Минеева
Критерии психологической готовности ребёнка к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Прежде всего у ребенка должно быть желание идти в школу, т. е. на языке психологии - мотивация к обучению. У него должна быть сформирована социальная позиция школьника : он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.
Публикация «Критерии психологической готовности ребёнка к школе» размещена в разделах
Важно чтобы ребенок был здоров, выносливым, иначе ему будет трудно выдерживать нагрузку в течение урока и всего учебного дня. И самое главное у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал работать вместе с классом.
Что нового возникает в жизни первоклассника?
1. Начинается новая для ребенка деятельность – целиком учебная, а не игровая.
2. Он должен ежедневно находиться в новом для него коллективе детей и учителей.
3. Ребенок впервые попадает в условия экспертизы, когда его знания и успехи оцениваются.
Готовность к школе психологами рассматривается в двух направлениях.
Интеллектуальная готовность – это соответствующая возрастному уровню зрелость всех познавательных процессов (внимания, память, мышления) и школьно-значимых психофизиологических функций (фонематический слух, артикуляционный аппарат, мелкие мышцы рук).
К 6-7 годам ребенок должен знать (кругозор ребенка) :
свой адрес и название города, в котором он живет;
название страны и ее столицы;
имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
времена года, их последовательность и основные признаки;
название месяцев, дней недели;
основные виды деревьев и цветов;
различать домашних и диких животных и т. п.
В 6-7 лет ребенок должен уметь:
Хорошее внимание – важнейшее условие успешного школьного обучения!
Внимание – выполнять задание не отвлекаясь около 15 минут; находить 5-6 отличий между предметами; удерживать в поле зрения 8-10 предметов; выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу; копировать в точность узор или движение.
Успехи будущего первоклассника во многом зависят от его памяти!
Память – запоминать 8-10 картинок; рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины; повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
Мышление – определять последовательность событий, складывать разрезанную картинку из 9-10 частей; находить и объяснять отличия между предметами и явлениями, находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
Развитие мелкой моторики – свободно владеть карандашом или кистью при разных предметах приемах рисования; штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры; ориентироваться в тетради в клетку или в линию; передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.
Только при хорошем развитии кисти рук ребенок будет писать красиво и легко! Этому способствует лепка и рисование.
Развитие речи – правильно произносить все звуки; определять место звука в слове; использовать в речи сложные предложения разных видов; составлять рассказы по серии сюжетных картинок, из личного опыта, не менее чем из 6-7 предложений; делить слова на слоги.
Развитие устной речи – основное условие успешного овладения письмом и чтением.
Очень важно у будущего первоклассника формировать волевую готовность к школе – способность доводить начатое до конца, преодолевать трудности.
Играя с ребенком в игры, конструктор, рисуя или работая с пластилином, Вы должны помнить, что:
• Перед ребенком нужно ставить такую цель, которую он понимает и принимает.
• Нельзя обучать ребенка чему-либо насильно, без его желания.
• Приучайте его не пасовать перед трудностями, если что-то не получается, не спешите ему помогать, пусть попробует несколько раз.
• Начатое дело доводите до конца, даже если ребенок не хочет больше этим заниматься!
Мотивационная готовность – наличие у ребенка желания принять новую социальную роль – роль школьника. Школа должна быть привлекательна своей главной деятельностью – школьной (познавательный интерес).
«Как вызвать интерес у ребенка к обучению в школе?»
• Расскажите ребенку о своих школьных годах.
• Организуйте дома рабочее место для будущего школьника.
• Поиграйте с ребенком в «школу наоборот».
• Отмечайте любой успех ребенка в учебных занятиях.
Коммуникативная готовность – умение ребенка подчинять свое поведение законам детской группы и нормам поведения, установленным в классе.
Коммуникативные навыки и культура поведения закладывается в семье.
Семь заповедей для мамы и папы будущего первоклассника:
• Начинайте «забывать» о том, что ваш ребенок маленький.
• Определите общие интересы.
• Чаще разговаривайте с ребенком.
• Отвечайте на каждый вопрос ребенка.
• Не стройте ваши взаимоотношения с ребенком на запретах.
• Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребенком.
• Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами ребенка.