Силина Юлия
Кружковая работа «Я — гражданин». Ознакомление старших дошкольников с основами права
Одной из основных задач дошкольного образования является воспитание патриотических знаний у дошкольников.
На сегодняшний день одним из актуальных тем является вопрос охраны и защиты детей. Российская Федерация, все больше уделяет внимания этому вопросу и ищет методы повышения уровня эффективности разработок в этой сфере. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольном возрасте ведется уже давно, но существует версия, что необходимо углубить знания детей.
Публикация «Кружковая работа „Я — гражданин“, Ознакомление старших дошкольников с основами права» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2021
Правовая грамотность необходима каждому гражданину вне зависимости от возраста и социального статуса. С. А. Козлова готовит, что нужно сформировать у ребенка представления о самом себе, о его правах и обязанностях и необходимо не только сообщать ему эти знания, но и формировать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям и учить применять полученные знания в разнообразных формах собственной деятельности дошкольника.
Отличительной особенностью данной кружковой работы можно отметить привитие дошкольникам правовой грамотности всеми доступными способами.
Моя страна-Россия (Российская Федерация) (Родина, государство) Президент
Предварительная работа :
Презентация «Кто такой президент»
Введение:
Мульти-Россия- Россия
Основная часть :
1. Беседа «Кто такой президент?» (презентация)
2. Показ портрета президента РФ Владимира Владимировича Путина
3. Знакомство с гербом
4. Д/И «Найди правильный герб»
5. Знакомство с флагом
6. Д/И Раскрась флаг
Заключительная часть:
- Размещение портрета президента РФ в Патриотическом уголке под Гимн РФ
- Коллективное фотографирование (для пополнения альбома «Я гражданин»)
Закрепление:
-Заучивание стихотворения В. Степанов «Что мы Родиной зовем?»; В. Степанов «Необъятная страна» Познакомить детей с такими понятиями, как «Россия», «Родина»;
Формировать понятие родины, как место, где человек родился, и страны, где он живёт;
Познакомить с картой России :
Систематизировать знания детей о символике государства; закрепить знания о флаге, гербе, гимне.
Республика Саха (Якутия) Введение:
Основная часть :
1. Кто такой Ил-Дархан
2. Показ Портрета Ил Дархана Айсена Сергеевича Николаева
3. Знакомство с гербом
4. Знакомство с флагом
5. Аппликация «Флаг РС (Я)»
Заключительная часть:
- Размещение портрета Ил Дархана РС (Я) под Гимн РС (Я) в Патриотическом уголке
- Оформление выставки детских работ
Коллективное фотографирование (для пополнения альбома «Я гражданин») Познакомить детей с такими понятиями, как «Республика», «Якутия»;
Познакомить с картой России :
Систематизировать знания детей о символике государства; закрепить знания о флаге, гербе, гимне.
«Что такое права человека –твои и мои права» Предварительная работ :
-подготовить карточки «Мои обязанности»
Введение:
-Кто знает, что делать можно, а что делать нельзя?
-Почему что-то делать можно, что-то нельзя?
Основная часть :
1. Беседа «Права и обязанности»
Мы, с Вами люди и все мы очень разные, но всех нас объединяет общая жизнь.
У каждого человека есть ПРАВА (то что можно) и ОБЯЗАННОСТИ (то что должен)
Много лет люди передают друг другу эти ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ.
Мы с вами должны помнить эти правила и соблюдать их. В них живет любовь и уважение к нашей Родине, вера в добро и справедливость.
Благодаря этому, в нашей стране все хорошо.
Когда вы станете взрослыми, передадите эти знания своим детям.
Просмотр карточек «Мои права», «Мои обязанности»
Ребята, если вы помогаете дома своим родителям, то это тоже можно назвать обязанностями. Давайте нарисуем какие обязанности у вас есть.
2. Игра «Угадай что я делаю»
Цель: Развивать умение отождествлять себя с заданным персонажем.
