Папки-передвижки

Кризис 3 лет и его влияние на организацию взаимодействия детского сада и семьи

Оксана Жданюк
Кризис 3 лет и его влияние на организацию взаимодействия детского сада и семьи

Проблематика возрастных кризисов в психологии сохраняет свою актуальность на протяжении длительного времени. Это обусловлено тем, что кризис играет важнейшую роль в развитии личности человека. Он выступает как переломный момент, в результате которого появляются новые психические новообразования, на базу которых выстраивается дальнейшее развитие.

В период кризиса детей 3-х лет взаимодействия детского сада и семьи приобретает особую актуальность. Семья являет собой важнейший институт общества, микрогруппу, в которой происходит физическое и духовное взросление человека. Соответственно, проблема построения отношений сотрудничества детского сада и семьи приобретает новые смыслы и грани, когда маленький ребенок особо остро нуждается в участии и внимании со стороны взрослых. В психолого-педагогической литературе особо подчеркивается необходимость создания единого пространства развития ребенка в раннем возрасте. Сознавая важность данной задачи, педагогические коллективы детских садов должны уделять большое внимание организации взаимодействия с семьей.

Публикация «Кризис 3 лет и его влияние на организацию взаимодействия детского сада и семьи» размещена в разделах

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на смену термину «работа с семьей» пришел термин «взаимодействие с семьей», который предполагает сотрудничество на равных с учетом мнения и возможностей обеих сторон в совместной деятельности, направленной на развитие ребенка. Взаимодействие характеризуется доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.

При взаимодействии учитывается дифференцированный подход к каждой семье, социальный статус, микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей. Дети и их семьи очень разные, у каждой семьи есть свои традиции, социальная и личностная специфика, свои проблемы. В этой связи актуализируется использование индивидуальных форм взаимодействия с родителями.

Период кризиса 3-х лет отражается на жизни ребенка как в семье так и на процессе его пребывания в детском саду. При этом возникает ряд трудностей по налаживанию системы одинаковых требований к ребенку родителей и педагогов. Совместная работа педагогов и психологов с родителями должна крепнуть и развиваться в процессе дальнейшего знакомства и установления более тесного контакта. Для того, чтобы сотрудничество крепло, необходимо систематически проводить работу с родителями, находить наиболее эффективные формы и методы взаимодействия с целью повышения мотивации к совместной деятельности и установления деловых партнерских отношений, что обуславливает актуальность этой темы.

Переход детей раннего возраста на следующую возрастную ступень не редко знаменуется возникновением так называемого кризиса трех лет. В зависимости от особенностей развития ребенка возрастные рамки кризиса могут изменяться : он может начаться и в 2,5 года, и в 3,5, а закончиться около 4-х лет или в 3,5 года. Кризис 3-х лет - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка и взрослых. Этот период принято считать критическим, острым, но важным этапом в развитии самосознания ребенка. Актуальной задачей педагогов и психологов на данной стадии развития ребенка является оказание психолого-педагогической помощи со стороны детского сада родителям в преодолении кризиса развития [7, C.193].

По оценки Эльконина, кризис трех лет относится к «большим кризисам» и разделяет две эпохи развития: раннее и дошкольное детство [7, С. 61].

Д. Б. Эльконин [7, С. 70] указывает, что новообразования раннего возраста, которые проявляются в три года как личные действия и сознание «Я сам», внутри предметно-манипулятивной деятельности, которая осуществляется совместно со взрослым. Действия ребенка выступают как продолжение ситуации действования. К трем годам у него возникает желание действовать по собственному усмотрению, вопреки ситуации, предложенной взрослыми. Исходя из этой концепции, кризис трех лет связан с интенсивным развитием речи, с появлением «Я», «хочу – не хочу» и с потребностью ребенка выяснить их значение. В результате формируется «Я-действующий» [4, С. 143].

М. И. Лисина отмечает, что начиная с трехлетнего возраста ребенок более активно начинает общаться не только со взрослыми (появляется внеситуативно-познавательная форма общения, но и со сверстниками. В дошкольных учреждениях дети начинают приобретать навыки социализации, осознавать себя частью детского коллектива, принимать во внимание чужое мнение [4, С. 188].

При переходе от года к третьему году жизни многие дети начинают проявлять непослушание. Оно выражается в том, что ребенок иногда с удивительным упорством, достойным лучшего приложения, начинает повторять те действия, которые взрослые запретили ему выполнять.

Кризис трех лет характеризуется целым рядом симптомов, по которым можно определить наличие и степень выраженности данного кризиса. В частности, в работе К. Н. Поливановой [5, С. 209] систематизированы основные симптомы поведения ребенка в кризисе трех лет :

1) Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.

2)Упрямство – ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением. По сути, ребенок требует, чтобы окружающие считались с ним как с личностью.

3) Строптивость – она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до 3-х лет.

4) Своеволие – стремится все делать сам. Это тенденция к самостоятельности; подавить ее, значит породить у ребенка сомнение в собственных силах и возможностях [6, С. 210].

5) Протест, бунт – ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними.

6) Симптом обесценивания – проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.

7) Деспотизм – ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. Он изыскивает тысячи способов, чтобы проявить свою власть над другими. По сути – это стремление вернуться к тому блаженному состоянию младенчества, когда каждое его желание исполнялось.

Часто родители и не догадываются, что причиной плохого поведения их ребенка стал кризис трех лет, и поэтому неправильно реагируют на него. Наказания, ругань только ухудшают ситуацию и затягивают кризис. А ведь именно в этот период строится характер ребенка. Ребенок начинает проявлять самостоятельность, понимает свою значимость, причастность к этому миру; он уже не маленький и беспомощный, каким был всего год или полтора года назад, теперь он - личность, со своими желаниями, мнениями; ребенок хочет иметь право голоса в семье, он начинает проявлять расположенность к какому-либо цвету, еде, играм, таким образом доказывая, что он умеет выбирать, что у него есть вкус и предпочтения. Если в этом случае он встречает сопротивление со стороны родителей, он начинает бунт: в этом и заключается основа негативного проявления кризиса.

Если многие родители считают бунтовское поведение ребенка во время кризиса трех лет самым худшим временем в его и своей жизни, то детские педагоги и психологи акцентируют внимание на тех детях, у которых кризис протекает вяло или вообще не наступает в течение положенного срока. Это говорит о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. Отмечается, что дети, не имевшие проблем с поведением в трехлетнем возрасте, став взрослыми, часто характеризуются как безвольные и безынициативные. А ведь у кризиса трех лет есть и положительные стороны, которые в первую очередь заключаются в становлении нового уровня самосознания, стремлении к самостоятельности, развитии активности, волевых качеств, установлении со взрослыми новых и более глубоких отношений в общении, игре, познавательной и предметной деятельности, в которой велика значимость положительной оценки родителями личных достижений, успехов детей.

Как бы тяжело не было это время, кризис у ребенка должен быть, и взрослые должны помочь пройти этому кризису как можно более спокойно и правильно, ведь ребенок имеет право свободно выражать свое мнение [2, С. 53], в том числе, конечно, и вести себя соответственно своему состоянию, чувствам. То, как родители и воспитатели будут реагировать на поведение ребенка во время кризиса, повлияет на его психическое развитие и характер.

Родители не всегда знают, как вести себя в ситуации, когда ребенок становится неуправляемым в период кризиса 3-х лет, поэтому реализация системы психологического сопровождения в любой подструктуре образовательной системы может обеспечить защищенность ребенка, улучшить моральный климат в ДОО, повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса в отношении каждого конкретного ребенка в период кризиса 3-х лет [2, С. 55].

Основная задача сопровождения - создание ситуаций развития, в которых ребенок и сопровождающий его взрослый вступает в особый тип взаимоотношений, в рамках которых ребенок проживает полноценный детский опыт, решая задачи кризиса 3-х летнего возраста, а взрослый передает ребенку необходимые средства, позволяющие решать данные задачи и создает ситуации, актуализирующие его потенциальные ресурсы.

Целью психолого-педагогического сопровождения является оказание помощи и поддержки со стороны взрослых в осуществлении поиска и реализации ребенком новых способов сотрудничества со взрослыми, в которых возможно проявление сильных сторон детского «Я».

Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Психолого-педагогическое сопровождение детей позволит организовать учебно-воспитательный процесс как вид личностно-ориентированного обучения, эффективную форму индивидуализации обучения и воспитания, позволяющие раскрыться и реализоваться потенциалу каждого ребенка в период кризиса [2, С. 55].

Решать проблемы полноценного личностного развития дошкольников возможно при условии разработки педагогических технологий, сбора информации о целостности представлений о личностных новообразованиях ребенка дошкольного возраста, наличия четких критериев и показателей развития ребенка, диагностического инструментария их измерения, что можно сделать только при условии совместной деятельности ДОО и родителей.

Таким образом, развитие трехлетнего ребенка имеет свои закономерности и особенности, этот возраст является переходной стадией развития: ребенок переходит из преддошкольного возраста к дошкольному. К трем года происходит переход от естественного к социальному типу развития, на основе развития речи. Сам по себе кризис трех лет является естественным явлением, но то, насколько быстро и благополучно он минует, зависит от поведения взрослых.

Список использованной литературы

1. Василенко В. Е. Проявления кризиса трех лет в связи с особенностями родительского отношения к ребенку (кросскультурный аспект) /В. Е. Василенко //Вестник С. -Петерб. ун-та. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. - 2013. -№ 3. -С. 52-60.

2. Выготский Л. С. Психология /Л. С. Выготский. -М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008с.

3. Косенкова А. М., Василенко В. Е. Проявления конформности и коммуникативное развитие детей в период кризиса трех лет /А. М. Косенкова, В. Е. Василенко //Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. -2014. -С. 142-148.

4. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. /М. И. Лисина. – Воронеж : МОДЭК ; Москва : Институт практической психологии, 1997. – 384 с.

5. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов / К. Н. Поливанова. – М. : Академия, 2008. – 456 с.

6. Разина Н. В. Экспериментальное исследование психологического содержания кризиса трех лет /Н. В. Разина //Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. -2006. -№ 1.- С. 193-208.

7. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. -М. : Педагогика 2009. – 370с.

Публикации по теме:

«Творческий конкурс-одна из форм взаимодействия детского сада и семьи».«Творческий конкурс-одна из форм взаимодействия детского сада и семьи». «Сила традиций и сила творчества В их сочетании – животворящий источник всякой культуры». П. Н. Савицкий В ДОУ традиционно прошел конкурс.

Внедрение новых форм работы с родителями — фактор успешного взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе Вниманию читателя предложены новые современные формы взаимодействия с семьями воспитанников, апробированные в работе дошкольного учреждения.

Как организовать сотрудничество с родителями, или Марафон мини-консультаций как форма взаимодействия детского сада и семьи Эссе «Как организовать сотрудничество с родителями, или Марафон мини - консультаций как эффективная форма взаимодействия детского сада и.

Консультация для родителей «Сотрудничество детского сада и семьи» Новый тип взаимосвязи детского сада и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного воспитания. По всем законодательным.

Мини-музей как форма взаимодействия детского сада и семьиМини-музей как форма взаимодействия детского сада и семьи Организация мини- музея в дошкольном учреждении открывает перед педагогами широкие возможности в использовании интересных продуктивных форм.

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Основные задачи работы с родителями.

Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи Одним из важных принципов технологии реализации различных программ дошкольного образования является совместное с родителями воспитание и.

Консультация «Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС» … Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли наших малышей, являются.

Тезисы выступления о стилях взаимодействия педагога детского сада с родителями Стиль взаимодействия педагога детского сада с родителями Уже давно в педагогических кругах стала расхожей фраза: «Не так сложно работать.

Выставка совместного творчества — эффективная форма взаимодействия детского сада с семьями воспитанниковВыставка совместного творчества — эффективная форма взаимодействия детского сада с семьями воспитанников Выставка семейного творчества – традиционное мероприятие в детских садах. Во-первых, выставки – это не самоцель. В группе используются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кризис 3 лет и его влияние на организацию взаимодействия детского сада и семьи
Опубликовано: 19 мая 2022 в 15:47
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД