Получи документы

Критерии сформированности у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий

Юлия Жуковина
Критерии сформированности у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий
▼ Скачать + Заказать документы

«Критерии сформированности у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий»

Жуковина Юлия Вячеславовна

Учитель начальных классов, МБОУ ООШ №9 г. Ливны

Аннотация: в данной статье рассматривается одна из актуальных проблем современного образовательного процесса, а также характеристика универсальных учебных действий у младших школьников.

Ключевые слова: универсальные коммуникативные действия; связь; младшие школьники.

Публикация «Критерии сформированности у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий» размещена в разделах

"The criteria of formation at younger schoolboys of communication universal educational actions"

Zhukovina. Y.V

undergraduate student

Primary school teacher school number 9 MBOU Livny

Abstract : This article revealed one of the urgent problems of the modern educational process, as well as the characteristics of communication universal educational actions in primary school children.

Keywords : universal communicative learning activities; communication; junior high school students.

Проблема формирования коммуникативных универсальных действий на современном этапе приобретает значимость. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения их развитие связано с формированием личностной позиции как субъекта, влияющих на результаты обучения детей. По мнению Т. И. Шамовой, это связано с тем, что «в современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом» [6, с. 43]. Его содержание обусловлено изменением отношения к ученику как субъекту педагогического воздействия и собственной жизни, обладающего уникальной коммуникативной способностью и ориентировано на развитие творческих возможностей ребёнка. Поэтому коммуникативные универсальные учебные действия становится одним из важнейших приоритетов начального общего образования.

Проблемой формирования коммуникативных универсальных учебных действий получила освещение в исследованиях А. Ф. Ануфриева, А. Г. Асмолова, В. В. Давыдова, Е. В. Коротяева, С. Н. Костромина, О. А. Яшнова и других. Самые разные стороны данной проблемы в начальной школе нашли освещение в исследованиях С. П. Баранова, Л. И. Буровой, И. А. Гришановой, А. Ж. Овчинниковой. Г. А. Цукерман и других.

Несмотря на обилие работ, посвященных данной проблеме, учителя начальных классов в практической деятельности не всегда понимают значения сформированности коммуникативных универсальных умений у детей младшего школьного возраста, не учитывают их роли в повышении качества образования, имеют смутные представлеия о критериях и уровнях их сформированности. Обращение к данному феномену важно потому, что на современном этапе развития общества успехи детей начинают приобретать социальный смысл и требуют поиска новых форм организации общения. В этой связи одной из важнейших задач начальной школы является создание благоприятных условий для формирования коммуникативных УУД у младших школьников. Возникает необходимость в их теоретическом осмыслении и практической реализации.

Целью нашей статьи является: выявить критерии и уровни сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников, позволяющие наметить пути и педагогические условия их дальнейшего формирования.

В данной статье рассматриваются следующие задачи: 1) определить особенности коммуникативных учебных действий у учащихся; 2) выявить у них степень разработанности коммуникативных УУД.

Решение первой задачи предусматривает анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Теоретический анализ проблемы (В. В. Давыдов,

С. П. Баранов, Л. И. Бурова, И. А. Гришанова, А. Ж. Овчинникова позволил рассматриватькоммуникативные УУД как определенные действия, которые обеспечивают учащимся социальную компетентность, предполагающую умение ориентироваться на позиции других субъектов образовательного процесса, принимать участвие в коллективном обсуждении проблем, слушать других и грамотно вести диалог, осуществлять учебно-познавательную деятельность в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

По мнению А. Г. Асмолова, коммуникативные универсальные учебные действия (УУД) представляют собой умение спланировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками [1, с 87]. Данное умение содержит: а) постановку цели, способы взаимодействия и функции участников деятельности; б) формулирование вопросов, направленных на сотрудничество; в) управление поведением партнера,; г) контроль, коррекцию и оценку его действий; д) полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; е) владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; ж) разрешение конфликтных ситуаций, з) поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта.

Формирование коммуникативных УУД выступает основой для более высокого качества усвоения знаний, которые выполняют разнообразные функции: информационную, заключающающуюся в обмене информации между учащимися; интерактивную, состоящую в организации взаимодействия на расстоянии; перцептивную, основывающуюся на особенностях восприятия детьми друг друга в процессе общения и взаимопонимания. Данные функции реализуются в процессе сотрудничества, взаимодействия и интериоризации, на основе которых в навшем исследовании были выделены три группы критериев : 1) коммуникации как сотрудничества; 2) коммуникация как взаимодействие; 3) коммуникация как условие интериоризации.

Первый критерий коммуникация как взаимодействие связан с определением позиции собеседника. Его показателями являются:

1) умение строить монологическое высказывание;

2) умение адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

3) умение формулировать собственное мнение и позицию.

К каждому показателю нами были подобраны определенные методики, модифицированные к нашему исследованию: (Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина - умение адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, методики «дополнения» И. А. Гальперина, Л. А. Микк (умение формулировать собственное мнение и позицию)

Остановимся подробнее намодифицированные нами методики «дополнения» И. А. Гальперина, Л. А. Микк. Детям было предложено заполнить пропуски в тексте, подходящими по смыслу словами ( например: собрались и полетели утки в (дальнюю) дорогу. Под корнями старой ели, мастерит медведь (берлогу).) Результаты исследования позволил выделить 3 уровня (высокий, средний, низкий). Их анализ показал, что 39,3% учащихся обладают высоким уровнем монологического высказывания (дополнение) 53,5% от общего числа испытуемых обладают средним уровнем и 7,2% - низким уровнем.

Второй критерий - коммуникация как кооперация действия – связан с определением кооперации как сотрудничество. Он направлен на выявление характера согласования усилий по достижению общей цели, организацию и осуществление совместной деятельности. Основными показателями данного критерия являются :

1) умение отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

2) умение участвовать в диалоге;

3) умение работать в паре.

К каждому показателю были подобраны диагностические методики, в частности, учащимся предлагалось задание «Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж. Пиаже; Флейвелл, которое было направлено на диагностику показателя – умение участвовать в диалоге; задание «Совместная сортировка» был связан с показателем определять умение отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, методика Цукерман «Рукавчики» позволяло выявить умение работать в паре.

Остановимся подробнее на методике Цукерман «Рукавчики». Детям, сидящим по парам, нужно было дорисовать узор на «рукавчиках», и договориться, так чтобы узоры были одинаковыми. В ходе исследования были получили 3 уровня сформированности. 35.7% учащихся находятся на высоком, 42.86% - на среднем и 21.43% - на низких уровнях сформированности [2, с. 54]. Полученные результаты связаны с тем, что большинство детей работают в паре ситуативно, некоторые дети вовсе не идут на контакт с одноклассниками, следовательно, учителю необходимо правильно организовывать групповую работу на уроках, чтобы каждый ученик был заинтересован данным видом деятельности.

Третий критерий - коммуникация как условие интериоризации – направлен на определение сформированности коммуникативно-речевых действий, служащих средством передачи информации другим людям. Показателями данного критерия являются :

1) активность работы в группе;

2) понимание требований учителя;

3) умение отбирать необходимые источники информации, работать со словарями, справочниками, энциклопедиями).

Для определения сформированности коммуникативных универсальных учебных действий по каждому показателю детям предлагались следующие методики: Методика «Ковёр» (Овчарова Р.) «Архитектор-строитель», «Дорога к дому». Результаты исследования позволили выявить 3 уровня сформированности коммуникативных учебных действий. На высоком уровне находятся 35.71% реципиентов, на среднем- 42.86%, на низком – 28.56 %. Это объясняется тем, что младшие школьники не всегда пытаются услышать и понять своего товарища; не всегда соблюдая этикет, перебивают одноклассников; иногда бывают агрессивны.

Таким образом, обобщая результаты исследования по степени сформированности универсальных учебных действий у младших школьников нами были выявлены и охарактеризованы следующие уровни:

Высокий уровень – учащиеся проявляют нужду в общении со сверстниками, а также со взрослыми; он тактичен, вежлив, соблюдает этикет, понимает речевое обращение другого человека, отвечает на все вопросы и осознанно стремится к сотрудничеству.

Средний уровень – ребенок отчасти проявляет потребность в общении со взрослыми и сверстниками; также отвечает не на все вопросы, работает в паре ситуативно; не всегда соблюдает этикет, частично понимает речевое обращение другого человека.

Низкий уровень – ученик не проявляет потребность в общении со взрослыми и сверстниками, не владеет определенными вербальными и невербальными средствами общения; не идет на контакт (агрессивен или пассивен); молчалив или агрессивен. Не понимает другого человека.

Таким образом, выявленные в ходе исследования критерии сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников (коммуникация - как взаимодействие, коммуникация как сотрудничество, коммуникация как условие интериоризации) позволили охарактеризовать три уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.

Следовательно, результаты нашего исследования показали, что в основном у учащихся начальных классов сформированность коммуникативных УУД по каждому критерию находится на среднем и низком уровнях. Выявленные причины трудности формирования позволили наметить нам пути и средства их эффективного развития.

Список использованной литературы:

1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли : пособие для учителя/ под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2008. - С. 160

2. Баранов, С. П, Бурова, Л. И, Овчинникова, А. Ж. Методика обучения и воспитания младших школьников. /учебник для бакалавров, С. П. Баранов, Л. И. Бурова, А. Ж. Овчинникова — М. : Издательский центр «Академия», 2013. -С. 619

3. Выготский, Л. С. Пeдагoгическaя психология. - М. : Педагогика, 2011. С. 536

4. Гришанова, И. А. Коммуникативная успешность младших школьников : Монография - М-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006. - С. 136.

5. Давыдов, В. В. Теория Развивающего обучения. /Давыдов. В. В, 1996 г, 544 c.

6. Шамова, Т. И. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. Учебное пособие. Педагогическое общество России, - М. 2008.

Публикации по теме:

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Картотека стихов о Родине для младших школьников «С чего начинается Родина?» С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе.

Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников»Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников» Психологическая диагностика Конспект занятия Цели: Регистрация психического состояния младших школьников. Ход занятия 1. Ритуал приветствия.

Обследование письма младших школьников Аграмматическая дисграфия. 1. Подбери к слову пару: Один - много А) Шар – ___ Глаз -.

Проект «Моя любимая кошка» для младших школьниковПроект «Моя любимая кошка» для младших школьников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию проект для младших школьников, который мы подготовили с дочерью Валерией. Валерия учиться.

Прописи по английскому языку для младших школьников с дисграфиейПрописи по английскому языку для младших школьников с дисграфией Как известно в России уже несколько лет английский язык изучается со второго класса. Для младших школьников с диагнозом дисграфия - это.

Стенгазета «Цвети, Земля!» для младших школьниковСтенгазета «Цвети, Земля!» для младших школьников Цель: изготовить стенгазету «Цвети Земля!» Задачи: - познакомить учащихся с праздником «День Земли»; расширять представления о связях.

Стихотворение ко Дню Победы для старших дошкольников и младших школьниковСтихотворение ко Дню Победы для старших дошкольников и младших школьников "ПИСЬМО С ФРОНТА" Рисунок Буянова Никиты Приближается великая дата – 75-летие Победы! И верно нет человека в нашей стране, не думающего,.

Технология, повышающая интерес к чтению у младших школьников Технология, повышающая интерес к чтению. Выполнила: учитель начальных классов Яненко Оксана Дмитриевна Цель: повышение уровня читательской.

Фотоотчет «Участие младших школьников в волонтёрской деятельности»Фотоотчет «Участие младших школьников в волонтёрской деятельности» Перед современным обществом стоит ряд серьезных проблем, одной из которых является нравственное воспитание подрастающего поколения. Нравственное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Критерии сформированности у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий
Опубликовано: 24 ноября 2022 в 18:30
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Критерии сформированности у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Жуковина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД