Наиля Салиева
Круглый стол «Педагогическая толерантность»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель круглого стола:
Расширить профессиональное представление педагогов о толерантности в межнациональном социуме.
Вооружить педагогов методами и приемами образовательной работы по воспитанию толерантности у дошкольников.
Создать условия для обмена педагогическим опытом.
План круглого стола:
Публикация «Круглый стол „Педагогическая толерантность“» размещена в разделах
- Круглый стол для педагогов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
1. Игра «Мы – разные»
2. Вступительная часть. Презентация «Толерантность».
3. Тест: «Самооценка толерантности личности»
4. Обмен опытом педагогов по проблемам взаимоотношений участников образовательного процесса в межнациональном групповом сообществе.
5. Подведение итогов круглого стола: моделирование “Цветок толерантности”.
1. Часть.
Предлагаю поиграть в игру «Мы – разные»
• Хлопают в ладоши те, у кого светлые волосы
• Хлопают те, у кого темные волосы
• Хлопают те, у кого длинные волосы
• Хлопают те, у кого короткие волосы
• Хлопают те, у кого голубые глаза
• Хлопают те, у кого карие карие глаза
2. Современный дети развиваются в многонациональной культурной среде. Воспитание терпимости к другим, чьи вкусы, привычки, взгляды отличаются от собственных, поможет дошкольникам найти общий язык не только со сверстниками, педагогами, родителями, но и с представителями других культур. Воспитание уважение к себе и другим в дошкольном детстве будет способствовать толерантному отношению к людям разных национальностей и культур. Проблема воспитания социокультурной толерантности в условиях нестабильности общества – приоритетный вопрос системы российского образования. Еще А. Н. Леонтьев считал, что дошкольный возраст является первым периодом рождения личности и вхождением ее в социум. Следовательно, система дошкольного образования, в частности процесс воспитания, должен быть построен как социокультурная субъект – субъектная среда, обуславливающая воспитание у детей толерантности друг к другу.
Что такое социокультурная толерантность? Это уважение к достоинству и ценностям другого человека, терпение и принятие культуры, истории и ценностей других народов. Личность рассматривается в науке как многогранные, многоаспектные свойства человека и как целостное явление. Исходя из этого, социокультурная толерантность представлена как единство познавательного, эмоционально – нравственного и поведенческого компонентов.
Познавательный компонент представляет собой информационную базу, т. е. все то, что составляет содержание истории и культуры страны, мира; народа, края, региона, города; детского сада, семьи.
Эмоционально – нравственный компонент – это эмоционально – чувственная сторона личности, связанная с ее потребностями, ценностями, идеалами, мотивами, установками, желаниями, стремлениями к самопознанию, саморазвитию, и самореализации.
Поведенческий компонент – это психологическая готовность личности к реализации своих функций участника социокультурного процесса, выражающаяся в конкретных действиях, поступках, поведении.
Условия проживания большого числа этносов на ограниченной территории объективно приводят к росту межэтнической напряженности, и в связи с этим толерантность выступает в качестве формирующей основы культуры межнационального общения, которое является составной частью процесса взаимодействия в полиэтнической среде. Возросший интерес к проблемам межнациональной толерантности и межнационального общения обусловлен новым этапом развития науки о человеке и запросами социальной практики. Многие виды человеческой деятельности, в какой бы форме они не протекали, реализуются коллективными усилиями представителей различных этносов, опосредуются процессом их общения. Общение, в частности межнациональное, выступает в качестве одного из важнейших факторов человеческой деятельности. Поэтому проблема межнациональных отношений становится особенно актуальной, необходимо конструирование социальной идеологии, способной помочь непохожим людям жить рядом. Наш детский сад находится в многонациональном городе. В ДОУ воспитываются дети разных национальностей: русские, башкиры, татары, мари и другие, есть дети, воспитывающиеся в семьях с межнациональным браком. Поэтому очень важно ознакомить детей с культурными традициями других народов, постараться воспитать благожелательное отношение к людям других национальностей. Образование – неотъемлемая часть культуры. Одна из функций образования заключается в том, что оно является средством социальной преемственности. Старшее поколение передает младшему опыт и знания, которые сохраняют целостность общества и позволяют ему развиваться дальше.
Лучшее воспитание – это воспитание в детях добра на основе искренних человеческих отношений. Поэтому предлагаемые мероприятия представляет собой систему воспитания и обучения всех субъектов воспитательно-образовательного процесса: родителей, педагогов, детей.
