Лучший педагог года

Совместная работа детского сада и семьи по формированию основ здорового образа жизни

Юлия Каленик
Совместная работа детского сада и семьи по формированию основ здорового образа жизни
▼ Скачать + Заказать документы

Что может быть прекраснее здоровья? Оно открывает перед человеком неограниченные возможности в труде и отдыхе, в семье и на работе, в общественной жизни. Ощущение здоровья, сознание своих возможностей ощущать мир в его многообразии, не только любоваться им, но и принимать активное участие в его охране и преобразовании – вот где секрет активной позиции человека, фундамент его человеческого счастья. Не случайно говорят, что девять десятых нашего счастья зависят от здоровья.

Публикация «Совместная работа детского сада и семьи по формированию основ здорового образа жизни» размещена в разделах

Нас всех много лет поражает грустная статистика частоты заболевания детей дошкольного возраста. Каждый третий имеет отклонения в физическом развитии. Конечно, причин тому множество: и экологических, и социальных, и генетических, и медицинских. Одна из них – невнимание взрослых к здоровью детей. Иначе говоря, мы любим свое дитя, усердно лечим, когда оно заболеет, а в повседневности не используем весь арсенал средств и методов для предупреждения заболевания.

Не следует забывать, что дошкольный возраст – самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. По мнению ведущих специалистов (Л. И. Божович, А. А. Венгер, Л С. Выготский, В. А. Запорожец и др., именно дошкольный возраст является наиболее оптимальным для развития, как интеллектуальных способностей, так и для развития практических умений и навыков. Поэтому роль образовательной среды, педагогов и семьи, где воспитывается ребенок, обеспечивающих целенаправленное формирование культуры самосохранения и ответственности за собственное здоровье и здоровье близких является определяющей.

Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым. В настоящее время состояние здоровья подрастающего поколения катастрофически ухудшается, т. к. на формирование детского организма влияют следующие факторы:

- окружающая среда,

- низкий социальный уровень семей,

- неполноценное питание,

- малоподвижный образ жизни,

- нервное перенапряжение, стрессы,

- малодоступность в медицинских услугах определенных слоев населения.

Сложившаяся социально-экономическая обстановка в стране изменила отношение к детям со стороны воспитывающих взрослых. Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах, упорства и, конечно же, здоровья.

В настоящее время в детский сад поступает здоровых детей только 30% и все они нуждаются в укреплении здоровья, в развитии двигательных умений и навыков.

Ребенок дошкольного возраста не развивается автономно, он полностью зависит от взрослых, которые его окружают и своим поведением подают положительный или отрицательный пример. Всем известно, что важная движущая сила в воспитании – авторитет. Основой успеха в воспитании является личный положительный пример авторитетного для ребенка взрослого – родителя, воспитателя. Поэтому очень важно предъявлять единые требования к воспитанию как в ДОУ, так и в семье. Родители, пренебрежительно относящиеся к своему здоровью, не могут сформировать правильного отношения к здоровью у своего ребенка. Взрослые должны помнить, что малыш не имеет достаточных знаний, чтобы принять их просьбу или указание. Поэтому родители, в присутствии ребенка должны контролировать каждый свой шаг, формировать в первую очередь у себя сознательное отношение к собственному здоровью и приучать к этому ребенка.

Прежде чем начать взаимодействие с родителями в этом направлении, я провела социально-гигиенический скрининг условий и образа жизни семей воспитанников. Получила следующие результаты:

- ответы недостоверны – 0;

- семья ведет в целом здоровый образ жизни – 25%;

- семья тяготеет к здоровому образу жизни – 23%

- здоровый образ в семье не сложился – 43%;

- не ответили на вопросы – 9%.

Из полученных результатов следовал вывод, что часть родителей (50%) пытаются вести здоровый образ жизни, а значит, у нас есть единомышленники, на которых можно опереться. Это обусловлено и тем, что основная масса родителей не понимает самой сущности «здоровья», рассматривая его только как отсутствие заболеваний. А средства оздоровления детского организма видит лишь в лечебных и закаливающих мероприятиях, совершенно не учитывая взаимосвязи всех составляющих здоровья – физического, психического и социального. Поэтому необходимо знакомить родителей с работой, которая проводится в детском саду и группе и привлекать их к активному участию.

Естественно, что взаимодействие с родителями, тем более в такой трудной области, как приобщение к здоровому образу жизни, задача сложная, но добиться даже небольшой положительной динамики в этом направлении по силам.

