Наталья Пужилова
Краткосрочный проект «Матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект
в средней группе №4 «Почемучки»
Тема: «Матрешка»
Участники проекта : воспитатели – Пужилова Н. А. ,дети, родители.
Вид проекта : творческий, групповой, кратковременный.
Проблема. Актуальность этой проблемы заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей трудно чем – либо удивить. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма. Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для ребёнка исторические сведения – это значит приобщить детей к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные из этих игрушек.
Публикация «Краткосрочный проект „Матрешка“» размещена в разделах
Значимая для детей проблема: как появилась матрешка, какие бывают матрешки? На решение этой проблемы и направлен наш проект.
Недостаток знаний о русских народных матрёшках был выявлен при анкетировании детей в форме беседы.
Цель:
• Систематизировать знания детей о русской народной игрушке матрешке.
• Формировать патриотический чувства, интерес к русскому прикладному искусству – деревянной матрешке.
• Развивать музыкальные и творческие способности детей, формировать грамматическую правильную речь, развивать эстетический вкус.
• Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта «Русская матрешка».
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей с русской народной матрешкой.
• Формировать у детей представления о народных промыслах родного края на примере русской матрешки.
• Вызвать интерес у детей к народному творчеству.
• Учить сочетать движения и речь.
• Формировать чувства цвета и ритма.
• Формировать умение создавать простые элементы декоративной росписи.
Воспитательные:
• Вызывать эмоциональный отклик на произведение искусства.
• Воспитывать любовь к народному творчеству.
• Воспитывать уважение к работе народных мастеров.
• Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Развивающие:
• Развитие познавательной активности детей.
• Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, эстетические чувства детей, художественное восприятие.
Работа с родителями:
Консультация «Матрешка и сказка»
Консультация «Дидактические игры»
Ширма – раскладушка в родительский уголок «Знакомство с русской матрешкой»
Предполагаемый результат:
• Формирование у детей представления о народных промыслах родного края.
• Закреплять знания детей о трех основных цветах игрушки-матрешки, знания детей один – много.
• Формировать умение создавать простые элементы декоративной росписи.
Продукт проектной деятельности :
- организация выставки рисунков, наглядной информации в групповых раздевалках и народных промыслах;
- организация выставки по рисованию «русская матрешка»;
- художественно – эстетическое развитие (лепка) «наша Матрешка»;
- свободная аппликация «Украсим сарафан матрешки»;
- коллективная (групповая) работа детей «Мы матрешки».
Этапы проекта :
1. подготовительный (с по)
2. основной (с по)
3. заключительный этап. (с по)
Подготовительный - Сбор информации по теме проекта :
- художественная литература: Л. Некрасова «Мы веселые матрешки», В. Приходько «Матрёшка на окошке», С. Маршак «О матрёшках», В. Берестова «Матрешкины потешки», Владимир Моисеев «Кто матрешку сделал, я не знаю», Ю. Володина «Танец матрешек», стихи о матрешках.
- методическая литература.
- посещение сайтов соответствующей тематики.
- сбор наглядного материала.
- разработка плана мероприятий (родители +дети)
Создание библиотеки:
- дидактические игры и пазлы «Матрешки».
- иллюстрации, картинки по теме
- выставка «виды матрешек»
- создание РППС «Матрешка»
Основной – НОД
- рассказ воспитателя о русской матрешке : историю ее происхождения; цвета используемые в росписи; элементы росписи.
- беседы с детьми на темы: «Веселые матрешки», «Русские игрушки.
- чтение художественной литературы (разучивание стихов, русских потешек, скороговорок).
- использование дидактических и словесных игр, песен и танцев.
- рассматривание иллюстраций.
Игровая деятельность:
С/р игра «Мы матрешки»
Дидактические игры по ознакомлению детей с декоративно – прикладным искусством: «Веселый карандаш», «Матрешки», «Пазлы», «Собери матрешку», «Разрезные картинки», «Выложи узор».
Речевое развитие:
• активизировать и уточнить словарь: русские мастера, матрешка, расписной фартук, сарафан, платок.
• Беседа с детьми «Русская матрешка»
Физическое развитие:
• Подвижные игры и игровые упражнения.
• Утренняя гимнастика, физкультминутки.
Социально – коммуникативное развитие:
• Сюжетно – ролевые игры: «Чаепитие у матрешек»; «Приготовим обед для матрешек».
• Просмотр мультипликационных фильмов: «Секрет матрешек»; «Русские матрешки»
• Конструктивная игра: «Домик для матрешек» (конструктор).Обыгрывание постройки.
• Игры :с фигурками матрешек.
Познавательное развитие:
• Дидактические игры: «Собери матрешку»; «Найди недостающую матрешку»; «Помоги сестренкам встретится» (пальчиком по дорожкам добраться до сестренки); «Найди матрешке домик»; «Найди такую же»; «Собери по частям»
• Тематические беседы: «Из чего сделана матрешка»; «Современные матрешки» (с просмотром иллюстраций); «Почему ее так назвали».
• Сравнение: «Матрешка – неваляшка» (материал, обследование, цветовая гамма и т. д.).
• НОД: «История русской Матрешки», «Русская матрешка» (с просмотром презентации - ФЦКМ); «В гости к Матрешке» (величина, ориентировка в пространстве – ФЭМП).
Художественно – эстетическое развитие:
• Чтение стихов, песенок, русской народной песенки в обработке Н. Колпаковой.
• Заучивание стихов
• Заучивание песни «Мы матрешки-маленькие крошки»
• Загадывание и отгадывание загадок.
• Разучивание потешек и скороговорок.
Работа с родителями:
Рассматривание иллюстраций, знакомство и героями сказок.
Заключительный этап – итог проекта :
Защита проекта на пед. совете ДОУ воспитателя и детей «Матрешка». Выставка поделок, картотека дидактических игр, лэпбук.
Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно. В этой игрушке отразились народные представления о семье, мире, добре, красоте.
Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек. Также поиграли с матрешкой, прочитали стихи про матрешек, спели песни, потанцевали.
Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России, символом народного искусства, и очень нравится людям, потому что она несет в себе любовь и дружб