Цель – способствовать развитию диалога между детьми различных социальных групп и национальностей, взрослыми и детьми, а также улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях между людьми.
Сегодня мы постараемся дать точное определение толерантности.
Что в вашем понимании толерантность?
Немного из истории: Толерантность произошла от фамилии французского министра иностранных дел Толейрана, который благодаря своему гибкого уму и эффективной дипломатии оставался на посту при Бурбонах до Наполеона, при Наполеоне, после Наполеона. Был очень знаменит и популярен. Из политики это слово попало в психологию, социологию и всю медицину.
Слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по разному:
Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут действовать иначе, нежели ты сам.
В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
В арабском – прощение, снисхождение, мягкость.
В русском – способность терпеть что-то или кого-то
То есть толерантность – это способность допускать, принимать существование чего-то иного, кого-то не похожего на вас, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо или кому- либо.
Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры.
В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.
Наша с вами задача - не просто научить толерантному поведению и выработать общую установку на принятие другого, а сформировать такое качество личности, которое можно обозначить как активная толерантность, формула которой: понимание + сотрудничество + дух партнерства.
Мы проживаем на территории, которую населяют представители множества национальностей. Это и русские, и башкиры, и татары, и мари, и удмурты и др. национальности. Но, несмотря на это, мы все живем в дружбе мире и согласии.
Негативные факторы нашей жизни создают нервозные отношения и часто приводят к конфликтам. Предлагаем тест, который позволит Вам оценить свою толерантность. Чем искреннее будут ваши ответы, тем объективнее результат.
3. Тест: «Самооценка толерантности личности»
Редко - 1, Иногда - 2, Часто - 3.
Вопросы и ответы Редко Иногда Часто
Я стараюсь работать, не помогая другим
Я переживаю за качество своей работы, а не других
Я бываю настроен агрессивно
Я не терплю критики в свой адрес
Я бываю раздражителен
Я стараюсь выделиться, где это возможно
Меня считают человеком настойчивым и напористым
Я не терплю конкуренции
Своим недругам я всегда даю отпор
Я эмоционально и болезненно переживаю неприятности
Стараюсь не вникать в проблемы других
У меня возникают конфликтные ситуации
Я думаю, что развивать и сохранять нужно только национальную культуру
При общении я ориентируюсь не на личные качества, а на национальную принадлежность
Я думаю, что в спорах я должен защищать только свои интересы
Я скрываю свою национальную принадлежность, социальный статус
Я действую сгоряча, не переживаю за свои дела и поступки
Я думаю, что религия разъединяет людей
Я думаю, что я должен жить на земле своих предков
Я думаю, что смешанные браки нежелательны
Если слышу оскорбления в адрес мужского (женского) пола, как правило, отношу их на свой счет
Раздражают просьбы о помощи со стороны людей преклонного возраста
Не терплю людей, просящих милостыню
Я думаю, что люди сами виноваты в своих несчастьях
Более 50 баллов – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.
25-50 баллов – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.
До 25 баллов – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности.
4. Обмен опытом педагогов по проблемам взаимоотношений участников образовательного процесса в межнациональном групповом сообществе.
Мне хотелось бы задать еще три вопроса и выслушать ваши мнения.
Предлагаю разделиться на три группы.
Вопрос к первой группе ПОЧЕМУ? (ПОЧЕМУ мы должны воспитывать толерантного человека)
Вопрос ко второй группе ЗАЧЕМ? (ЗАЧЕМ мы должны воспитывать толерантного человека)
Вопрос к третьей группе КАК? (КАК мы должны воспитывать толерантного человека)
5. Подведение итогов круглого стола: моделирование “Цветок толерантности”.
Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, должен обладать толерантный человек, чтобы отношения в обществе стало как можно более толерантным.
Толерантность - это милосердие.
Толерантность - это сострадание.
Толерантность - это уважение.
Толерантность - это доброта души.
Толерантность - это терпение.
Толерантность - это дружба.
Толерантность - это гармония в многообразии
Черты толерантной личности
- терпение
- умение владеть собой
- доверие
- чуткость
- способность к сопереживанию
- снисходительность
- расположение к другим
- чувство юмора
- терпимость к различиям
- доброжелательность
- гуманизм
- любознательность
- умение слушать
- несклонность осуждать других
- альтруизм
(На доске появляются лепестки ромашки с чертами толерантной личности)
В конце мне хочется сказать, что детский сад – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.