Оксана Жданюк
Кризис 3 лет и его влияние на организацию взаимодействия детского сада и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Проблематика возрастных кризисов в психологии сохраняет свою актуальность на протяжении длительного времени. Это обусловлено тем, что кризис играет важнейшую роль в развитии личности человека. Он выступает как переломный момент, в результате которого появляются новые психические новообразования, на базу которых выстраивается дальнейшее развитие.
В период кризиса детей 3-х лет взаимодействия детского сада и семьи приобретает особую актуальность. Семья являет собой важнейший институт общества, микрогруппу, в которой происходит физическое и духовное взросление человека. Соответственно, проблема построения отношений сотрудничества детского сада и семьи приобретает новые смыслы и грани, когда маленький ребенок особо остро нуждается в участии и внимании со стороны взрослых. В психолого-педагогической литературе особо подчеркивается необходимость создания единого пространства развития ребенка в раннем возрасте. Сознавая важность данной задачи, педагогические коллективы детских садов должны уделять большое внимание организации взаимодействия с семьей.
Публикация «Кризис 3 лет и его влияние на организацию взаимодействия детского сада и семьи» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Младшая группа
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на смену термину «работа с семьей» пришел термин «взаимодействие с семьей», который предполагает сотрудничество на равных с учетом мнения и возможностей обеих сторон в совместной деятельности, направленной на развитие ребенка. Взаимодействие характеризуется доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.
При взаимодействии учитывается дифференцированный подход к каждой семье, социальный статус, микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей. Дети и их семьи очень разные, у каждой семьи есть свои традиции, социальная и личностная специфика, свои проблемы. В этой связи актуализируется использование индивидуальных форм взаимодействия с родителями.
Период кризиса 3-х лет отражается на жизни ребенка как в семье так и на процессе его пребывания в детском саду. При этом возникает ряд трудностей по налаживанию системы одинаковых требований к ребенку родителей и педагогов. Совместная работа педагогов и психологов с родителями должна крепнуть и развиваться в процессе дальнейшего знакомства и установления более тесного контакта. Для того, чтобы сотрудничество крепло, необходимо систематически проводить работу с родителями, находить наиболее эффективные формы и методы взаимодействия с целью повышения мотивации к совместной деятельности и установления деловых партнерских отношений, что обуславливает актуальность этой темы.
Переход детей раннего возраста на следующую возрастную ступень не редко знаменуется возникновением так называемого кризиса трех лет. В зависимости от особенностей развития ребенка возрастные рамки кризиса могут изменяться : он может начаться и в 2,5 года, и в 3,5, а закончиться около 4-х лет или в 3,5 года. Кризис 3-х лет - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка и взрослых. Этот период принято считать критическим, острым, но важным этапом в развитии самосознания ребенка. Актуальной задачей педагогов и психологов на данной стадии развития ребенка является оказание психолого-педагогической помощи со стороны детского сада родителям в преодолении кризиса развития [7, C.193].
По оценки Эльконина, кризис трех лет относится к «большим кризисам» и разделяет две эпохи развития: раннее и дошкольное детство [7, С. 61].
Д. Б. Эльконин [7, С. 70] указывает, что новообразования раннего возраста, которые проявляются в три года как личные действия и сознание «Я сам», внутри предметно-манипулятивной деятельности, которая осуществляется совместно со взрослым. Действия ребенка выступают как продолжение ситуации действования. К трем годам у него возникает желание действовать по собственному усмотрению, вопреки ситуации, предложенной взрослыми. Исходя из этой концепции, кризис трех лет связан с интенсивным развитием речи, с появлением «Я», «хочу – не хочу» и с потребностью ребенка выяснить их значение. В результате формируется «Я-действующий» [4, С. 143].
М. И. Лисина отмечает, что начиная с трехлетнего возраста ребенок более активно начинает общаться не только со взрослыми (появляется внеситуативно-познавательная форма общения, но и со сверстниками. В дошкольных учреждениях дети начинают приобретать навыки социализации, осознавать себя частью детского коллектива, принимать во внимание чужое мнение [4, С. 188].
При переходе от года к третьему году жизни многие дети начинают проявлять непослушание. Оно выражается в том, что ребенок иногда с удивительным упорством, достойным лучшего приложения, начинает повторять те действия, которые взрослые запретили ему выполнять.
Кризис трех лет характеризуется целым рядом симптомов, по которым можно определить наличие и степень выраженности данного кризиса. В частности, в работе К. Н. Поливановой [5, С. 209] систематизированы основные симптомы поведения ребенка в кризисе трех лет :
1) Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.
2)Упрямство – ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением. По сути, ребенок требует, чтобы окружающие считались с ним как с личностью.
3) Строптивость – она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до 3-х лет.
4) Своеволие – стремится все делать сам. Это тенденция к самостоятельности; подавить ее, значит породить у ребенка сомнение в собственных силах и возможностях [6, С. 210].
5) Протест, бунт – ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними.
6) Симптом обесценивания – проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.
7) Деспотизм – ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. Он изыскивает тысячи способов, чтобы проявить свою власть над другими. По сути – это стремление вернуться к тому блаженному состоянию младенчества, когда каждое его желание исполнялось.
Часто родители и не догадываются, что причиной плохого поведения их ребенка стал кризис трех лет, и поэтому неправильно реагируют на него. Наказания, ругань только ухудшают ситуацию и затягивают кризис. А ведь именно в этот период строится характер ребенка. Ребенок начинает проявлять самостоятельность, понимает свою значимость, причастность к этому миру; он уже не маленький и беспомощный, каким был всего год или полтора года назад, теперь он - личность, со своими желаниями, мнениями; ребенок хочет иметь право голоса в семье, он начинает проявлять расположенность к какому-либо цвету, еде, играм, таким образом доказывая, что он умеет выбирать, что у него есть вкус и предпочтения. Если в этом случае он встречает сопротивление со стороны родителей, он начинает бунт: в этом и заключается основа негативного проявления кризиса.
Если многие родители считают бунтовское поведение ребенка во время кризиса трех лет самым худшим временем в его и своей жизни, то детские педагоги и психологи акцентируют внимание на тех детях, у которых кризис протекает вяло или вообще не наступает в течение положенного срока. Это говорит о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. Отмечается, что дети, не имевшие проблем с поведением в трехлетнем возрасте, став взрослыми, часто характеризуются как безвольные и безынициативные. А ведь у кризиса трех лет есть и положительные стороны, которые в первую очередь заключаются в становлении нового уровня самосознания, стремлении к самостоятельности, развитии активности, волевых качеств, установлении со взрослыми новых и более глубоких отношений в общении, игре, познавательной и предметной деятельности, в которой велика значимость положительной оценки родителями личных достижений, успехов детей.
Как бы тяжело не было это время, кризис у ребенка должен быть, и взрослые должны помочь пройти этому кризису как можно более спокойно и правильно, ведь ребенок имеет право свободно выражать свое мнение [2, С. 53], в том числе, конечно, и вести себя соответственно своему состоянию, чувствам. То, как родители и воспитатели будут реагировать на поведение ребенка во время кризиса, повлияет на его психическое развитие и характер.
Родители не всегда знают, как вести себя в ситуации, когда ребенок становится неуправляемым в период кризиса 3-х лет, поэтому реализация системы психологического сопровождения в любой подструктуре образовательной системы может обеспечить защищенность ребенка, улучшить моральный климат в ДОО, повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса в отношении каждого конкретного ребенка в период кризиса 3-х лет [2, С. 55].
Основная задача сопровождения - создание ситуаций развития, в которых ребенок и сопровождающий его взрослый вступает в особый тип взаимоотношений, в рамках которых ребенок проживает полноценный детский опыт, решая задачи кризиса 3-х летнего возраста, а взрослый передает ребенку необходимые средства, позволяющие решать данные задачи и создает ситуации, актуализирующие его потенциальные ресурсы.
Целью психолого-педагогического сопровождения является оказание помощи и поддержки со стороны взрослых в осуществлении поиска и реализации ребенком новых способов сотрудничества со взрослыми, в которых возможно проявление сильных сторон детского «Я».
Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Психолого-педагогическое сопровождение детей позволит организовать учебно-воспитательный процесс как вид личностно-ориентированного обучения, эффективную форму индивидуализации обучения и воспитания, позволяющие раскрыться и реализоваться потенциалу каждого ребенка в период кризиса [2, С. 55].
Решать проблемы полноценного личностного развития дошкольников возможно при условии разработки педагогических технологий, сбора информации о целостности представлений о личностных новообразованиях ребенка дошкольного возраста, наличия четких критериев и показателей развития ребенка, диагностического инструментария их измерения, что можно сделать только при условии совместной деятельности ДОО и родителей.
Таким образом, развитие трехлетнего ребенка имеет свои закономерности и особенности, этот возраст является переходной стадией развития: ребенок переходит из преддошкольного возраста к дошкольному. К трем года происходит переход от естественного к социальному типу развития, на основе развития речи. Сам по себе кризис трех лет является естественным явлением, но то, насколько быстро и благополучно он минует, зависит от поведения взрослых.
Список использованной литературы
1. Василенко В. Е. Проявления кризиса трех лет в связи с особенностями родительского отношения к ребенку (кросскультурный аспект) /В. Е. Василенко //Вестник С. -Петерб. ун-та. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. - 2013. -№ 3. -С. 52-60.
2. Выготский Л. С. Психология /Л. С. Выготский. -М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008с.
3. Косенкова А. М., Василенко В. Е. Проявления конформности и коммуникативное развитие детей в период кризиса трех лет /А. М. Косенкова, В. Е. Василенко //Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. -2014. -С. 142-148.
4. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. /М. И. Лисина. – Воронеж : МОДЭК ; Москва : Институт практической психологии, 1997. – 384 с.
5. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов / К. Н. Поливанова. – М. : Академия, 2008. – 456 с.
6. Разина Н. В. Экспериментальное исследование психологического содержания кризиса трех лет /Н. В. Разина //Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. -2006. -№ 1.- С. 193-208.
7. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. -М. : Педагогика 2009. – 370с.