериментирования «Здоровье – главная ценность человеческой жизни» Сформировать представление о здоровье
как одной из главных ценностей
человеческой жизни, развивать свободное
общение со взрослыми и детьми по поводу
здоровья и здорового образа жизни.
Совершенствовать умение определять способ получения необходимой информации в соответствии с
условиями и целями деятельности.
4. Физкультурное мероприятие совместно с родителями и детьми «Здоровый образ жизни» Привить потребность у родителей и детей в
здоровом образе жизни, уважение к физическим упражнениям и занятиям спортом, обратить
внимание на то, что порядок и чистота
способствуют крепкому здоровью.
Ноябрь 1. Практическое занятие
«Азбука правильного питания» Формировать знания у детей о том, что хлеб-
ценный продукт питания, без которого не могут
обходится люди, о ценности и важности
употребления хлеба с другими продуктами
питания.
2. Беседа с элементами экспериментирования
«Полезные витамины» Познакомить детей с понятием «грипп»
и «вирусное заболевание», дать знание о
лечении и профилактики гриппа.
Совершенствовать умение определять способ получения необходимой информации в соответствии с
условиями и целями деятельности.
3. Чтение художественной литературы: К. И. Чуковский «Мойдодыр» Закреплять полученные детьми знания по гигиене
и здоровому образу жизни.
4. Игра-викторина «Как быть здоровым» Формировать стремление к здоровому образу
жизни, вызвать у детей радостное и бодрое
настроение, воспитывать бережное отношение к
своему здоровью.
Декабрь 1. Валеологическое занятие
«Наши уши» Формировать представление о строение ушей и
их значении в нашей жизни, воспитывать желание
заботиться о свое здоровье.
2. Конкурс стихотворений
«Чистота-залог здоровья» Закрепить полученные детьми знания по гигиене и здоровому образу жизни, обращать внимание
детей на особенности их организма.
3. Развлечение «Проделки Королевы простуды» Формировать представление о здоровье как одной
из основных ценностей, вызвать у детей
радостное и бодрое настроение, развивать умение высказывать свою точку зрения.
4. Мероприятие с применением здоровьесберегающих технологий «Надо, надо, умываться» Создать позитивное отношение к культурно-
гигиеническим навыкам, дать знание о
необходимости соблюдать личную гигиену.
Январь 1. Познавательно-исследовательская деятельность «Микробы» Формирование в процессе исследовательской
деятельности элементарных представлений о
простейших микроорганизмах, о ценности
здорового образа жизни.
2. Валеологический досуг с родителями «Давайте будем здоровы» Формировать у детей и родителей потребность в
здоровом образе жизни, показывать зависимость
здоровья человека от правильного питания,
обращать внимание детей на особенности их
организма.
3. Беседа с элементами ФИЗО
«На зарядку становись» Рассказать детям, как полезна утренняя зарядка и
режим дня, показывать зависимость здоровья
человека от утренней зарядки.
Февраль 1. Практическое занятие «Дорожка здоровья» Развитие основ безопасности жизнедеятельности
у дошкольников.
2. Чтение художественной литературы:
Г. Зайцев «Дружи с водой» Познакомить с понятием «закаливание», как
закаливающие процедуры укрепляют организм.
3. Валеологическое занятие «Чтобы зубки не болели» Формировать элементарные знания о здоровом,
правильном питании, дать представление о том,
что продукты бывают полезными и вредными для
зубов, воспитывать желание заботиться о своем
здоровье.
4. Спортивный досуг «Путешествие в страну Витаминию» Формирование основ здорового образа жизни,
воспитывать дружеское взаимоотношение между
детьми, создавать радостное и бодрое настроение
у детей.
Март. 1. Беседа «Знакомство со своим телом» с элементами самомассажа Учить детей понимать отдельные части своего
тела: руки, ноги, голова, туловище.
2. Развлечение «Уроки а» с участием музыкального руководителя Уточнить знания детей о необходимости беречь
свои уши, глаза и зубы, знать основные правила
ухода за этими частями тела, воспитывать умение и желание беречь свой организм.
3. Создание нетрадиционного оборудования в физкультурный уголок совместно с детьми «Массажная дорожка»
(из деревянных колечек). Прививать у детей интерес к созданию
нетрадиционного оборудования, дать знания
детям о необходимости использовании
массажных дорожек для укрепления организма
4. Спортивная игра с родителями
«Как стать Геркулесом» Учить детей понимать пользу спорта для
здоровья человека, уточнить знания о том, почему спортсмены не болеют. Привлекать родителей к
совместным спортивным играм, создавать
бодрое, радостное настроение в процессе игры.
Апрель. 1. Аппликация
«Овощи и фрукты» Закрепить знание детей о пользе овощей и
фруктах, о витаминах содержащихся в них.
2. Беседа с элементами пескотерапии Развитие тактильно-кинетической
чувствительности рук и мелкой моторики, совершенствование зрительно-пространственной ориентировки.
3. Развлечение
«Путешествие в страну здоровья» Закрепить знание детей о том, что такое здоровье
и как его нужно беречь, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
4. Конструирование из бумаги «Бабочка» (для дыхательной гимнастики) Развивать умение конструировать из бумаги.
Показать дальнейшее использование их работы в
действии с дыхательной гимнастики.
Май. 1. «Воздух-невидимка»
с элементами экспериментирования Дать детям представления о свойствах воздуха
(прозрачный, невидимый, безвкусный, без запаха,
издает звуки).
2. Рисование
«Солнце, воздух и вода, наши лучшие друзья». Закрепить знание детей о составляющих важных компонентах здорового образа жизни.
Учить детей отражать это в рисунках.
3. Валеологический досуг
«Что такое улыбка» Упражнять детей проявлять и различать радость, удовольствие, учить определять состояние
человека по лицу и голосу.
4. Итоговое мероприятие.
«Мы здоровью скажем –ДА» Закреплять элементарные знания здорового
образа жизни, прививать любовь и интерес к
физическим упражнениям, воспитывать желание
заботиться о своем здоровье.
3. Спортивное развлечение «Большие гонки» Закреплять умение детей выполнять прыжки на
больших мячах,сохраняя равновесие, дать
представление о здоровом образе жизни,
развитие ловкости, выносливости, координацию
движений, быстроту.
4. Итоговое занятие.
«Школа здоровья» Рассмотреть и обсудить с детьми содержание
типичные опасные ситуации, и научить ребенка
правильно вести себя в таких ситуациях.
Закрепить правила безопасного поведения на
улице, в быту, в природе. Помочь оценивать свое
поведение с точки зрения вреда и пользы для
здоровья. Учить применять полученные знания
на практике. Продолжать знакомить детей с
устройством и функционированием
человеческого организма; воспитывать бережное
отношение к себе и другим. Пропагандировать
здоровый образ жизни.