МААМ-картинки

Круглый стол «Значение народного творчества в патриотическом воспитании дошкольников»

Любовь Марченко
Круглый стол «Значение народного творчества в патриотическом воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Звучит народная музыка, родители заходят в зал, на плечах платки, и другие элементы народной культуры. Садятся по обе стороны стола. На столе самовар, бублики, чай.

Воспитатель: здравствуйте гости дорогие! Очень рада Вас видеть. Оказывается, в разных странах по-разному здороваются. Хотите узнать как? Вот, например, в Индии в знак приветствия складывают руки вместе и прижимают их к груди (родители здороваются друг с другом). Во Франции обмениваются рукопожатиями и поцелуями в обе щеки. Жители Крайнего Севера трутся носами. Русские в качестве приветствия пожимают друг другу руки. Это называется рукопожатием. В прежние времена этот жест означал: в моей руке нет оружия, мои намерения чисты (родители здороваются друг с другом).

1. Вступительное слово

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по – иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь, это относится к нашему прошлому. Что заботило, радовало и тревожило людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали, пели, что передавали своим детям и внукам?

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: «Наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего». В. В. Путин в своей статье «Россия: национальный вопрос» отметил, что для России – с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур – национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер.

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В. П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине».

С уверенностью можно сказать, что большинство из нас, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили наши предки? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы — значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.

Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, он постоянно с гордостью рассказывает о красоте, богатстве своего родного края? «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражают работу в дошкольных учреждениях по патриотическому воспитанию. Детский сад – это кyльтypнo-coциaльнaя плацента для каждого дошкольника, где формируется и отрабатывается его жизненный опыт.

Предназначение дошкольного образования на современном этапе заключается не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков. Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и патриотического воспитания.

Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремления радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающим людям; заботливого отношения к малышам, пожилым людям; умения помогать им. Развитие волевых качеств, таких как умение, ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Сказки, пословицы, поговорки, народные игры формируют начало любви к своему народу, к своей стране.

Педагоги и воспитатели в своей работе активно используют следующие методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством

Заучивание потешек, прибауток, закличек.

Использование пословиц, загадок, поговорок.

Чтение художественной литературы.

Использование русских народных песен и танцев.

Проведение русских народных игр.

Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

Применение игрушек и изделий народных промыслов.

Представление кукольного театра.

Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.

Рассказ о народных обычаях и традициях.

Рассматривание иллюстраций и предметов русского быта.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Как отмечал академик Д. С. Лихачев, «Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе языке, живописи. Национальные отличия сохраняются и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Задача не только педагогов, но и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.

Публикации по теме:

Консультация для родителей о нравственно-патриотическом воспитании дошкольников «Мы помним!» Уважаемые родители каждый год в одно и тоже время мы с вами и наши детки отмечаем один праздник, «День победы!», но что это за праздник.

Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей»Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей» У хозяев в каждом доме Есть что-то такое, что всем дорогое. О прошлом семьи расскажет оно, О том, что в семье это было давно. Семейной.

Круглый стол с учителями начальной школы «Методическое объединение — центр коллективного творчества» Круглый стол «Методическое объединение-центр коллективного творчества» Цель: обсудить проблемы, возникшие при организации работы методического.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Круглый стол «Значение народного творчества в патриотическом воспитании дошкольников»
Опубликовано: 16 декабря 2024 в 21:47
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Круглый стол «Значение народного творчества в патриотическом воспитании дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Марченко (УИ 2194496) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД