Юлия Буслаева
Круглый стол с родителями детей старшей группы «Растем и развиваемся вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Круглый стол с родителями детей старшей группы
«Растем и развиваемся вместе»
Цель: установить партнерские отношения с семьями воспитанников ДОУ. Продолжать вовлекать родителей в совместную деятельность в воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Круглый стол с родителями детей старшей группы „Растем и развиваемся вместе“» размещена в разделах
Материалы и оборудование: презентация «Растем и развиваемся вместе», психологические тесы, картинки с именами признаков объекта.
Ход мероприятия
1. Выступление педагога – психолога
1. Приветствие. Упражнение «Моё настроение» :
«В детский сад все приходят с разным настроением. На наших занятиях с детьми существует ритуал отражения своего настроения, которое дети показывают и проговаривают в кругу : сжатые ладошки - напряженное, широко разведенные руки - замечательное, руки на коленях - спокойное. Давайте попробуем оценить атмосферу нашей встречи перед началом работы. Покажите жестами настроение, с которым вы пришли на встречу».
2. Упражнение «Круг знакомства».
Педагог говорит о том, что все люди разные, но есть то, что их объединяет и делает интересными друг другу - это привычки и интересы. Родителям предлагается выполнить те задания, которые, по их мнению, отражают их собственные привычки и интересы:
Выходят в круг и жмут руки друг другу те родители, у кого:
- непослушные, активные дети;
- тихие, послушные, робкие дети.
Выходят в круг и топают ногами те родители, у кого:
- дочки;
- сыночки.
Выходят в круг и хлопают в ладоши те родители, у кого:
- больше двух детей и т. д.
3. Педагог приводит к мысли о том, что всех родителей объединяют их дети, а в данном случае дети с ОНР. Психолог напоминает, что кроме нарушений речевых компонентов, у таких детей имеется и недостаточная сформированность общей и мелкой моторики, снижение уровня внимания, памяти, логического мышления, наличие излишней возбудимости, эмоциональной неустойчивости (страхи, тревожность).
Рассказывает о результатах диагностики развивающей и коррекци-онной работы за полугодие. Даёт рекомендации и раздаёт памятки в по-мощь родителям по развитию внимания и памяти, по снижению уровня тревожности у детей.
2. Выступление воспитателя
Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба.
Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Красота, насыщенность жизни, её функциональная грамотность, прежде всего, зависят от тех качеств, которые мы, взрослые, прививаем де-тям. Любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание и обучение губит в детях ростки этой одаренности в зародыше.
Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в до-школьном детстве творческое мышление, способность нестандартно мыс-лить, смотреть на окружающий мир.
Образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания предполагает формирование и развитие знаний, навыков и умений с учетом требований современной жизни и деятельности. Чему и как учить сегодня ребенка-дошкольника?
Традиционное обучение даёт ребёнку знания. Но сейчас нужны не столько знания, сколько умение оперировать ими. На первый план выдвига-ется задача формирования способности к активной умственной деятельности.
Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является за-дача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах.
В повседневной жизни ребенок сталкивается с незнакомыми предметами и явлениями природы. Непосредственный опыт ребенка не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, для установления зависимостей между ними. Установить постоянные и необходимые связи и отношения между явлениями - значить открыть закон. Ребенок сделать этого не может, поэтому ему следует помочь – дать способ познания мира, а не просто вооружить знаниями.
Дети по своей природе – первооткрыватели. Необходимо только при-общаться к детскому творчеству, направлять его. На своих занятиях и в по-вседневной жизни мы знакомим детей с элементами ТРИЗ.
Использование технологии ТРИЗ позволяет обозначать противоречия познаваемого предмета или явления. Проблемные ситуации ставят детей в условия практического поиска решения задач, т. е. ребенок оказывается перед необходимостью объяснений: почему? для чего? как? Эта работа побуждает детей к самостоятельному поиску решений, будят мысль ребёнка, формирует нестандартное мышление. Поисковые вопросы побуждают детей обосновывать свои ответы, активизируют их мыслительную деятельность. Логические задачи вызывают необходимость рассмотрения явления с разных сторон, что стимулирует самостоятельность мышления, гибкость ума.
Правильно организованная деятельность детей способствует формированию нестандартного подхода к решению поставленных задач. Дети, знакомые с элементами ТРИЗ, способны творчески подходить к поставленным проблемам, быстрее решают нестандартные задачи, обладают более гибким и оригинальным мышлением.
Сегодня мы предлагаем вам немного побыть детьми и поиграть, а вместе с тем и поучиться, чтобы в свободное время стать активным партнёром своего ребёнка в занимательных, развивающих играх детей.
«Данетка»
Эта игра дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.
Воспитатель в дальнейшем обращается к родителям, находящимся в роли детей. На мольберте выставлены схемы имён признаков, как подсказка для родителей.
Правила игры: загадывается объект животного или рукотворного мира, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только "да" или "нет". Воспитатель обращает внимание детей на то, что первые вопросы должны быть наиболее общие, объединяющие сразу несколько признаков. Как правило, первый вопрос: - это живое? В зависимости от ответа перебираются общие категории предметов и явлений. Например, если загаданный объект из живого мира, то следующие вопросы должны отражать категории живого мира: это человек? Это животное? Это птица? Это рыба? и т. п. Когда общая категория установлена, задаются более конкретные вопросы о составляющих характеристиках этой категории. Например, если выбранный объект является животным, то спросить можно домашнее ли это животное? Хищное? Травоядное? и т. д. Далее следуют вопросы, основанные на догадках, до тех пор, пока объект не будет угадан.
Педагог вызывает одного из родителей – это водящий и показывает ему картинку с изображенным объектом. Остальные родители – дети за-дают вопросы, согласно правилам игры. Во второй раз общая масса детей-родителей получают картинку и вызванный «ребёнок» задаёт вопросы и пытается отгадать объект.
«Теремок»
В игре "Теремок" могут принимать участие от 2 до 10 человек. Чтобы игроки, находящиеся в теремке, не скучали, работу можно строить по цепочке. Тот, кого уже впустили в теремок, спрашивает следующего игрока, который просится в теремок и так далее. В течение игры задания можно менять: задавать то на похожести, то на различия.
Игру можно посвящать только одной какой-то теме. Например, только животным или предметам посуды, мебели. Перед игрой воспитатель сообщает об этом детям.
Правила игры:
Детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок вы-полняет роль ведущего. Сидит в "теремке". Каждый приходящий в "теремок" сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: "Тук - тук. Кто в теремочке живет?".
Примечание: В ходе игры ведущий может менять установки: "Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня. Или: "Пущу тебя в те-ремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня".
Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета, по составным частям, по местонахождению или по видовой принадлежности.
Например: нитки и ножницы. Похожи, так как относятся к предметам для шитья; могут находиться в квартире или на столе у закройщика. Похожести и различия могут быть по прошлому и будущему, по запаху, звуку, по форме, цвету, размеру, материалу. Эта игра закрепляет у детей системное мышление.
Дети – родители выбирают себе по одной предметной картинке.
Ход игры.
1 вариант:
Ведущий - ребенок выбрал машину.
1 реб. : Тук-тук. Кто в теремке живет?
2 реб. : Это я, машина.
1 реб. : А я стол. Пусти меня к себе жить?
2 реб. : Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.
1 реб. : Я - стол, похож на тебя тем, что служу людям (удерживаю раз-ные предметы на себе, посуду, а ты тоже служишь людям, так как перево-зишь их или грузы. Ты железная, я тоже могу быть железным. Ты, машина, живешь в доме - гараже и я живу в доме (в комнате). У тебя, машина, 4 коле-са, а у меня 4 ноги. За мной ухаживают - меня моют и тебя, машина, моют. Ты, машина, издаешь запах (бензина) и я, стол, издаю запах, когда на меня ставят еду или помоют меня порошком. Мы с тобой похожи по форме. У меня крышка квадратная, у тебя тоже крыша квадратная. Я, стол, тоже могу быть такого же размера как и машина. Ты сделана из твердых человечков и я тоже. Машина может ездить и я могу ездить, так как у меня могут быть колесики.
2 вариант:
1 реб. : Пущу, если скажешь, чем ты, стол отличаешься от меня - маши-ны.
2 реб. : Машина в прошлом была железом, а я стол в прошлом был де-ревянными досками. Моя главная функция - удерживать тарелки на столе, а машина нужна, чтобы перевозить грузы, людей. Я по цвету белый, а ты зеленая. Я на картинке здесь изображен маленьким столом, а ты большой машиной. У тебя, машина, ноги круглые, а у меня прямоугольные.
Игры с родителями проводятся в быстром темпе.
Воспитатель: Таким образом, использование в образовательном про-цессе приемов ТРИЗ – технологии позволяет не только успешно формиро-вать навыки монологической речи, мышления, памяти, но и способствовать развитию творческому воображению, что в целом благоприятно влияет на подготовку старших дошкольников к обучению в школе.
В современной жизни мы много говорим о главных человеческих качествах, тех, которые делают человека человеком. Мне хотелось бы обратить ваше внимание на нравственную сторону воспитания.
3. Выступления воспитателя 2
Мне хотелось бы сегодня затронуть нравственную сторону воспитания наших детей. Нравственное воспитание детей с ОВЗ дает возможность формировать их духовный мир, что позволяет органично вписаться в общество. Необходимо воспитывать в детях способность правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком. Необходимо учить ребенка не проявлять агрессию, когда обидели, например, их сверстника, не подсмеиваться над ним, а наоборот проявлять заботу и внимание.
Большое значение в нравственном воспитании детей с ОВЗ отводится ролевым играм, обыгрыванию разных ситуаций. Также не стоит забывать о народных сказках, былинах, причем, нужно не только их читать детям, но и анализировать содержание после прочтения, делать выводы.
А умеем ли мы, взрослые, сопереживать другим детям? Давайте это проверим.
На этой картинке изображена собака с поникшей головой и хвостом. Ей явно чего-то не хватает для счастья, но чего именно? Нарисуйте рядом с собакой все то, что могло бы, по вашему мнению, поднять ей настроение.
Пусть вас не останавливают практические доводы: это собаке не по-дойдет, это ей не нужно. Рисуйте все, что вам захочется.
Этот тест поможет вам понять, умеете ли вы сопереживать людям, способны ли вы оказать помощь человеку, который в этом нуждается.
если вы нарисовали рядом с собакой ДРУГОЕ ЖИВОТНОЕ, то это означает, что самой важной помощью вы считаете умение выслушать человека, дать ему выговориться, излить свою боль. Вы всегда посочувствуете попавшему в беду другу и поможете ему советом;
если нарисованное вами ЖИВОТНОЕ БОЛЬШЕ СОБАКИ, то это говорит о некотором высокомерии присущем вам. Вы не откажете человеку в помощи, но не преминете попенять ему на его неразумность и дальновидность. Ваше сочувствие будет насквозь пропитано поучениями и нотациями;
если ваше ЖИВОТНОЕ МЕНЬШЕ СОБАКИ, то, скорее всего, никакой разумной помощи вы оказать не сможете. Конечно, ваше сочувствие будет искренним, но бесполезным;
если рядом с собакой вы нарисовали ЧЕЛОВЕКА, это говорит о вашей холодности и равнодушии. Вы относитесь к чужим про-блемам и переживаниям свысока, воспринимая их как нечто инородное, это ненужные вам хлопоты;
нарисованная рядом с собакой КОНУРА ИЛИ ПОДСТИЛКА го-ворит о том, что вы всегда приютите и обогреете человека, по-павшего в беду. Вы не боитесь ответственности и всегда держите свое слово. Ваши друзья могут рассчитывать на вашу помощь в любой ситуации;
ОШЕЙНИК, ПОВОДОК, НАМОРДНИК - свидетельства вашего нежелания брать на себя заботу о человеке, попавшем в беду. Вы считаете, что чужие проблемы не должны осложнять вашу жизнь и что человек должен сам себе помочь выбраться из сложной ситуации, это его личное дело. Единственная помощь, которую вы способны оказать, — это деньги, да и один раз. И с отдачей, конечно;
ЕДА (КОСТОЧКА, МИСКА, нарисованная возле собаки, гово-рит о том, что вы обязательно поможете человеку, попавшему в беду, даже если он не просит вас об этом. Вы просто не можете смотреть на мучения и страдания окружающих, особенно если знаете, что нужно сделать, чтобы помочь человеку. Правда, иной раз ваше вмешательство бывает бесцеремонным. Однако такая помощь все же лучше, чем совсем никакой.
Чем большим количеством предметов вы окружите собаку, тем лучше. Ваша помощь может быть самой разнообразной.