Ирина Галицкая
Краткосрочный проект «Эх, валенки»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект «Эх, валенки»
Введение:
Наверное, почти каждый из нас помнит, как когда-то, в детстве, он носил зимой валенки, в которых было так тепло и уютно. Валенки – это один из символов России, доказывающий талантливость русского народа и богатую самобытную культуру нашей страны. Что же мы знаем о нашей, исконно русской обуви, валенках?
Публикация «Краткосрочный проект „Эх, валенки“» размещена в разделах
- Валенки
- Валенки. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
«Валенки, валенки, ой, да не подшиты, стареньки…». Валенки – исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки, чесанки – сколько ласковых названий дал русский народ великой обуви! Валенки – прекрасная, удобная обувь! В валенках не страшны метели, морозы. Поэтому лучшей обуви для гуляний на Руси не было! В них – праздновали масленицу, колядовали, плясали под гармонь. Валенки не раз спасали русского человека во времена невзгод. Без валенок были бы невозможны освоение северных регионов, совершение экспедиций на Северный и Южный полюсы.
В наши дни валенки сохранили популярность не только как теплая обувь, но и как основа для новых идей модельеров, которые превращают обычный валенок в произведение искусства. Ведущие модельеры предвещают даже то, что в ХХI веке валенок будет самой модной обувью!
Валенки – это неотъемлемая часть русского образа жизни, русской зимы и русского характера. Пожалуй, это самая удобная обувь. В ней не страшны лютые русские морозы. Валенки уникальны: без начала и конца, без шва и рубца.
Производство настоящих валенок очень трудоемко. Валенки - это настолько практичная обувь, что народ начал слагать о них пословицы и поговорки, посвящать стихи, сочинять песни. В чём секрет популярности валенок?
Знакомство с национальной одеждой и обувью, народной музыкой, русским фольклором и промыслами становится неотъемлемой частью развития этнокультурного опыта дошкольника. Чтобы стать частью своего народа, надо знать его историю, ценить родной язык, народные обычаи и достижения культуры.
У многих детей нет возможности познакомиться с русским национальным костюмом, посетить музей, выставку по прикладному искусству, а у родителей не хватает времени, чтобы передать ребенку свои знания, связанные с истоками народного творчества.
Проблема:
У дошкольников не достаточно сформированы представления о народных промыслах своего народа, в частности (катание валенок) который знакомит детей с историей одного из самых распространённых промыслов России.
Цель проекта:
Знакомство с историей традиционной русской обуви – валенок; приобщение к национальным традициям русского народа, формирование знаний о народной культуре
Задачи проекта:
1. Формировать интерес к русскому народному творчеству - потешкам, пословицам, поговоркам, частушкам; желание получать новые знания
2. Познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок.
3. Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.
4. Воспитывать гостеприимство, любовь к Родине, уважение к традициям своего народа.
Предполагаемые результаты:
1. У детей сформированы знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для изготовления.
2. У старших дошкольников развивается познавательный интерес к истории, национальным традициям.
3. Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс в ДОУ.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Вид проекта:
- Творчески–исследовательский.
- Познавательно - игровой
Участники проекта:
Воспитанники и воспитатели подготовительной группы, музыкальный руководитель, руководитель изо студи, родители воспитанников.
Тип проекта по продолжительности:
Краткосрочный (2 недели)
С 15.01.18г. по 26.01.18г.
Ожидаемые результаты:
У дошкольников развивается познавательный интерес к истории, национальным традициям.
У детей будут сформированы знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления.
Родители активно включены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.
Виды деятельности
игровая, познавательная, продуктивная, музыкальная
Основные формы работы над проектом:
- создание альбома детских работ «Валенки, да, валенки»,
- изготовление лэпбука - «Чудо-валенки»;
- оформление альбома «Как рождаются валенки»
- Проведение НОД художественно-эстетического цикла (развлечение в музыкальном зале, украшение макета валенка: рисование, аппликация).
- организация выставки, посвященной истории русского валенок «Эх, Валенки»
- Украшение валенок детьми совместно с родителями
- Выставка поделок из валенок.
- Тематические занятия, беседы по ознакомлению с процессом производства валенок.
- Практические занятия – «Знакомство с шерстью» «Валяние шариков из шерсти».
- Разучивание песен, частушек про валенки.
-Спортивные игры-соревнования с использованием валенок.
-Интервью с родителями.
Работа с родителями:
1. Помощь в создании развивающей среды (альбом с творческими детскими работами «Валенки, да валенки», оформление выставки «Эх, Валенки»)
2. Помощь в сборе информации:
- история возникновения валенок;
-процесс изготовлении валенок.
Формы реализации проекта
Ознакомление с художественной
литературой Ознакомление с окружающей и социальной действительностью Художественно-творческая деятельность
Музыкальная театральная изобразительная
Физическая развитие
Чтение произведения о русских валенках Занятие-путешествие в историю:
Презентация «Такие разные валенки»
- формировать интерес к истории возникновения исконно-русской обуви- валенка.
Практическая работа с ЛЭП буком «Чудо-валенки»
Слушание музыкального произведения «Валенки» в исполнении
Л. Руслановой
Дидактические музыкальные игры: «Найди валенку пару»,
«Разложи валенки по размеру»,
«Поставь валенки по порядку» Роспись валенок под «Гжель»
-продолжать знакомить с видами росписи Утренняя гимнастика «Вот, какие валенки!».
Чтение сказки
Сергей Гришунин“Дедушкины валенки”
Рассматривание альбома
«Как рождаются валенки»
- Продолжать формировать интерес к
процессу изготовления валенок.
- Рассмотреть схему последовательного изготовления валенка. Шуточная музыкальны игра «Валенок»
-необходимо попытаться вытолкнуть соперника их круга, стоя на одной ноге, обутой в валенок Инсценировка сказки «Теплые валенки»
-побуждать детей выражать чувства героев мимикой и жестами. Рисование
«Расписные валенки» (использование различных техник).
Заучивание стихов о валенках:
Инесса Агеева «Валенки»
Оформление выставки
«Эх, валенки»
Практическое занятие :
«Знакомство с шерстью» – основой в изготовлении валенок
Подвижные музыкальные игры: «Догони валенок», «Золотые ворота»
- Развивать ритмический слух у детей.
Мастер – класс для детей:
- валяние бусинки из шерсти
Знакомство с загадками,
потешками, частушками про валенки.
Интервью с родителями
по теме «Валенки»
Беседа «Лечебные свойства шерсти» для здоровья человека.
Экспериментальная деятельность:
- Узнали, что материал состоит из ворсинок.
- валенки не выпускают тепло на улицу, и не пропускают холод.
- валенки пропускают воду;
-Выяснили, что войлок можно покрасить, поэтому валенки бывают различных цветов.
Решение проблемной ситуации: “Как можно использовать валенки не по назначению”
Подвижные музыкальные игры: «Догони валенок», «Золотые ворота»
- Развивать ритмический слух у детей.
Мастер – класс для детей:
- валяние валенок из шерсти
Лепка:
«Мы обуем валенки»
Реализация задач данного проекта проходила через все виды деятельности, перекликаясь с темой недели.
Работа над проектом позволила достичь активного сотрудничества родителей, детей и педагогов в освоении народной культуры, повысить интерес детей и родителей к истории традиционной русской обуви – валенкам, сформировать знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления. Каждый из участников проекта попробовал себя в роли модельера, украсил свои валенки,
ение частушек, русских народных песен, чтение потешек и сказок, спортивные и народные игры способствовали глубже прочувствовать народный быт.
В ходе реализации проекта создана благоприятная атмосфера для сближения всех участников проекта, реализованы творческие способности взрослых. Хотелось бы верить, что приобретенные знания оставят свой след в сознании каждого участника проекта.