Ход игры: Воспитатель выбирает ребенка и дает ему карточку с изображением той, или иной обязанности. Задача ребенка донести до остальных детей, что за обязанность нарисована на карточке.
3. Рисование: «Мои обязанности»
Заключительная часть:
- Оформление выставки детских работ «Мои обязанности»
Коллективное фотографирование (для пополнения альбома «Я гражданин») Познакомить дошкольников с
Конвенцией ООН о правах ребенка. Формировать понимание того, что права принадлежат всем детям.
Познакомить детей с понятиями «право» и «обязанность».
«Право на имя»
Предварительная работа :
- Кукла
Вводная часть:
Просмотр мультфильма «Букашка, у которой не было имени»
Основная часть :
1. Игровая ситуация «Имя для куклы»
В гости к детям приходит кукла и рассказывает, что очень хочет ходить в детский сад, но ее не принимают, т. к. у нее имени и документов.
2. Беседа «У всех должно быть ИМЯ, ФАМИЛИЯ, ОТЧЕСТВО»
3. Дидактическая игра «Возьми мое имя»
Цель: Закреплять навыки преобразования имя в отчество
Ход игры: Дети образуют цепочку из трех человек, в каждой цепочке должен быть один мальчик.
- Ребенок 1 -Фамилия
- Ребенок 2 - Имя
- Ребенок 3 (мальчик)-отчество
4. Коллективная аппликация «Документ для куклы»
Заключительная часть:
Прощание с куклой
Коллективное фотографирование (для пополнения альбома «Я гражданин»)
Закрепление:
Д/И «Назови меня полным именем»
«Я знаю 5 имен мальчиков (девочек)» Довести до сознания детей, что каждый человек, проживающий на планете Земля, имеет право на имя (фамилию, отчество). Дать представление о документах удостоверяющих личность человека. Воспитывать уважение к имени другого человека.
«Право на гражданство» Предварительная работа :
Кукла с предыдущего занятия
Заготовки для создания документа
Вводная часть:
Основная часть :
1. Просмотр видеоматериала на произведение С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое»
- Почему никто не может найти этого героя? Что нужно знать о человеке, чтобы найти его?
Есть документ, по которому можно узнать всю самую важную информацию о человеке.
2. Беседа «Паспорт гражданина РФ» (показ презентации)
Слайд 1: Слово «ПАСПОРТ» - значит проход, через городские ворота
Слайд 2: Гражданин – житель страны
Слайд 3: Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации
Слайд 4: Потому что в стране живет очень много людей, у всех свои имена. Чтобы знать сколько людей живет в стране, необходимо записывать всех (регистрировать).
Слайд 5: паспорт получают в 14 лет, до этого времени главным документом считается СВИДЕТЕЛЬСТВО О РОЖДЕНИИ
Слайд 6: Паспорт указывает самую важную информацию о человеке – его гражданство (где живет человек, ФИО, сколько лет)
Слайд 7: Паспорт нужен:
• При заполнении документов, например:
- в поликлинике
- на работе
• При покупке чего-то большого (дома, или машины)
• Путешествия
3. Игровая ситуация «Документ для нашей куклы»
В гости к детям приходит кукла а предыдущего занятия
Кукла рассказывает, что решила отправится в путешествие, но ее не пустили в самолет, т. к. у нее нет документа на котором написано ее имя.
Воспитатель предлагает детям помочь кукле отправиться в путешествие.
4. Коллективная работа «Паспорт для куклы»
Воспитатель наблюдает, как дети выбирают правильные детали для изготовления паспорта по образцу.
Заключительная часть:
Результат коллективной работы разместить в приемной
Коллективное фотографирование (для пополнения альбома «Я гражданин»)
Закрепление:
Д/И «Угадай, чего не хватает в гербе (флаге)» Довести до сознания детей то, что каждый ребёнок является гражданином государства, в котором он живёт.
Воспитывать чувство гордости своим гражданством.
«Право жить в семье» Предварительная работа :
Подготовить картины с изображением семьи (мама, папа, дети, с изображением животных (собаки с щенком, пингвины с птенцом пингвина, лев, львица и львенок)
Вводная часть:
Обратить внимание детей на изображения на стенде:
-Как одним словом можно назвать все эти картины?
Основная часть :
1. Рассказ детей на тему «Моя семья» (с использованием выставки семейных фотографий).
Уточняющие вопросы:
«Что тебе нравится в твоей семье больше всего?»
2. Подвижная игра «Помирились»
Плохое настроение у нас в семье с утра,
И потому в семье у нас не ладятся дела. (голова опущена вниз, руки вдоль туловища, повороты вправо, влево)
У дедушки у нашего весь день болит спина, (наклониться вперёд, руки за спину)
У бабушки у старенькой кружится голова, (круговые движения головой)
Папуля гвоздь хотел забить, по пальцу вдруг попал (стучим кулачками друг о друга)
У мамы ужин подгорел, в семье у нас скандал (смотрим на раскрытые ладони)
Давайте будем их мирить, семью свою нужно любить.
Друг другу улыбнёмся и за руки возьмёмся (взяться за руки и улыбнуться друг другу)
Дружно все обнимемся и тогда помиримся!
3. Коллективная работа «Дружная семья» материал: Ватман, клей, ножницы, цветная бумага, фломастеры.
Наводящие вопросы:
«Что делают дружные семьи?»
«Что должен уметь этот член семьи? Как это можно изобразить?»
Заключительная часть: Размещение детской работы «Мои обязанности»
Коллективное фотографирование (для пополнения альбома «Я гражданин») Познакомить детей с правом иметь семью, с правом на любовь и заботу родителей.
Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, которые любят друг друга и заботятся о близких. Повысить уважение к членам семьи.
«Право на жилье» Предварительная работа :
Беседа «Безопасность дома»
Карточки «Безопасность дома»
Подготовить макет дома (Дом не безопасный для жилья)
Подготовить кукольную семью: мама, папа, ребенок
Вводная часть:
Основная часть :
Сюрпризный момент. В гости к детям приходит кукла Аня.
1. Просмотр мультфильма вместе с гостьей: «Кошкин дом»
2. Игровая ситуация «Дом Ани»
Аня: Дома такими не бывают. Дома должны быть страшными.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что Аня говорит очень странно про место, где живет и предлагает детям отправится к ней в гости.
Показ макета дома.
Беседа с детьми о безопасности дома, в котором проживает Аня.
Подвести детей к невозможности проживания в таком доме.
- Чем мы можем помочь нашей гостье?
Выслушать предложения детей
3. Коллективная работа «Новый дом для Ани» Материал: пластилин, пластиковые трубочки, картон
Обращать внимание детей на то, что новый дом должен быть не только красивым, но и безопасным, уютным и удобным для всей семьи.
Заключительная часть:
- Коллективную работу разместить в приемной
Коллективное фотографирование (для пополнения альбома «Я гражданин»)
Закрепление материала:
- Сьемки видеоролика про Анин дом. (Видеоматериал продемонстрировать родителям) Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность;
Воспитывать уважение к людям, проживающим рядом.
Показать родителям значимость для ребенка теплой семейной атмосферы в доме, необходимость соблюдения безопасности для ребенка в доме.
«Право на отдых, развлечение, досуг» Предварительная работа :
Просмотр мультфильма «Каникулы Бонифация»
Вводная часть:
- Ребята Вы любите отдыхать?
Основная часть :
1. «Путешествие» (с использованием мультимедиа показ слайдов).
2. Рассказы детей о семейном отдыхе (домашнее задание).
3. Музыкальная игра «Двигайся-замри»
Заключительная часть:
Д/И Собери картинку «Как я отдыхаю»
Коллективное фотографирование (для пополнения альбома «Я гражданин») Рассказать о праве на отдых и развлечения. Дать представление о том, что отдых необходим для сохранения здоровья.
Учить интересно проводить свое свободное время.
Знакомить с понятием каникулы, отпуск.
«Право на личное имущество» Вводная часть:
- У Вас есть предметы, которые принадлежат только вам?
Основная часть :
Беседа на тему: «За свое постою, а чужое не возьму»
Показ картин «Право на личное имущество»
Д/И «Твое – мое»
Игровое задание: «Закрась на картинке то, что можно назвать ЛИЧНЫМ ИМУЩЕСТВОМ»
Заключительная часть:
Коллективное фотографирование (для пополнения альбома «Я гражданин»)
Выводы детей по теме Формирование представлений у детей о собственности, личных вещах.
«Право на медицинское обслуживание» Предварительная работа :
Дать ребенку на заучивание стихотворение:
Врачи помогают
И взрослым, и детям,
Как самые добрые
Люди на свете.
Врачи облегчают
Страданья вокруг.
За это «спасибо»
Скажи им, мой друг!
Вводная часть:
«Хранители здоровья-наши доктора»
Основная часть :
1. Чтение стихотворения (ребенок)
2. Беседа с медперсоналом детского сада «Врачи - наши друзья»
3. Просмотр картины «Скорая помощь» (заучивание номера телефона)
4. Викторина «Врачи - наши друзья» (показ презентации)
Заключительная часть:
Коллективное фотографирование (для пополнения альбома «Я гражданин»)
Закрепление:
Видео-рецепты «Здоровое питание»
Фотоотчет о совместной деятельности детей и родителей на тему «Если хочешь быть здоров!» Развивать представление о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни. Дать представление о том, что такое «здоровье».
Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье.
Воспитывать уважение к медицинским работникам.
«Право на образование» Предварительная работа :
Материал: карандаши, краски, фломастеры, клей, цветная бумага,
Попросить родителей принести фотографии детей
Вводная часть:
Основная часть :
1. Рассказ «Учиться – всегда пригодится».
- Раньше не было детских садов. Школ было мало и не все дети могли учиться. Поэтому очень мало кто умел читать и писать.
Позже государство стало заботится о своих гражданах и
2. Просмотр видеоматериала по рассказу Л. Н. Толстого «Филипок» https://www.youtube.com/watch?v=zwBQ_psjXK8
3. Виртуальное путешествие в соседние группы.
Цель:
4. Коллективная работа. Стенгазета «Детский сад моей мечты». Материал: карандаши, краски, фломастеры, клей, цветная бумага, фотографии детей
Просмотр видеоматериала «Школа-территория знаний»
Заключительная часть:
Коллективное фотографирование (для пополнения альбома «Я гражданин») Познакомить с правом на образование и обучение. Формировать представление о необходимости и значимости образования в жизни каждого. Повысить мотивацию обучения.
«Право на культуру, национальную самобытность и родной язык» Предварительная работа :
Поработать с 2-3 семьями, подготовить мини-рассказ о своем народе и их обычаях
Вводная часть:
Зебра в клеточку
Основная часть :
Читаю отрывок из стихотворения «Лучшая на свете»
Н. Забила, пер. с укр. З. Александровой
«Народы – как одна семья,
Хотя язык их разный.
Все – дочери и сыновья
Своей страны прекрасной.
И Родина у всех одна.
Привет тебе и слава,
Непобедимая страна,
Российская держава!»
Рассказ «Я расскажу вам о своем народе»
Заключительная часть:
Награждение детей
Коллективное фотографирование (для пополнения альбома «Я гражданин») Дать четкое понятие о необходимости предоставления равных возможностей детям разных национальностей. Воспитывать в детях гордость и неповторимость своей национальной культуры. Способствовать развитию толерантности.
«У меня есть права» Развлечение «У меня есть права»
Коллективное фотографирование (для пополнения альбома «Я гражданин») Закрепить знания детей о «Конвенции о правах ребенка». Воспитывать понимание дошкольниками нравственных качеств и поступков.
• Совместная деятельность воспитателя с детьми по созданию книги «Конвенции о правах ребенка». «Конвенцией ООН о правах ребенка» (иллюстрации)
• Коллективное фотографирование (для пополнения альбома «Я гражданин»)
• Патриотический уголок «Я гражданин»