Наталья Владимировна
Краткосрочный проект «Жаворонки» для старшей группы
Проект «Жаворонки» для старшей группы
Содержание
1. Актуальность проблемы.
2. Цель и задачи.
3. Программа реализации проекта.
4. Паутинка проекта.
5. Положительный опыт.
6. Система работы с детьми, родителями.
7. Планируемые результаты.
8. Критерии оценки ожидаемых результатов.
9. Приложение.
Актуальность и значимость проекта.
Публикация «Краткосрочный проект „Жаворонки“ для старшей группы» размещена в разделах
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.
Проект построен на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения. Проект рассчитан на старший дошкольный возраст. Длительность проекта одна неделя. Проект реализовывается в соответствии с принципами ФГОС ДО - интеграции всех видов детской деятельности.
Тип проекта : информационно-творческий.
Участники проекта : дети старшей группы, педагоги
Цель и задачи.
Цель:
Формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры. Упражнять детей в звукоподражании, лепки и приемах раскрашивания. Развивать мышление, мелкую моторику кистей рук.
Задачи:
1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через русские народные подвижные игры.
2. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
3. Формировать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.
4. Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми.
Планируемые результаты.
1. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
2. Умение узнавать перелётных птиц, их повадки и особенности.
3. Умение играть и организовывать русские народные подвижные игры, используя считалки.
4. Умение активно участвовать в русских народных праздниках (знание названия праздника, пение песен, чтение стихов).
5. Использование атрибутов народной культуры в самостоятельной деятельности.
6. Умение творчески передавать образ через малые фольклорные формы
Программа реализации проекта.
№ п/п Содержание деятельности Сроки проведения
1 Организационный этап. Изучение методической литературы по тематике проекта Разработка стратегии реализации проекта (подбор научно-методической литературы, произведений художественной литературы для бесед с детьми, подбор иллюстраций, подбор игр и музыкального материала) 15 марта
2 Познавательно-исследовательский этап (реализация проекта через все виды художественно-эстетической деятельности) 19-22 марта
3 Заключительный этап (подведение итогов, выставка детских работ, фотовыставка, праздник) 22-23 марта
Реализация проекта.
Дни недели Основные виды деятельности детей, организуемые педагогами
Понедельник 19 марта Беседа о перелётных птицах, разучивание сценки «Спор на скворечне» Г. Ладонщиков Подвижная игра «Ручеёк» «Перелёт птиц» (старший дошкольный возраст)
Вторник 20 марта Лепка птиц из соленого теста. Разучивание стихов, закличек, загадок, потешек, народных примет. Подвижная игра «Грачи и автомобиль»
Среда 21 марта Разучивание и повторение стихов, закличек, загадок, потешек, народных примет. Игра-хоровод «Греет солнышко теплей». Подвижная игра «Скворцы летят»
Четверг 22 марта Раскрашивание жаворонков. Музыкальное развлечение «Жаворонки прилетели»
Пятница 23 марта Выставка работ
Положительный опыт.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился. На территории Саратовской области проживают представители разных народов и национальностей. Национальное сознание, национальное самосознание, культура межнационального общения и взаимодействия закладываемся с самого раннего детства, является составной частью физической культуры, которая должна быть частью образа жизни человека, выполняющей развивающую функцию физических сил человека и его морального духа. Именно поэтому мероприятия по внедрению проекта связаны с региональным компонентом и построены с опорой на национальные традиции народов, населяющих Саратовскую область. В детском саду регулярно проводятся народные праздники: «Осенние посиделки», «Масленица», «Зимние святки», «Жаворонки», где активными участниками являются дети, педагогии и родители. При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведения соответствуют содержанию праздника. Главным показателем успешности праздника является эмоционально окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведение детей, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями персонажа. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей. Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественно- эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.