Пикалева Ольга Александровна
Круглый стол и мастер-класс с родителями в младшей группе «Развитие речи детей посредством режиссерской игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Круглый стол и мастер-класс с родителями по развитию речи в младшей группе
Тема: «Развитие речи детей посредством режиссерской игры через игровое поле»
Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства речевого воздействия на дошкольников.
Публикация «Круглый стол и мастер-класс с родителями в младшей группе „Развитие речи детей посредством режиссерской игры“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Режиссерские игры
- Родительские собрания в детском саду
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Задачи:Познакомить родителей с особенностями режиссерской игры. Помочь в организации режиссерской игре по сказке. Обучить изготовлению атрибутов игрового поля и героев сказки.
Формы работы: круглый стол, мастер-класс.
Оборудование:2 двухсторонних игровых поля, заготовки для изготовления домика, героев сказки «Гуси-лебеди», клей ПВА, клей – карандаш, ножницы, салфетки, тряпки, настольный деревянный театр «Теремок», «Колобок».
Ход мероприятия.
Организационный момент
В музыкальном зале детского сада плакаты с крылатыми выражениями:
• Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах. (Плутарх.);
• Речь – показатель ума. (Сенека.);
• Каков ум, такова и речь;
• Коротка речь и ясна – оттого и прекрасна;
• Одно дело говорить, другое – говорить дело;
• Речь вести – не лапти плести;
• Речь красна слушанием.
Звучит музыка.
СЛАЙД 1
Ведущая: Добрый вечер!Мы благодарны вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываем на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.
– Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да?
Пришли на собрание, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)
Я вас понимаю. Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? (Нет.)
Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (Да.)
1 часть. Теоретическая часть.
Ведущая:Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь в дошкольном возрасте совершенствуется в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками. Речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
СЛАЙД 2 (Главная потребность человека)
Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способности общаться.
Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.
Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи : создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.
СЛАЙД 3 (Развитие речи детей)
Ведущая: Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
СЛАЙД 4-1 (условия)
Ведущий: Для развития речи ребёнка педагоги и родители должны создавать необходимые условия. Давайте попробуем вместе их назвать:(примерные ответы родителей).
СЛАЙД 4-2 (перечисление)
- побуждать ребёнка говорить;
- создавать соответствующую среду;
- интересно организовывать жизнь ребёнка;
- педагогам и родителям показывать образцы правильной речи;
- развивать эмоциональное общение с ребёнком;
- развивать мелкую моторику детей;
- проводить совместные игры;
- знакомить с художественной литературой и разучивать стихи.
СЛАЙД 5 (формы работы с детьми)
Ведущая:Существуют разнообразные формы работы с детьми, направленные на речевое развитие. Это:… Назовите их.
- игра: игры с сюжетными игрушками, игры – инсценировки, звукоподражательные, сюжетно-ролевые, словесные;
- чтение: сказки, потешки, скороговорки, чистоговорки, загадки;
- игры – занятия с предметными и сюжетными картинками, рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям детской литературы;
Ведущая:Предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка и прокомментировать свой выбор.
Раздать каждому родителю.
1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.
2. Общение ребёнка с другими детьми.
3. Речь взрослого – образец для подражания.
4. Развитие мелкой моторики рук.
5. Чтение детской художественной литературы.
6. Игры с ребёнком взрослых и друзей.
Ведущая:Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и эмоционального развития. Обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания.
Ведущая:Как Вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребёнком?
Предложить высказаться родителям.
1. Воспитание звуковой культуры речи.
2. Словарная работа.
3. Формирование грамматического строя речи.
4. Обучение рассказыванию – связная речь.
СЛАЙД 6 (Роль сказки)
Ведущая: Большую роль в речевом развитии детей 3-4 лет играет сказка.
Сказка – это способ общения взрослого и малыша на понятном ему языке и первые маленькие жизненные уроки. Именно через сказку, ребенку становятся доступны знания об окружающем его мире, взаимоотношении людей.
СЛАЙД 7
Сказочный мир учит детей сравнивать, сопереживать, помогает формировать поведение в общении, развивает воображение, фантазию, мышление, внимание, память и связную речь ребёнка. Ребенок, которому с раннего детства читают сказки, быстрее начинает говорить.
2 часть. КВН для родителей.
Ведущая:Давайте немножко поиграем. Для этого разделимся на 6 команд. У каждой команды на столе лежит лист с заданием.
Вопросы командам:
1 команда.
1. Способность отчетливо произносить слова в речи (дикция)
2. Перерыв, временная остановка в речи, музыке (пауза)
3. Манера ходить, поступь (походка)
4. С помощью чего обозначаются предметы, понятия в устной и письменной речи? (слова)
5. Манера произношения, обозначающая различные чувства говорящего (интонация)
6. Чувство, душевное переживание (эмоция)
2 команда
1. Движение рукой, что-то обозначающее (жест)
2. Искусство, в котором чувства, настроение передаются с помощью звуков (музыка)
3. Перемещение кого-нибудь в определенном направлении, иногда в определенном ритме (движение)
4. Специальный прибор для извлечения определенных звуков (инструмент)
5. Особенности окраски звука у голоса, инструмента (тембр)
6. Мимика лица, губ, глаз, выражающее удовольствие (улыбка)
3 команда
Назовите начало сказок, наиболее часто встречающиеся при рассказывании, чтении (Жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве; в старые -стародавние времена; было ли это, не было; как-то раз, решили и т. д.)
4 команда
Назовите начало сказок, наиболее часто встречающиеся при рассказывании, чтении (Стали они жить поживать, да добра наживать; тут и сказке конец, а кто слушал молодец; и я там был, мед – пиво пил, по усам текло, а в рот не попало; сказка туда, а я сюда; сказка на том берегу, а я – на этом; с неба три яблока упало: одно мне, другое тому, кого сказку рассказывал, а третье – тому, кто сказку слушал)
5 команда
Объясните значение слов:
десница (правая рука, уста (губы, чертог (дворец, очи (глаза, чело (лоб, длань (ладонь, челобитная (прошение, кафтан (верхняя мужская одежда, перст (палец, тягло (налог).
6 команда
Команде предлагается вспомнить и назвать авторов сказок (5-6 сказок).
Дополнительные вопросы.
Театральные жанры – балет, опера, клоунада, оперетта, драма.
Театральные профессии – драматург, гример, композитор, режиссер, суфлер, осветитель.
За правильные вопросы родителям дается по смайлику.
В конце подводятся итоги игры. Называется та команда, которая набрала больше всего очков.
СЛАЙД 8 (Режиссерская игра по сказке)
Именно через сказку ребенок учится брать на себя роль того или иного персонажа и обыгрывать её. В этом хорошо помогает правильная организация режиссерской игры.
Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка.
СЛАЙД 9 (кратко о реж. игре)
Ведущая:В режиссерской игре ребенок организует игру как режиссер.
Ребенок в этой игре сам, один создает сюжет, сценарий своей игры. Он придумывает, чем что будет. Ребенок представляет как персонажи будут взаимодействовать с другими предметами и что в результате этого произойдет на “сцене”. Он исполняет в этой игре все роли, если они есть, или просто сопровождает игру “дикторским” текстом.
Педагогическая ценность режиссёрских игр :
• - способствует социальному развитию ребенка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действия и поступки;
• - помогают детям приобрести игровой опыт и тем самым создать предпосылки для перехода к развитым сюжетно-ролевым играм;
• - развивают самостоятельность ребенка, умение занять себя в новой жизненной ситуации;
• - помогают приобрести навыки и умения, необходимые для органи-зации самостоятельной театральной деятельности;
• - являются средством формирования у ребенка адекватной самооценки;
• - помогают детям преодолеть трудности общения, неуверенность, боязливость, стеснительность, замкнутость. Это основной доступный вид игр для детей, воспитывающихся в семье, детей-инвалидов; детей, тяжело адаптирующихся к общественным формам воспитания;
- дают возможность развиваться индивидуальным особенностям детей, игровому творчеству.
СЛАЙД 10
Особенности развития режиссерских игр у детей четвертого года жизни.
• Сюжеты игр с игрушками несложны. Чаще всего они представляют собой краткие цепочки знакомых ребенку действий (кукла обедает, спит, идет гулять). Количество персонажей обычно невелико - один-два, редко три.
• За каждой игрушкой закреплена постоянная роль, вытекающая из ее образного решения: Снегурочка, доктор Айболит и т. д. Эта роль обычно определяет и сюжетные события: Снегурочка ищет Деда Мороза.
• Речь является главным компонентом режиссерской игры. Ребенок называет свои действия, действия игрушек, нередко дает им оценку. Для детей четвертого года жизни характерны описательно- повествовательная речь, в которой ребенок проговаривает происходящие в игре события, и большое количество звукоподражаний.
СЛАЙД 11
Организация и руководство режиссерской игрой в младшей группе.
Воспитатель сначала полностью разыгрывает сказку перед группой детей. Он, как рассказчик, повествует о событии, случившемся в сказке (пересказывает ее текст, оживляя его через ролевую речь за каждого персонажа и одновременно действую игрушками.
Далее, уже на индивидуальных игровых сеансах он разыгрывает сказки вместе с ребенком, помогая ему в случае затруднений.
Для того чтобы ребенок не деформировал сюжет сказки, воспитатель ему должен помочь отделить сказочный мир от окружающей действительности. Эту цель воспитатель достигает следующими способами:
а) четко отделяет реальную, привычную обстановку ребенка от волшебного мира сказки, который сконцентрирован на специальном игровом пространстве -игровом поле;
б) ясно отмечает переход к сказочной жизни и выход из нее в реальность (отчетливо выделяет как начало, так и конец игры по сказке). После подготовки игры воспитатель просит ребенка, чтобы он сам «дал команду», когда начнется сказка; выдерживает паузу перед ее началом. Он также просит ребенка отметить конец сказки.
СЛАЙД 12 (о театрализованной игре)
Ведущая: В режиссерской игре ярко представлена театрализованная игра. Это:
СЛАЙД 13
Игра –драматизация;
СЛАЙД 14
Игры с настольным театром;
СЛАЙД 15
Фланелеграф: плоскостные и объемные фигуры;
СЛАЙД 16
Бибабо;
СЛАЙД 17
Пальчиковый театр;
СЛАЙД 18
Режиссерская игра через игровое поле.
Ведущая: Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.
3 часть. Мастер-класс.
Ведущая: А теперь мы с вами вместе сделаем атрибуты для обыгрывания сказки через игровое поле.
Показывается само игровое поле, домики, елки, герои сказки «Гуси-лебеди».
СЛАЙД19 (Атрибуты игрового поля. Игровое поле.)
СЛАЙД 20 (Атрибуты игрового поля. Домики.)
СЛАЙД 21 (Атрибуты игрового поля. Герои сказки «Гуси-лебеди».)
Ведущая: Разделимся на две команды. Одна команда будет изготовлять домик для сказки «Теремок», вырезать героев сказки «Гуси-лебеди». А другая команда в это время покажет нам с помощью настольного театра сказки(«Теремок», «Колобок», «Курочка-ряба» - пока остальные заняты изготовлением атрибутов).
СЛАЙД 22 (Обыгрывание сказки «Гуси-лебеди»)
Одна ведущая помогает родителям в мастер-классе по изготовлению. Другая с остальными обыгрывают сказки.
Ведущая: А теперь посмотрите, как рассказали сказки «Теремок» и «Гуси-лебеди» ваши дети.
СЛАЙД (видео с ребенком).
Итог мероприятия.
Ведущая: А теперь подведем итоги нашего круглого стола.
СЛАЙД (Значение режиссерской игры)
Ведущая: Режиссерская игра имеет важное значение для всего психического развития ребенка дошкольного возраста: от ребенка требуется умение регулировать поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения. Она способствует также развитию воображения, мышления, речи и других психических функций.
Ведущая: Мы в свою очередь хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным. Всего вам доброго!