Целью моей работы стало создание единого образовательно-оздоровительного пространства «Детский сад – семья». Для достижения цели в сфере взаимодействия с родителями были поставлены задачи:

- повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, здорового образа жизни в семье посредством систематического педагогического и медицинского просвещения;

- повысить интерес родителей воспитанников к участию в физкультурных и оздоровительных мероприятиях вместе с детьми;

- сформировать положительное отношение к занятиям физкультурой и спортом, к здоровому образу жизни в семье;

- оказать адресную квалифицированную помощь родителям воспитанников в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей силами специалистов ДОУ и педиатрами больницы.

Вся работа детского сада и семьи по воспитанию здорового образа жизни строилась на основных положениях :

- Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию здорового образа жизни;

- Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание возможностей, способностей в воспитании физических качеств.

- Взаимопомощь в совместной работе по воспитанию здорового образа жизни;

- Изучение лучшего опыта семейного воспитания по оздоровлению детей и пропаганда его среди других родителей;

- Использование разнообразных форм работы детского сада с семьей, их взаимосвязи (анкетирование, беседы, консультации, собрания, конференции, лектории, вечера вопросов и ответов, спортивные праздники, развлечения и т. д.);

- Привлечение актива родителей (родительского комитета) к деятельности ДОУ по воспитанию здорового образа жизни.

С целью синхронизации оздоровительного режима в семье и ДОУ составила режим дня детей дома и оформила памятку, где определила, что должен делать ребенок дома:

- Ежедневно чистить зубы утром и вечером,

- Делать зарядку,

- Умываться по утрам и мыть руки перед каждым приемом пищи и по мере загрязнения,

- Самостоятельно одеваться и раздеваться,

- Убирать со стола,

- Класть вещи на свое место,

- Вовремя ложиться спать.

Здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребенка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:

1) Привитие стойких культурно-гигиенических навыков.

2) Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.

3) Формирование элементарных представлений об окружающей среде.

4) Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.

5) Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов.

6) Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.

7) Выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свое состояние и ощущения.

Для воспитания осознанного отношения к своему здоровью, я разработала систему пребывания ребенка в детском саду с утра до вечера.

Утренний прием детей я начинаю с беседы с родителями о состоянии здоровья ребенка, его самочувствии, настроении. Встречаю детей с улыбкой, стараюсь уделить внимание каждому ребенку, создать у него бодрое, жизнерадостное настроение, вызвать желание заняться полезной двигательной деятельностью, обеспечить условия для нее.

Одним из составляющих звеньев в укреплении здоровья детей я считаю утреннюю гимнастику, которую провожу в форме аэробики. Занятия под ритмичную, веселую музыку организуют детей, развивают не только координационные способности, но и ловкость, гибкость, пластику. Формирую у детей способы контроля и самоконтроля за движениями. Музыкальное сопровождение способствует развитию у детей чувства ритма, позволяет целенаправленно развивать умение совмещать свои движения с музыкой. Комплексы подбираю с учетом возрастных особенностей детей и их двигательной активности. В конце зарядки провожу дыхательную гимнастику, для восстановления дыхания Массаж ушных раковин, самомассаж, массаж кистей рук. Все эти виды массажа укрепляют здоровье ребенка, поднимают настроение на весь день.

Занятиям в детском саду всегда отводилось особое место. Так как на занятиях мы детей знакомим с тем, как сберечь свое здоровье. Занятия я провожу в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. Длительность занятия не превышает 10 мин. Большое внимание уделяю осанке. Я составила картотеку физкультминуток, по тематике занятий, проводимых с детьми. Оздоровительные физкультминутки проводятся с целью снижения утомления и снятия статического напряжения у детей на занятии. Умственное напряжение распознается, прежде всего, по снижению внимания. В результате напряжения сутулится спина, опускаются плечи, замедляется кровообращение, что приводит к нарушению осанки, отрицательно сказывается на работе жизненно важных функций организма и в итоге негативно отражается на здоровье дошкольника. Поэтому физкультминутки провожу, чтобы повысить работоспособность детей на занятии, обеспечить кратковременный активный отдых во время занятий.

Важным звеном в оздоровительной работе с детьми, являются прогулки. Я стараюсь планировать прогулку с учетом подвижности каждого ребенка. Планирую каждый вид деятельности. Отвожу каждому виду движений определенное время. Во время прогулки слежу за самочувствием детей, чтобы они не перегревались, не переутомлялись. Активных, подвижных детей стараюсь вовлекать в спокойные игры, а менее активных наоборот, активизировать подвижной деятельностью. Таким образом, дифференцированно подхожу к каждому ребенку. Стараюсь прогулки проводить интересно, используя наблюдения, труд, различные соревнования. Таким образом, довожу двигательную активность детей до нормы.

Важной частью режима считаю дневной сон. Перед сном обязательно проветриваем помещение, дети занимаются спокойными играми, провожу

теплые гигиенические процедуры (умывание, полоскание рта). Перед сном использую музыкотерапию. Дети засыпают под тихую, спокойную музыку.

После тихого часа использую пробуждающую гимнастику, куда входят упражнения под музыку. Затем дети для профилактики плоскостопия проходят по массажным дорожкам.

Для ознакомления родителей с разными формами физкультурно-оздоровительной работы и выполнением двигательного режима детьми, организовываю консультации, накоторых родители подробно знакомятся с методикой игровых занятий, прогулок, игр, узнают о необходимости выполнения двигательного режима. Родители убеждаются в том, что ребенку необходимо выполнять различные движения и важности здорового образа жизни.

Вся вышеперечисленная используемая комплексная система оздоровления детей уже принесла определенные результаты. По сравнению с началом годом заболеваемость детей в группе снизилась почти в два раза. Сократилось и число болезней у часто болеющих детей.

Кроме того, все воспитательно-оздоровительные мероприятия позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, прививают необходимые санитарно-гигиенические навыки, приспосабливают ребенка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды – словом, учат вести здоровый образ жизни с детства.

Но самое главное, чего мы достигли в проделанной работе, это то, что родители в корне сменили свое отношение к физическому воспитанию и оздоровлению детей в семье. В выходные и воскресные дни родители ходят с детьми на прогулки, на природу, стараются вовремя укладывать детей спать, соблюдают время просмотра детьми телепередач. Серьезное внимание уделяют выполнению режима и воспитанию гигиенических навыков.

Родительские собрания и консультации провожу с привлечением медсестры, которая дает конкретные рекомендации для правильного проведения профилактической работы с детьми 2-3 лет.

Стараюсь, чтобы вся моя работа была направлена на удовлетворение естественной потребности детей в движении и на укрепление их физического и психического здоровья.

В заключении хотелось бы добавить, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа, не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьёй. Единство достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приёмами оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший метод семейного воспитания.

Публикации по теме:

Презентация «Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии» Тема здоровья детей сегодня волнует всех. Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность.

Воспитание культуры здоровья и основ здорового образа жизни детей в ДОУ Бесспорно, что здоровье – одно из основных составляющих счастья и благополучия человека. Даже в Конвенции прав ребёнка указано, что он имеет.

Консультация «Воспитание здорового образа жизни у детей с детского сада» Консультация "Воспитание здорового образа жизни у детей с детского сада". Дошкольный возраст – наилучшее время для «запуска» человеческих.

Консультация «Воспитание здорового образа жизни у детей с детского сада». Старшая группа Консультация "Воспитание здорового образа жизни у детей с детского сада". Подготовила воспитатель: Рамазанова З. С. Дошкольный возраст.

Консультация «Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни» Состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. По этим причинам проблема сохранения и укрепления.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни Младшая группа Сентябрь Тема: Ребёнок и здоровье 1. Игра - занятие «Помоги Зайке сберечь здоровье» Цель: Формировать у детей первоначальные.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни (вторая младшая группа) Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни. Второй младшей группы № 3. Месяц Тема Содержание и формы работы.

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитании у дошкольников основ здорового образа жизни План по самообразованию воспитателя Кузнецовой Т. Н. на 2016-2017 уч. г. Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитании.

Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни Первоочередной задачей дошкольного образовательного учреждения является укрепление здоровья ребенка. Поэтому очень важна оздоровительная.

Занятие в средней группе «Витаминный калейдоскоп» по формированию основ здорового образа жизни Воспитатель Кряжимская Д. С. ст. Крыловская 2015г. Цель: дать представления детям о роли витаминов в сохранении здоровья. Задачи: закрепить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совместная работа детского сада и семьи по формированию основ здорового образа жизни
Опубликовано: 10 ноября 2018 в 18:16
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Совместная работа детского сада и семьи по формированию основ здорового образа жизни» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Каленик в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД