Татьяна Летуновская
Круглый стол для родителей «Особенности воспитания современных детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: выявить мнения по поводу принципов воспитания современных детей.
Задачи:
1) диагностика детско-родительских отношений;
2) формирование мотивации к изменению отношений, поиск и апробирование новых способов поведения;
3) формирование и развитие навыков рефлексии взаимоотношений с ребенком;
4) основываясь на соглашениях, участники "круглого стола" приходят к общим прин-ципам воспитания современных детей.
Публикация «Круглый стол для родителей „Особенности воспитания современных детей“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
Оборудование и материалы: флип-чарт, листы для флип-чарта, маркеры, цветные листочки, бумага формата А4, шариковые ручки.
Ход занятия:
Вступительное слово.
Современное общество изменилось. Глобальные изменения затронули практически все области жизни. Семья наиболее остро реагирует на перемены.
За последнее время наблюдается прогрессирующая тенденция обострения социальных проблем института семьи и родительства, кризиса воспитания. Последствия такой тенденции: увеличение случаев самоубийств среди подростков, наркомания, повыше-ние подростковой преступности.
Многие педагоги и психологи признают, что старые методы воспитания уже не эффективны, морально устарели. Дети изменились, возникла необходимость модернизации форм и методов воспитания. Все чаще мы слышим о детях «нового поколения», которые имеют выраженные особенности.
1. Ведущий называет тему, цель, правила обсуждения.
2. Ведущий дает возможность участникам представиться самим – имя, опыт воспитания детей, возраст детей.
3. Тест «Ваши отношения с ребенком» (приложение ниже).
4. Первый блок обсуждения «Отличительные особенности современных детей».
Задать несколько дополнительных вопросов:
Чем современные дети – наши дети, отличаются от нас в детстве?
Чем современные дети «труднее»?
Чем наши дети лучше нас?
Современные дети:
• обладают чрезмерной энергией, гораздо активнее предыдущего поколения и это представляет проблему для многих педагогов и родителей,
• более чувствительные,
• экранная зависимость,
• низкий уровень коммуникативной компетентности,
• гиперактивны,
• рассеянны,
• с отсутствием интересов,
• психологическая неготовность детей к начальной школе,
• сдвиг возрастных границ детства,
• непослушны,
• уязвимы,
• нежелание учиться и активно действовать,
• обеднение и ограничение живого общения детей, в том числе и детей подросткового возраста, со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения,
• недостаточная социальная компетентность — беспомощность в отношениях со сверстками, неспособность разрешить простейшие конфликты, самостоятельные решения часто имеют агрессивный характер,
независимость мышления,
креативные способности,
множество талантов,
знают свои права,
семейное воспитание основывается на уважении мнения детей.
- В рамках этого «круглого стола» мы не будем углубляться в причины подобных изменений современных детей, их очень много, вы их хорошо знаете…
Очевидно, что изменилась социальная среда ребенка. Если еще пару десятилетий назад дети в основном развивались в условиях определенного социума — семьи, как правило, патриархальной, дворового окружения, ближайшего окружения, при четкой привязанности к взрослому, то в современном обществе ребенок поставлен в новую ситуацию —разорванные родственные связи, потеря преемственности, давление хао-тичного, порой агрессивного информационного потока, идущего из Интернет, телеви-зора. Изменилась и структура личности самих детей – человечество меняется на про-тяжении многих веков.
На наш взгляд, педагогам, воспитателям, родителям важно тщательно анализировать изменения в развитии личности современных детей и находить действенные принципы воспитания. Это и является основной целью нашего обсуждения на «круглом столе».
5. Второй блок обсуждения «Принципы воспитания современных детей».
Просмотр видеоролика – Лада Куровская «Об особенностях современного воспитания детей».
Обсуждение за круглым столом.
Работа в группах по карточкам «Принципы воспитания».
Участники делятся на 3 группы. Каждая группа получает карточку с принципами воспитания современных детей – обсуждают актуальность предложенных принципов и их продуктивность и предлагают 2-3 своих принципа воспитания.
1 карточка
Родители — основной образец для подражания.
Поощрение независимости ребенка.
Важный инструмент дисциплины – последовательность.
2 карточка
Невозможно испортить любовью.
Адаптировать методы воспитания под своего ребенка.
Необходимость устанавливать правила.
3 карточка
Важно участие в жизни ребенка.
Физическое наказание не имеет никакого отношения к воспитанию.
Объяснение своих решений.
Уважать ребенка.
Выступление представителей от каждой группы –
предложение современных, эффективных и продуманных методов воспитания.
В современном мире задача родителя уделить достаточное внимание своему ребенку, помогать ему решать возникающие проблемы, быть вовлеченным в процесс воспитания, и по возможности проводить как можно больше времени с ним.
Завершение работы
Ведущий: сегодня вы много узнали, кто-то для себя нашел ответ на вопрос, кто-то открыл для себя что-то новое, может, вспомнили о чем-то важном в воспитании детей. И мне бы хотелось узнать Ваше мнение о нашей встрече, нужна ли была она Вам, полно ли раскрыт был материал?
Рефлексия занятия.
Отзыв о занятии участники группы фиксируют на бланках.
Завершение работы «круглого стола».
В конце встречи раздаются буклеты «Принципы воспитания современных детей» и сообщается о темах предстоящих встреч.
Приложение
Тест «Ваши отношения с ребенком»
При ответе на вопрос вам надо поставить одну из цифр: “да” - 2 балла, “отчасти”, “иногда” - 1 балл, “нет” - 0 баллов.
Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая. Первая реакция, самая верная.
1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
2. Говорят ли дети с вами “по душам”, советуются ли “по личным делам”?
3. Интересуются ли они вашей работой?
4. Знаете ли вы друзей ваших детей?
5. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?
6. Проверяете ли вы как они учат уроки?
7. Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?
8. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
9. А “детские праздники” - предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их “без взрослых”?
10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?
11. А телевизионные передачи и книги?
12. Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?
13. Участвуете вместе с детьми в прогулках, туристических походах?
14. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?
Считаем количество набранных баллов.
Итак. Ваши отношения с детьми в основном можно назвать благополучными, если вы набрали
более 20 баллов.
От 10 до 20 баллов Отношения можно оценить, как удовлетворительные, но недо-статочно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены.
Менее 10 баллов. Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.
ФИО ___
Дата ___