людмила есипенко
Проект по формированию у детей здорового образа жизни «Румяные щёки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №35
муниципального образования Каневской район
ПРОЕКТ
по формированию у детей здорового образа жизни
"Румяные щёки"
Вторая младшая группа
Воспитатель:
Есипенко Людмила Михайловна.
Ст. Челбасская
2018г.
«Гимнастика, физические упражнения, ходьба
должны прочно войти в повседневный быт
каждого, кто хочет сохранить здоровье,
полноценную и радостную жизнь».
(Гиппократ)
Вступление
Публикация «Проект по формированию у детей здорового образа жизни „Румяные щёки“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов. Это Закон Российской Федерации «Об образовании», где определены принципы государственной политики в области образования, первым из которых является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровье человека, свободного развития личности», а также Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации», Закон РФ «О физической культуре и спорте», «Конвенция о правах ребенка».
В России сложилась, крайне, отрицательная демографическая ситуация, когда каждое поколение родившихся по численности меньше поколения своих родителей и не может восполнить убыли населения.
Такой тип воспроизводства не отмечался ни в одной стране мира, даже во время войны.
В связи с этим проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Подписанное президентом России постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» показывает беспокойство государства за будущее страны.
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культуры и спортом.
Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья.
К сожалению, в иерархии человеческих потребностей, здоровый образ жизни находится далеко не на переднем плане, а по сути своей именно он должен стать первейшей потребностью. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с раннего детства, воспитывать у детей активное отношение к своему здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.
Проблемный вопрос: «Как и с помощью чего сохранить и укрепить здоровье детей дошкольного возраста?»
Актуальность
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Его решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.
Местом формирования здоровья ребенка сегодня является, к сожалению, не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования.
И если современные стандарты образования обязывают педагогов более тщательно и активно участвовать в области здоровьесбережения детей, то родители воспитанников ДОУ часто игнорируют советы воспитателей, предпочитая более легкий путь в этом направлении. Вместо систематического закаливания, бесед о пользе свежего воздуха и подвижных игр, четкого соблюдения режима дня и режима питания сердобольные мамы и бабушки «кормят» малышей синтетическими лекарственными препаратами, которые согласно рекламе «помогают восстанавливать жизненные силы организма».
Опыт нашей работы с дошкольниками показал, что у детей, не приученных заботиться о своем здоровье, неизбежны психологические срывы, им сложнее вникать в реалии “взрослой жизни”. А ведь сегодняшняя жизнь заставит их столкнуться с возросшей конкуренцией, когда больших успехов в жизни и карьере добиваются более здоровые и образованные сверстники.
Формирование потребности в здоровом образе жизни должно вестись легко и незаметно, ненавязчиво, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны, как взрослого, так и ребёнка. Изменилась моя роль как воспитателя. Я должна не только дать качественные знания детям, но и сформировать сознательную установку на здоровый образ жизни, научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Краткая аннотация проекта
Данный проект разработан с целью создания системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Проект рассчитан на детей младшего дошкольного возраста. Реализация данного проекта возможна в дошкольном учреждении любого типа. Проект отвечает требованиям государственного стандарта дошкольного образования.
Тип проекта : практико ориентированный, игровой.
Длительность работы над проектом – долгосрочный
(октябрь 2018 - май 2019г.)
Участники проекта : воспитатели, дети и родители 2 младшей группы МБДОУ д/с № 35.
Предмет исследования: традиционные и нетрадиционные виды оздоровительной работы как наиболее эффективные средства оздоровления детей младшего дошкольного возраста
Продуктом проекта является презентации.
Итогом работы является досуг «Мы растём здоровыми».
Цели проекта :
• формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, приобщение осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих;
• организовать физическое воспитание в детском саду таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку разностороннее и гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня;
• приобщение детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни.
Задачи:
• организовать педагогический процесс, сберегающий здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающий ценностные отношения к здоровью;
• сформировать у детей представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни;
• формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его;
• накопление и обогащение двигательного опыта;
• формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;
• воспитать бережное отношение к своему здоровью;
• повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.
Принципы реализации проекта :
1. Доступность
• учет возрастных особенностей детей;
• адаптированность материала к возрасту.
2. Систематичность и последовательность
• постепенная подача материала от простого к сложному;
• частое повторение усвоенных правил и норм;
3. Дифференциация
• создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.
4. Динамичность
• интеграция образовательных областей
5. Преемственность
• взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.
Прогнозируемые результаты:
1. Снижение уровня заболеваемости.
2. Повышение уровня физической подготовленности.
3. Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
4. Благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья.
5. Возросший интерес родителей к вопросам воспитания здорового ребёнка и мотивации здорового образа жизни.
План проведения проекта
1. Постановка проблемы, целей и задач.
2. Сбор, обработка информации.
3. Этапы реализации проекта.
4. Изготовление продукта проекта (презентация).
5. Итог проекта.
Этапы реализации проекта :
I этап - подготовительный:
Цель: Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей.
Содержание I этапа: (приложение №1)
• исследование состояния здоровья детей;
• диагностика физической подготовленности дошкольников;
• разработка практико ориентированного проекта «Румяные щеки»;
• изучение уровня осведомленности и мотивации родителей в вопросах формирования, укрепления и поддержания здоровья дошкольников;
• поиск новых методик и технологий физического развития и оздоровления детей;
• анкетирование родителей;
• подбор новых более эффективных форм работы с родителями.
II этап - практический:
Цель: Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ
1. Ввести в систему физкультурно-оздоровительной работы и воспитательно-образовательного процесса здоровьесберегающие компоненты :
• дыхательные упражнения,
• физкультминутки,
• пальчиковая гимнастика,
• артикуляционная гимнастика,
• подвижные игры,
• опытно-экспериментальная работа,
• элементарное оказание первой медицинской помощи,
• дидактические игры,
• ходьба по корригирующим дорожкам
• закаливающие мероприятия
2. Повышение компетентности педагогов в сфере здоровья (консультации)
3. Активно вовлекать в работу родителей по воспитанию и формированию основ ЗОЖ.
Содержание II этапа: (приложение №2)
1Блок. «Я - человек».
Цель: Формировать представление о себе как отдельном человеке; рассказать о способах защиты себя.
1. Конспекты ООД по социальному развитию:
«Я человек».
«Уши, носик, ротик и глаза помогают нам всегда».
«Мы живые».
2. Дидактическая игра «Я человек».
3. Игра «Найди отличие».
4. Д/и «Где чьи вещи».
5. Беседа «Я и другие люди».
Творческая мастерская совместно с родителями, совместные праздники:
выставки поделок и др.
Продуктивные виды деятельности.
Изготовление папки-передвижки «Моя семья» .
2 Блок. «Наш день». Соблюдай режим дня.
Цель: Формирование у детей соблюдения режима дня, навыков самообслуживания, предупреждение переутомления детей, организация правильного питания.
- «Айболит проверяет здоровье детей». (НОД)
- Игровая ситуация «Накормим куклу и уложим спать».
- Лепка витаминов для игрушек.
- Твой «режим дня» (беседа).
- «Зачем соблюдать режим дня».
- «На зарядку становись».
- «Мои увлекательные занятия».
3 Блок. «Опасность». Соблюдай правило «нельзя».
Задачи: Рассказать о правилах поведения на улицах : переходить улицу только за руки с взрослым, двигаться по правой стороне тротуара, не наталкиваться на прохожих, внимательно смотреть под ноги и вперед.
Рассказать об источниках опасности в квартире и групповой комнате, разъяснить правило «нельзя».
- «Ребенок дома».
- «Спички не тронь, в спичках огонь».
- «Действия при возникновении пожара».
- «Электроприборы».
- «Удобная обувь, одежда».
- «Правила поведения на улице».
- «Будь внимательнее!»
- «Я маленький пешеход».
4 Блок. «Советы доктора Градусника»
Задачи: Рассказать о правилах поведения за столом; познакомить с предметами и действиями, связанными с выполнением гигиенических процессов; умывание, купание, уход за телом, внешним видом, чистотой жилища.
1) Беседы на темы:
- «Наши верные друзья».
- «Чистота – залог здоровья».
- «Водные процедуры по утрам».
- «Уход за телом».
- «Правила поведения за столом».
- «Чистота залог здоровья».
- «Чистота игровой комнаты».
- «Что такое хорошо, что такое плохо».
2) Чтение художественной литературы:
- Сергей Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»;
- К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»;
- Н. Мигунова «Почему нужно чистить зубы».
3). Игры – ситуации на темы:
- «Учим куклу Дашу мыть руки».
- «Почистим зубки».
- "Нам водичка добрый друг".
-«Научим Хрюшу умываться».
- «В нашем саду растут витамины».
4).Игры.
Игра "Кукла заболела"
Игра «Вымой кукле руки»
Игра «Мыльные перчатки. Пузырики»
Игра «Кукла Маша обедает».
5 Блок. «Вместе с Гантелькиным»
Задачи: Знакомить с правилами выполнения физических упражнений (внимательно слушать сигнал, ждать друг друга, не толкаться, согласовывать свои действия с действиями партнера, контролировать и координировать движения) .
Физкультурные досуги.
• «Айболит».
• «Семейный праздник».
• «Спасаем зайку»
• «Зимние развлечения».
• «Снег, снежок- белая вся улица».
• «Зимнее приключение»
• «В гостях у сказки»
Оформление уголка здоровья для родителей.
Привлечь родителей к проведению Дня здоровья.
Оформление папки «Оказание первой помощи».
Памятки для родителей:
«Правила хорошего тона во время беседы».
«Семь родительских заблуждений о морозной погоде».
Советы «Формирование культурно-гигиенических навыков».
Беседы для родителей:
«Закаливание детей в современных условиях».
«Создание эмоционально – комфортного климата в группе».
«Движение – основа здоровья».
«Влияние физических упражнений на развитие организма ребёнка».
«Рациональное питание – залог здоровья у детей».
«Здоровый Образ Жизни ребёнка – профилактика многих болезней».
Консультации:
«Режим и его значение в жизни ребёнка».
«Как правильно одевать ребёнка на прогулку»
«Особенности культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста».
«Как приучить ребёнка к аккуратности».
Буклет: «Организация здоровьесберегающей среды дома».
Родительские собрания :
«Бережем здоровье с детства или 10 заповедей здоровья»
III этап – заключительный
Цель: Совершенствование результатов проекта.
Содержание - III этап (приложение № 3)
• исследование эффективности проводимой деятельности на основе анализа мониторинга;
• проведение спортивного праздника «Мы растём здоровыми»;
• мультимедийная презентация опыта педагогическому сообществу.
Список использованной литературы:
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Здоровый образ жизни «Я и мое здоровье» (программа занятий, упражнений и дидактических игр, автор Т. А. Тарасова, Л. С. Власова; Москва 2008г.
Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье : Методическое пособие. - М. ,2014.
«Воспитание основ здорового образа жизни у малышей», авторы Н. С. Голицына, И. М. Шумова.
Интернет ресурсы: https://vospitateljam.ru/ https://ped-kopilka.