Людмила Кондратьева
Криотерапия как эффективная логопедическая методика развития речи
▼ Скачать + Заказать документы
Криотерапия как эффективная логопедическая методика развития речи
Кондратьева Л. В., Егорчева Н. В.
«…потребность в речевом общении развивается на всём протяжении младенческого возраста и является одной из важнейших предпосылок для появления первого осмысленного слова. Если эта потребность не созрела, наблюдается и задержка речевого развития…»
Л. С. Выготский.
Публикация «Криотерапия как эффективная логопедическая методика развития речи» размещена в разделах
- Криотерапия для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
Овладение речью — одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии и педагогики. Развитие речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.
Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг, формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда. Речь усваивается, если ребенок, слушая чужую речь, повторяет (вслух, а затем и про себя) артикуляции и просодемы говорящего, подражая ему, т. е. если его речевые органы активно действуют.
Опыт работы показывает, что с каждым годом увеличивается число детей с различными речевыми нарушениями. Задержка речевого развития встречается и у здоровых детей с сохранным слухом, и не имеющих поражения ЦНС.
Столкнувшись с речевыми трудностями детей, мы решили попробовать применять криотерапию в своей практике.
Криотерапия - одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворительными свойствами.
Криотерапия – контрастная терапия. Это воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объеме, улучается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Все это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведет к выполнению четких движений, улучшает процесс развития речи.
Методика проведения криотерапии.
Криотерапию можно применять в детской практике с пятилетнего возраста.
Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Для ее проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках» или подставках от шоколадных конфет.
Криотерапия проводится в три этапа.
1. Лед высыпают в большую миску. Дети стоят вокруг стола и перебирают руками лед (начинают с 10-15 секунд). Затем разогревают руки на горячей грелке (тазу с теплой водой или пластиковые бутылки с горячей водой). Снова опускают руки в лед. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем.
2. После криоконтраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки (приведение большого пальца связано с зоной мышления). Затем проводится любая пальчиковая гимнастика.
3. Развитие тактильной чувствительности: - растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок. Собрать шишки в одну посуду, а шарики в другую и т. д. ; - поглаживание карточек, обтянутых разным по качеству материалом (шелк, шерсть, ситец, буклированная ткань, крупный наждак); - развитие тактильной чувствительности с помощью щетки с жестким ворсом.
Игры со льдом очень нравятся детям, но иногда вызывают опасение у родителей. Поэтому перед использованием этой методики целесообразно побеседовать с родителями ребенка, pacсказать им, о сущности процедуры, правилах ее проведения, ожидаемом эффекте. Емкость для криотерапии - это пластмассовый лоток, в который высыпаются шарики льда непосредственно перед проведением процедуры. Безопаснее использовать ледяные шарики, поскольку у них нет острых краев, и ребенок не поранит о них пальцы. Изготавливаются цветные льдинки, окрашенные при помощи свежевыжатого сока овощей со всевозможными вмороженными предметами, на усмотрение педагога. Детям особенно нравится такое разноцветное ассорти. Ребенок погружает пальцы в лоток, захватывает кусочки льда, ищет cпpятанные там пластмассовые или деревянные фигурки, опущенные в лоток заранее, пересчитывает шарики, ощупывая их пальцами. Лед, заготовленный заранее, можно хранить в течение 10-12 часов без холодильника, в обычном термосе. Рекомендуется организовывать занятия с использованием криотерапии по следующей схеме : одна, две процедуры в неделю в течение месяца, наиболее эффективно сочетание с контрастотерапией.
Необходимо помнить и о противопоказаниях.
Нельзя проводить криотерапию детям с :
- эписиндромом;
- миопатией (наследственное заболевание);
- очень гибким детям.
Осторожно применять криотерапию с :
- длительно и часто болеющими детьми;
- гипервозбудимыми детьми.
Игры со льдом:
«Продолжи узор»
Цель: развитие внимания, мышления;
Оборудование: предварительно подготовленные цветные кубики льда, тарелочки. Педагог выкладывает на тарелке элемент узора, ребенку необходимо повторить его, и установив последовательность продолжить узор.
«Стройка»
Цель: развивать конструктивные способности.
Оборудование: предварительно подготовленные кубики льда.
Ребенку предлагают построить из кубиков льда постройку, в зависимости от цели занятия.
«Справа – слева»
Цель: закреплять знания о цвете, закреплять знания о правой и левой сторонах. Оборудование: предварительно подготовленные кубики льда разного цвета. Детям предлагается разложить справа красные льдинки, слева – желтые.
Криотерапию можно проводить перед режимными моментами, а также в любое свободное время. Эффективность криотерапии в логопедии значительна, у детей улучшается четкость речи, обогащается словарный запас.
Литература
1. Бадалян Л. О. Невропатология: Учебник для студентов дефектологических факультетов. М. : Просвещение, 1982.
2. Лапшин В. А. Основы дефектологии. М. : Просвещение, 1990.
3. Лопухина И. Логопедия : Речь. Ритм. Движение. СПб: Дельта, 1997.
4. Синицына Е. Умные пальчики. М. : Лист, 1998.