Валентина Безсалько
Круглый стол «Способы развития памяти детей 6–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
«СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ»
Воспитатели: Безсалько В. И.
Память – это способность запечатлевать, сохранять и в нужный момент узнавать и воспроизводить информацию: то, что человек видел, слышал, о чем читал. Память относится к базовым психическим функциям. Развитая память считается одним из критериев готовности ребенка к школе, влияет на успеваемость, является предпосылкой к разностороннему познанию мира. Поэтому все методики раннего развития включают в себя упражнения и игры, направленные на развитие памяти у детей. И это не только заучивание стихов. Есть много методов, которые подходят для детей разного возраста.
Публикация «Круглый стол „Способы развития памяти детей 6–7 лет“» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Круглый стол для педагогов
- Память. Развитие памяти у детей
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Особенности развития памяти у детей
Память развивается уже с младенчества, хотя ребенок, конечно, этого еще не осознает. Уже с первых месяцев жизни малыш запоминает, как пахнет мама, как хорошо и безопасно на руках у папы, какая колючая борода у дедушки. Память малыша спонтанна, он запоминает и воспроизводит информацию без контроля со стороны сознания. В возрасте около полугода малыш начинает запоминать эмоции: если однажды он испугался собаку, то в следующий раз при виде ее может заплакать. До двух лет интенсивно развивается двигательная память, которая к концу первого года формирует у малыша готовность осваивать речь.
С двух до шести лет – период «почемучек». Дети активно интересуются окружающим миром и легко запоминают полученную информацию. Лучше всего усваивается яркая и интересная информация, преподнесенная в игровой форме. От шести до двенадцати лет долговременная память становится более качественной. Ребенок уже готов прилагать усилия, чтобы запомнить какой-то материал. С подросткового возраста память функционирует, как у взрослого человека, и развивается при получении новых знаний и использовании этого опыта.
Полезные факты о развитии памяти у детей
Лучше всего дети запоминают информацию через тактильные ощущения Если ребенок может пощупать, потрогать, поиграть с предметом, он лучше запомнит информацию о нем. Наглядный пример: можно 10 раз сказать, что утюг горячий, и это не будет иметь эффекта. Но стоит малышу один раз обжечься – он навсегда запомнит, что этот предмет лучше не трогать.
Эмоционально окрашенные воспоминания сохраняются лучше Исследования показали, что дети, выросшие в больших семьях, у которых был опыт взаимодействия со многими людьми, запоминают информацию лучше. Это связывают с тем, что в больших шумных семьях с ребенком больше взаимодействуют – члены семьи обращаются к нему, играют с ним. От этого малыш получает больше эмоций и, следовательно, больше воспоминаний. То же касается и негативных событий: развод родителей, смерть близкого родственника – любой стресс запоминается лучше.
Анализ информации позволяет лучше запомнить ее Если после похода в театр обсудить с малышом спектакль, спросить, какой герой больше всего понравился и почему, какие чувства были у него во время просмотра, то он запомнит культурный выход лучше.
Двигательная активность влияет на память Любые физические нагрузки, а особенно те, что проходят на свежем воздухе, стимулируют кровоток, усиливают кровоснабжение головного мозга, что благоприятно сказывается на способности запоминать информацию. Поэтому для здоровья и успешного развития детей так важны прогулки и занятия спортом.
Большое количество мультфильмов может ослабить память Частая смена картинок на экране перегружает нервную систему малыша, от этого внимание и память ухудшаются. Детям до двух лет нейропсихологи вообще не рекомендуют смотреть мультики, а после двух установить лимит – 2 часа экранного времени в день. При этом желательно, чтобы оно было разделено на небольшие отрезки: 4 раза по 30 минут лучше, чем один раз в течение двух часов.
11+ способов развития памяти у детей
Развивать память можно в любом возрасте, но чем раньше, тем лучше. При этом для каждого возраста есть свои рекомендации. Мы собрали советы экспертов для развития памяти у детей разных возрастов.
Пошаговая инструкция по развитию памяти у детей младшего дошкольного возраста
Стремление к развитию и запоминанию заложена в нас от природы. Поэтому задача родителей детей до 7 лет – лишь немного помогать и направлять ребенка. Хорошая новость: ничего особенно сложного делать не нужно.
Много разговаривайте с малышом
Ваша речь поможет ребенку не только быстрее заговорить, но и запоминать информацию. Даже если вам кажется, что младенец еще ничего не понимает, рассказывайте ему о том, что происходит вокруг : «Вот сейчас мама варит кашу, теперь кладет ее тебе в тарелку, дует, чтобы каша остыла. А потом мы оденем штанишки и курточку и пойдем гулять». Ребенок постепенно начинает понимать, о чем идет речь, запоминает последовательность, а позже и сам начнет воспроизводить действия и поправлять вас: «Нет, мама, сперва надеваем ботинки, а потом шапку».
Тренируйте память на прогулке
Предложите малышу показать вам дорогу из дома до детского сада. Скажите, что он может идти немного впереди вас, а вы следуете за ним. Смена ролей всегда увлекает ребенка, позволяет ему чувствовать себя самостоятельным, а заодно тренирует память. Это работает и со взрослыми. Вспомните: когда вы сами едете за рулем, то запоминаете дорогу гораздо быстрее, чем когда сидите на пассажирском сидении.
Читайте книги
Книги подобраны по возрасту не просто так. Потешки и легкие стишки могут иметь не так много смысла, но они легко запоминаются детьми, потому что предельно понятны. Когда ребенок становится старше, он может запоминать более сложные сюжеты, поэтому и книги становятся интереснее. Обязательно обсуждайте прочитанное: какой герой больше всех понравился, а как бы малыш поступил на его месте, хотелось бы ему оказаться в гуще таких приключений. Это не только позволит ребенку укрепить память, но и положительно скажется на ваших с ним отношениях.
Играйте
Положите в ряд несколько предметов: машинку, плюшевого мишку, самолетик, куклу. Попросите ребенка отвернуться и уберите один из предметов. Ребенок должен угадать, какой предмет исчез. Постепенно можно усложнять правила игры: добавлять больше предметов или менять их местами и предлагать малышу восстановить верный порядок.
Не завышайте важность
Заучивание стишка для утренника в детском саду не должно вызывать стресс. Если вы чувствуете, что злитесь, когда малыш не может запомнить строки, лучше поручите это другому члену семьи или воспитателю. Отношения с ребенком важнее. Чтобы выучить песенку, не обязательно выделять отдельное время и садиться за парту – просто включайте их в машине. Запоминание, как и любой другой процесс развития, лучше всего проходит в спокойной обстановке.
Больше разговаривайте с ребенком — это поможет ему не только развить речь, но и запоминать информацию.
Пошаговая инструкция для развития памяти у детей старшего школьного возраста
В старшем возрасте ребенок уже может запоминать информацию, используя силу воли. Но легче все равно запоминается то, что интересно, поэтому вместо обычной зубрежки обратите внимание на нестандартные способы тренировки памяти. И не забывайте про физиологию: питание, сон, отдых.
Следите за режимом сна и отдыха
Часто в подростковом возрасте дети увлекаются гаджетами, общением с друзьями, идут в кровать с телефоном и засыпают лишь глубокой ночью. Важно, чтобы ребенок успевал восстанавливаться. Недосып – это стресс. А при любом стрессе все силы организма уходят на выживание. Ни о каком развитии в таких условиях речи не идет.
Выберите настольные игры по возрасту
Даже если ребенку 15, его можно увлечь игрой. Просто подобрать ее нужно в соответствии с возрастом. На рынке сейчас есть множество настольных игр, которые помогают развитию памяти : «Кортекс», «Мемо». Даже в игре в «Мафию» нужно помнить, что говорил тот или другой игрок в предыдущих раундах, чтобы вычислить преступника.
Изучайте что-то вместе
Начните учить иностранный язык вместе с подростком. Устройте челлендж: каждый день учить по пять новых слов, делитесь за ужином кто что выучил. Можно договориться запоминать исторические даты, флаги стран мира или имена игроков сборной Франции по футболу. Предмет не так важен. Выбирайте то, что интересует подростка.
Подключайте нестандартные способы запоминания
Не обязательно зубрить информацию. Придумывайте ассоциации. У мнемотехников есть прием, который позволяет запоминать имена людей в большой компании. Когда человек называет вам свое имя при знакомстве, сразу же мысленно «привяжите» его к известному вам человеку с таким же именем. Например, человек представляется: «Александр». Вы тут же про себя проговариваете «Пушкин». Теперь при взгляде на этого человека у вас автоматически будет всплывать фамилия известного поэта, и вы легко вспомните имя.
Исключите стресс
Чем больше вы нагнетаете, тем сложнее ребенку сосредоточиться и запомнить. Помогайте, если это необходимо, поддерживайте постоянно. Проветрить комнату, сварить вкусный ужин, предложить прогуляться – все это даст больше результата, чем постоянный контроль и нагнетание. Помните, что вы с ребенком не друг против друга, а заодно с ним против проблемы.
Для развития памяти, как и других функций психики, важен полноценный отдых.
Как развивать память у детей с задержкой психического развития
Детям с задержкой психического развития сложнее запоминать информацию, воспроизводить ее и использовать. И главное при работе с таким ребенком – понимать, что он не специально не хочет запомнить, а просто физически не может этого сделать.
Начинайте заниматься как можно раньше и регулярно
Специалисты рекомендуют начинать занятия с детьми с ЗПР с трех лет. Важна не столько продолжительность занятия, сколько регулярность. То есть лучше заниматься каждый день по 10 минут, чем раз в неделю по часу.
Тренируйте все виды памяти
Дети с ЗПР лучше запоминают визуальную информацию, намного сложнее им запомнить что-то на слух. Но это не значит, что теперь все материалы должны быть в визуальной форме. Важно развивать все виды памяти. Показывайте ребенку картинки и одновременно проговаривайте, что на них изображено, чтобы развивалась слуховая память. Покажите обезьянку и попросите малыша изобразить, как она двигается, чтобы подключить моторную память.
Уделяйте внимание смыслу заученного
Часто дети с ЗПР запоминают информацию механически, зазубривают ее. Но поскольку они могут не понимать смысла заученного, то в дальнейшем не могут и воспользоваться знаниями. Пусть главной целью будет не факт того, что ребенок запомнил информацию, а то, что он понял, что она значит, и мог применить ее в будущем.
Развитие памяти у детей 6 -7 лет
Как правило, развитие памяти у детей 6, 7 лет (и старше) происходит чрезвычайно интенсивно. В этом возрасте малыши уже вполне способны воспринимать солидные объемы информации, однако при этом учителя или воспитатели часто жалуются на плохую память ребенка, вызывая искреннее недоумение его родителей. Ведь дома он с легкостью воспроизводит содержание недавно увиденного рекламного ролика, без раздумий называет имена персонажей любимого мультфильма или компьютерной игры. Все дело здесь в том, что ребенок лучше всего запоминает именно то, что вызывает у него интерес.
На сегодняшний день существует масса методик и упражнений, способствующих развитию памяти. Для шестилетних детей, например, максимальную эффективность в большинстве случаев демонстрируют различного рода развивающие игры. Они активно способствуют развитию практически всех видов памяти и часто имеют красочное оформление с большим количеством картинок.
Стимулируем развитие памяти у детей в возрасте шести-семи лет и старше в домашних условиях
Для начала дайте малышу запомнить пять картинок с изображенными на них животными или растениями, после чего предложите ему отыскать их среди пятнадцати аналогичных.
Для семилетних детей данное упражнение на развитее памяти можно слегка видоизменить, использовав вместо изображений слова или звуки.
После того как ребенок начнет справляться с описанной выше задачей более-менее уверенно, можно будет переходить к чему-нибудь более сложному.
Например, разложить в ряд пять игрушек, после чего предложить малышу отвернуться или закрыть глаза и быстро поменять часть из них местами. В итоге ребенок должен будет постараться восстановить их прежний порядок.
С целью активизации процесса развития памяти у школьников (обычно в возрасте от семи лет) можно предложить им поупражняться в составлении историй на основе никак не связанных друг с другом изображений.
Просто разложите картинки на столе, затем предложите ребенку взять первую из них и начать повествование. Второе и последующие изображения должны стать основной для продолжения истории. Многие дети находят эту игру чрезвычайно увлекательной и готовы с удовольствием посвятить ей массу времени.
Методы ментальной арифметики
Ментальная арифметика принадлежит к числу наиболее эффективных систем развития памяти у детей. В основе методики лежит использование образов в качестве инструмента для усвоения информации, а ее целью является развитие умственных способностей ребенка через развитие его воображения.
С помощью данного метода детям удается не только достичь развития памяти, но и:
• Приобрести навыки устного счета
• Улучшить успеваемость
• Развить умение концентрировать внимание
Игры
Учеными доказано, что дети лучше всего воспринимают и запоминают информацию в формате игры. Приведем примеры некоторых из них.
Запоминай и повторяй
Назовите ребенку несколько чисел и попросите его их повторить. С каждым разом усложняйте задачу, удлиняя числовой ряд.
Снежный ком
Для этой игры нужны несколько человек. Дети садятся вкруг и начинают поочередно рассказывать историю, начиная каждое новое предложение с последних слов предыдущего.
Делай, как я
Станьте за спиной у ребенка и поочередно производите различные манипуляции с его телом: поднимите одну руку, затем другую и так далее. После этого попросите его самостоятельно повторить все движения в том же порядке.
Рифмы
Игра в рифмы – еще один способ развития детской памяти. Попробуйте сочинить какое-нибудь стихотворение вместе с вашим чадом, а после его заучить.
Игра в отличия
Эта игра способствует развитию долговременной памяти, которая так необходима в учебе. Ребенок должен найти отличия в двух картинках, которые на первый взгляд кажутся одинаковыми.
Ассоциации
Смысл этой игры заключается в том, чтобы описать предмет или явление, но при этом не называя его.
Запомни и нарисуй
Покажите своему чаду какое-то изображение, а затем попросите его нарисовать картину по памяти.
Съедобное-несъедобное
Для этой игры вам понадобится мяч. Вы бросаете ребенку мяч, называя какой-то предмет. Если этот предмет съедобен, то малыш должен поймать его, а если нет, то отбить. С каждым разом называйте предметы быстрее.
Прогулки и путешествия
Прогуливаясь с ребенком по парку, обсудите с ним окружающую природу, людей, животных, а по возвращении домой попробуйте попросить его вспомнить, что он видел в этот день.
Путешествия прекрасно развивают детскую память. Пребывая в незнакомой обстановке, ребенок как губка впитывает информацию, а также получает новые впечатления. Чтобы все это систематизировалось в его памяти, старайтесь в конце каждого дня обсуждать с ним увиденное, делиться впечатлениями и описывать эмоции, которые он испытал.
Головоломки и загадки
Головоломки, ребусы и загадки развивают не только память, но также логику и внимание. С различными способами развития детского внимания вы можете ознакомится здесь.
Вы можете устроить вечер игры «Что? Где? Когда?», собравшись всей семьей или пригласив друзей вашего ребенка. Соревновательный элемент будет неким стимулом для юного знатока проявить себя с лучшей стороны и одержать победу.