Мария Алейник
Речевое развитие ребёнка — основной критерий его готовности к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие ребёнка, как основной критерий готовности его к обучению в школе.
Осталось совсем немного до того счастливого момента, как Ваш ребёнок пойдёт в школу.
Публикация «Речевое развитие ребёнка — основной критерий его готовности к школе» размещена в разделах
У Вас появятся новые заботы, радости, а, возможно, и огорчения. Так вот, чтобы их было как можно меньше, уже сейчас необходимо начать подготовку ребёнка к школе. Ведущие педагоги страны считают, что главным критерием интеллектуальной готовности ребёнка к школе является развитие речи. По словам К. Д. Ушинского «родное слово является основой всякого умственного развития, сокровищницей всех знаний». И в это легко поверить, поскольку мы знаем, как неблагоприятно сказывается на интеллектуальном развитии ребёнка задержка речевого развития.
Какими же знаниями, умениями и навыками должен обладать будущий школьник; как, за счёт чего должна осуществляться амплификация (обогащение) его речевого развития, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к результатам освоения программы? Среди родителей принято считать, что главное при подготовке ребёнка к школе - это умение читать и писать. Конечно, и эти навыки Вашему малышу в школе пригодятся. Но не надо спешить учить буквы и складывать их в слоги. На первом этапе Ваших занятий с ребёнком учите его слышать и различать звуки речи. Помните, что буква является графическим изображением звука. Следовательно, для того, чтобы усвоить буквы, необходимо очень чё тко ориентироваться в звуках: уметь правильно их произносить, безошибочно различать на слух, определять наличие или отсутствие, а также место расположения данного звука в слове. Важно, чтобы у ребёнка было в полной мере сформировано фонематическое восприятие, которое лежит в основе аналитико-синтетического способа обучения детей чтению. Ребёнка необходимо научить давать характеристику каждому звуку (гласный или согласный, звонкий или глухой, твёрдый или мягкий, научить пользоваться цветовой символикой разных групп звуков (твёрдые согласные - синие, мягкие согласные – зелёные, гласные звуки – красные). Необходимо также сформировать представления о способах образования звуков (гласные звуки образуются голосом, при этом язык спокойно лежит на дне ротовой полости и не принимает участия в их образовании). Согласные же, напротив, образуются с помощью преграды (это могут быть губы при образовании губно-губных звуков; зубы, язык - при образовании свистящих). Здесь важно помнить, что основой обучения чтению и письму являются не буквы, а звуки родной речи, хотя параллельно со звуками, как уже было сказано ранее, мы изучаем и их графическое изображение – буквы. Но всё - таки главное, что должно быть сформировано у ребёнка к концу дошкольного возраста – это умение делать звуко - слоговой анализ и синтез, то есть умение ребёнка определять последовательность каждого звука в слове, давать характеристику звуку.
Другой, не менее важной задачей в процессе подготовки детей к школе, является обогащение словарного запаса. Словарь ребёнка старшего дошкольного возраста должен включать все основные части речи : существительные, прилагательные, глаголы, наречия, числительные, местоимения, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы. В словаре должны быть широко представлены как видовые (персик, оса, стол и т. д., так и родовые понятия (насекомые, фрукты, мебель и т. д.). Ребёнка необходимо научить свободно подбирать слова- признаки к различным предметам с учётом характерных для них величины, цвета, формы, веса, вкуса, запаха, температуры, материала, принадлежности и т. п; называть свойства и качества различных предметов, а также называть слова-предметы, имеющие какой- то определённый общий признак. Например: Что бывает сладким? (сахар, конфета, ягода, банан и т. д.). Работая над обогащением глагольного словаря, необходимо обратить внимание, использует ли ребёнок в речи слова, обозначающие способы передвижения животных: ходит, летает, ползает т. д. ; способы питания: ест, грызёт, лакает и т. д. ; употребляет ли в речи слова, обозначающие трудовые действия: лечит, учит, строит и т. д, а также повадки животных: крадётся, выслеживает, охотится и т. д. Для выяснения имеющегося у ребёнка запаса наречий можно побеседовать с ними о повадках животных, о состоянии погоды, о временах года и суток, о расположении предметов в пространстве. Ребёнок, у которого большой словарный запас, свободно пользуется такими словами, как пасмурно, завтра, вчера, слева, вверху и т. п.
Не менее важно, чтобы дети умели подбирать слова, противоположные или одинаковые по смыслу (антонимы и синонимы, использовали в речи многозначные слова и слова с переносным значением, а также предлоги и союзы.
Таким образом, важно, чтобы ребёнок использовал в речи не только привычные слова, но и оперировал более тонкими понятиями, подбирал более точные определения, имел достаточный словарный запас.
К концу дошкольного возраста параллельно с обогащением словаря происходит и освоение ребёнком грамматического строя речи, то есть ребёнок на чисто практическом уровне осваивает существующие в языке закономерности словообразования и словоизменения. Формирование грамматического строя речи – важная задача и прежде всего потому, что даже большой словарный запас не компенсирует речевое недоразвитие и не решит проблему полноценности устной речи. Важно уметь активно пользоваться имеющимися словами, грамматически правильно согласовывать их между собой, строить из них предложения и связные высказывания. К концу дошкольного возраста ребёнок должен уметь образовывать множественное число существительных (озеро - озёра, лист –листья, зайчонок - зайчата, существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом (дерево-деревце, пень – пенёк, вишня - вишенка, образовывать приставочные глаголы (пошёл, пришёл, подошёл и т. д). В этом возрасте дети свободно пользуются простыми предложными конструкциями, выражающими пространственные отношения двух предметов, то есть, используют в речи предлоги на, в, под, за, над и другие. Согласовывают существительные с числительными (пять кукол, два окна) и прилагательными (синий свитер, синяя рубашка, синее полотенце). Образуют относительные (из стекла - стеклянный, из бумаги - бумажный) и притяжательные (у волка уши чьи? – волчьи; у зайца хвост чей? - заячий) прилагательные от имён существительных.
Не менее важной задачей при подготовке детей к школе является развитие связной речи.
Овладение умением связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни, передавать содержание художественных произведений, сочинять собственные рассказы – трудно переоценить.
Это именно та основа знаний и умений, которой должен овладеть ребёнок в полной мере в том образовательном пространстве семьи и детского сада, которое мы стремимся с Вами создать, и на которой строится весь учебно - образовательный процесс в школе.
Поэтому развитие связной, контекстной речи ребёнка является приоритетным направлением в системе дошкольного образования. Тем более оно актуально для детей с речевыми дефектами. Научить ребёнка воплощать свои мысли в развёрнутое речевое высказывание можно с помощью пересказа коротких текстов, составления описательных и повествовательных рассказов. Учитывая, что у детей дошкольного возраста ведущим является наглядно - образное мышление, целесообразнее при этом использовать картинки, серии картинок, игрушки или натуральные предметы. Использование серии картинок в работе по речевому развитию помогает сформировать у ребёнка элементарные знания о структуре рассказа (начало, середина, конец, установить логическую последовательность изображённых событий, воспроизвести все смысловые звенья рассказа. При этом необходимо обращать внимание ребёнка на эмоциональный фон при описании событий, изображённых на картинках, правильно интонировать предложения, использовать все части речи, указывая на признаки предметов (объектов, использовать глаголы, наречия и другие части речи; учить ребёнка пользоваться разными видами связи между предложениями или структурными частями рассказа.