Ирина Василенко
Кружковая работа. Детские творческие объединения как условие успешной социализации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Кружковая работа. Детские творческие объединения как условие успешной социализации дошкольников
Детские творческие объединения как условие успешной социализации дошкольников
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одними из основных принципов выдвигает:
- «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
Публикация «Кружковая работа, Детские творческие объединения как условие успешной социализации дошкольников» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности…»
Кроме того, ФГОС ДО определяет требования к образовательной программе, реализация которой направлена «на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей».
Всё изложенное выше определило потребность коллективов ДОУ в поиске эффективных моделей организации образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и его активную собственную позицию.
Идея создания детских творческих объединений в нашем детском саду исходила непосредственно от самих ребят. Посещая музей, созданный в учреждении для знакомства с русским бытом, предметами старины, дети не только задавали вопросы, но и пытались рассказать из собственного опыта.
Увидев их интерес к новым знаниям, желание поделиться информацией, педагоги пришли к выводу о возможности организации детского творческого объединения «Юный экскурсовод». В него вошли дошкольники старших групп, у которых наблюдается высокий уровень развития познавательного интереса, речи, воображения и т. д.
Данное творческое объединение решает следующие задачи: расширение кругозора дошкольников, создание условий для активного взаимодействия педагогов, родителей и детей, формирование активной жизненной позиции, поощрение детской познавательной инициативы, проявления любознательности, развитие познавательных и коммуникативных способностей, формирование грамматически правильной богатой по содержанию речи и др.
Для работы данного объединения в музее было выделено место для сменной экспозиции, тему которой могут выбирать юные экскурсоводы самостоятельно. Дети – участники всех этапов подготовки и проведения каждой выставки. Они обсуждают её тему, предлагают, какие предметы можно собрать, к кому обратиться.
К каждой выставке оформляется реклама для родителей, педагогов и детей. Юные экскурсоводы приглашают педагогов и родителей принять участие в сборе экспонатов и посетить музей.
Тематика музейной выставки определяет и её содержание: иногда это старинные или современные образцы («Уникальный мир часов», «Старинная ёлочная игрушка»), в других случаях – воспитанники вместе с родителями становятся активными участниками в изготовлении экспонатов и дополняют экспозицию образцами собственного изготовления («Эх, матрёшечка – матрёшка»).
Руководитель «Юного экскурсовода» и ребята решают, что ещё можно поместить в музей: книги, фотографии, альбомы или дополнительно подготовить презентацию. А затем оформляют выставку, расставляют экспонаты, обсуждают, как их лучше разместить, чтобы всё было хорошо видно.
Самая сложная и ответственная работа – составление содержания экскурсии. Экскурсии представляют собой поочерёдные рассказы детей, связь между которыми обеспечивает педагог. Это могут быть рассказы о правилах поведения в музее, наиболее интересных экспонатах или из личного опыта по поиску, сбору тех или иных предметов. Педагог обучает их жестам экскурсовода, которые необходимы для привлечения внимания, некоторым речевым оборотам (посмотрите, пожалуйста, на этот экспонат, обратите внимание и т. д.)
Какой положительный опыт имеется у нас на настоящий период?
Дети, которые посещают «Юного экскурсовода» в течение нескольких лет, свободно ведут себя во время экскурсии, не стесняются даже взрослых посетителей, могут грамотно ответить на некоторые вопросы, подробно объяснить историю появления некоторых предметов или рассказать об их исторической ценности. Дошкольники не могут долго слушать, поэтому экскурсии краткие, отражают только самые интересные экспонаты на выставке, дают основные сведения и понятия.
Посетить музей могут не только воспитанники детского сада, но и педагоги, родители, гости учреждения. Ребята с удовольствием делятся со всеми посетителями своими находками. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах, раскрывает в ребенке его одаренность.
Ещё одно творческое объединение, действующее в нашем детском саду – «Детская типография», объединяющая дошкольников с высокой познавательной активностью, художественными способностями. Она даёт возможность детям почувствовать себя в роли художника – оформителя, корреспондента, а иногда даже фотографа.
Ребята создают свою собственную газету. «Детская типография» объединяет ребят с разными интересами: всем находится дело по интересу и способностям.
Одни подбирают материалы в книгах, журналах, а со взрослыми и в интернете, другие – опрашивают ребят, с помощью педагога записывают их небольшие рассказы (берут интервью). Третьи - вырезают, приклеивают и раскрашивают картинки, подписывают заголовки.
Но самая главная ценность их труда даже не в общем результате – новом выпуске газеты, а в том, что ребята учатся работать вместе, договариваться, подчиняться решениям главного редактора, роль которого также выполняет ребёнок с лидерскими способностями. Иногда дошкольникам приходится решать недетские проблемы: как исправить допущенные ошибки, как выбрать правильное общее решение и т. д.
Интерес к газете со стороны детей и родителей даёт им возможность в какой-то степени оценить качество своего труда.
Возможно, в будущем в детском саду появятся и другие детские объединения, например, «Детская лаборатория», где дошкольники будут проводить опыты и показывать фокусы, познакомятся с простейшими законами физики и химии.
Детские творческие объединения – одна из форм организации работы с дошкольниками, которая позволяет эффективно реализовывать ФГОС ДО, повышать качество образовательного процесса, поддерживая творческий потенциал дошкольников, их инициативу, обеспечивая поддержку одарённым детям.
Другой положительный эффект их деятельности в том, что они позволяют дошкольникам почувствовать сопричастность к общему делу, ответственность за качество своего труда, формируют умение подчинять свои интересы мнениям других, находить своё место в коллективе.