Светлана Солнцева
Инновационный проект «Формирование гражданско-правовой культуры как фактор успешной социализации дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №12
Подготовила: старший воспитатель МАДОУ№12
Солнцева С. Н.
Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детскому саду №12 присвоен статус городской инновационной площадки на период с января 2015 по 2018 учебный год.
Публикация «Инновационный проект „Формирование гражданско-правовой культуры как фактор успешной социализации дошкольников“» размещена в разделах
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Права ребенка. Проекты, планы
- Проекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Экспертной комиссией было определено, что в ДОУ созданы условия для внедрения инновационного проекта по теме «Формирование гражданско-правовой культуры как фактор успешной социализации дошкольников».
В качестве проектного объекта исследования выступает гражданско-правовая культура дошкольников.
Предметом исследования выступает процесс формирования гражданско-правовой культуры как фактор успешной социализации дошкольников.
Цель исследования: определить и обеспечить реализацию в ДОУ условий по формированию гражданско-правовой культуры дошкольников как фактора их успешной социализации.
Гипотеза исследования: формирование гражданско-правовой культуры дошкольников как фактора их успешной социализации будет обеспечено в ДОУ при соблюдении следующих условий:
1. Создание целостной системы гражданско-правового образования дошкольников;
2. Разработка и реализация вариативной программы «Правознай-ка», основанной на интегрированном подходе к решению воспитательных задач и учитывающей требования современного общества к личности (толерантность, уважение к людям, навыки социального взаимодействия и др.);
3. Активное взаимодействие с родителями по соблюдению прав ребенка и обеспечение его позитивной социализации;
4. Повышение профессиональной и гражданско-правовой компетентности педагогов.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный (аналитический) 2014 -2015 учебный год
2. Основной (реализация намеченных планов) 2015-2017 учебный год
3. Заключительный (подведение итогов) 2017 – 2018 учебный год
На данный период (апрель 2015 год) ДОУ находится, на первом этапе внедрения проекта и реализованы следующие задачи:
Задачи исследования
• Изучить теоретические основы проблемы формирования гражданско-правовой культуры у дошкольников.
• Подобрать и апробировать диагностический инструментарий, обеспечивающий оценку сформированности гражданско-правовой культуры у дошкольников и результативность их социализации.
• Разработать концепцию программы по гражданско-правовому воспитанию детей дошкольного возраста.
• Разработать воспитательную модель по формированию гражданско-правовой культуры и апробировать ее на базе МАДОУ №12 города Армавира.
• Осуществить психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования гражданско-правовой культуры у дошкольников на основе системного подхода.
• Разработать научно-методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию гражданско-правовой культуры у дошкольников.
• Создана рабочая группа для внедрения проекта
• Изучена и подобрана нормативно-правовая база по правовому воспитанию в ДОУ
• Подобран инструментарий к проведению мониторинга с детьми старшего возраста оценки сформированности у дошкольников гражданско-правовой культуры
• Созданы условия в оснащении развивающей предметно-пространственной среды
• Программно-методическое оснащение
Проектный задел по теме исследования:
Перед коллективом организации поставлена задача по формированию у детей гражданско-правовой культуры, как фактора успешной социализации.
Для решения данной задачи составлено перспективное планирование на 2014-2015 учебный год с детьми, педагогами и родителями, в рамках которого проводится систематическая и целенаправленная работа.
В МАДОУ детей созданы условия для формирования у детей гражданско-правовой культуры : в группах старшего дошкольного возраста созданы центры «Кубань – моя малая родина», «Символика России». Организуя работу с детьми по данному направлению, педагоги ДОУ опираются на ведущие виды деятельности: игровую, художественно-продуктивную, проектно-модельную. Проводятся дополнительные комплексные занятия с детьми, ролевые, театрализованные и дидактические игры. Воспитатели организуют проблемно-поисковую деятельность детей (работа в группе по решению ситуаций и задач, разработка совместных с детьми проектов); продуктивные виды деятельности (изготовление эмблем, плакатов и их презентация). С детьми старшего дошкольного возраста ведется кружковая работа «Правовей-ка», под руководством воспитателя Мотиной А. С.
С педагогами запланирован и ведет работу семинар-практикум «Защищая-оберегаем», целью которого является повышение компетентности педагогов по вопросам гражданско-правового воспитания.
В рамках семейного клуба «Домашний очаг» ведется разъяснительная работа с родителями наших воспитанников. Проводится анкетирование среди родителей по изучению социально-педагогических условий семейного воспитания, а также эмоционального самочувствия ребенка в семье и ДОУ. Родители активно включаются в образовательный процесс, принимают участие в семейных гостиных, мастер-классах, деловых играх.
ОЖИДАЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ
На уровне детей старшего дошкольного возраста :
система элементарных нравственно-правовых представлений о личных, гражданских, социальных и культурных правах человека;
нравственно-правовые суждения о событиях социальной действительности, ценностные ориентации и отношения личности;
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации
позитивные установки к различным видам труда и творчества.
адекватные представлениям, суждениям и ценностным ориентациям модели нравственно-правового поведения в обществе сверстников и взрослых.
На уровне родителей:
знание прав и обязанностей по воспитанию детей, охране их прав и интересов;
использование правовых моделей поведения в общении с детьми;
проявление гражданской позиции и активное участие в жизни МАДОУ;
готовность к дальнейшему самообразованию по теме проектного исследования.
На уровне педагогов:
систематизированные знания о праве, законодательстве РФ, существующем правопорядке, о способах охраны и защиты прав детей,
ориентированное на социальную ценность права и правопорядка;
установка на законопослушное поведение;
активное неприятие нарушений прав и интересов детей;
ответственном отношении к выполнению профессиональных обязанностей;
готовности в различных жизненных и профессиональных ситуациях действовать грамотно, ориентируясь на существующий закон.