Светлана Миронова
Краткосрочный проект «Волшебница вода» во второй младшей группе
Паспорт проекта
Тип проекта: познавательно-игровой
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
По характеру содержания: ребенок и природа
Участники: дети 2-ой мл. группы, воспитатель.
По продолжительности: краткосрочный (5 дней)
Актуальность:
Публикация «Краткосрочный проект „Волшебница вода“ во второй младшей группе» размещена в разделах
Развивающие занятия и игры с водой для ребенка, открывают дверь в мир неизведанного, вода – это удивительный объект познания. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Вода повсюду. Она и вокруг нас: в океанах и морях, реках и озёрах, в дожде и снеге, в льдинах и водопроводных трубах, в питье и пище. Вода главный компонент жизни. Она необходима для жизнедеятельности растений и животных. Вода бывает разная: жидкая, твердая и газообразная; пресная и соленая. Её используют для питья и пищи, для умывания, летом – для отдыха, зимой – для отопления. Для человека вода является более ценным природным богатством, она незаменима. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому формирование у детей основы культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста, а игры с водой можно рассматривать как один из самых приятных способов обучения и привития культурно-гигиенических навыков и исследовательской деятельности. С целью формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к воде, в нашей группе был разработан проект «Волшебница вода» для детей младшего дошкольного возраста.
Цель проекта:
Через различные виды деятельности сформировать у детей элементарные представления о свойствах воды.
Задачи проекта:
Дать детям представления о свойствах воды, познакомить с её различными состояниями. Показать необходимость воды для человека, растений.
Формировать у детей навыки экспериментирования, поощрять проявление любознательности.
Воспитывать трудолюбие.
Планируемый результат:
Расширение знаний детей о воде, ее свойствах и ее роли для окружающего мира; обогащение активного и пассивного словаря детей за счет слов: «вода, водичка, прозрачная, без цвета, без вкуса, без запаха, льется, журчит, бежит, капает, мыть, вытирать, наливать, поливать, купаться, мокрый, сухой и т. д.»; развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности; принятие активного участия в продуктивной деятельности; проявление эмоциональной отзывчивости.
Мероприятия по реализации проекта:
Художественно- творческая деятельность:
-Чтение потешек «Водичка, водичка», «Ай лады, лады, лады»;
-чтение отрывка стихотворения «Что такое хорошо и что такое плохо» …»;
«Мойдодыр», «Щечки? Мыли!», «Кто знает, откуда берется вода?»;
-слушание песни Группа "Непоседы" - Виноватая Тучка, звуки природы -
«Дождь»;
- продуктивная деятельность (экспериментирование с водой «Разноцветная водичка», наблюдение за водой);
- Коллективная аппликация «Аквариум».
Игровая деятельность:
игровые ситуации на тему «Водичка, водичка»;
подвижная игра «Солнышко и дождик», «Ходят капельки по кругу», «По ровненькой дорожке».
Трудовая деятельность:
-наблюдение за трудом помощника воспитателя;
-помощь в мытье игрушек;
- помощь в поливке цветов в группе.
Реализация проекта по этапам:
1 этап: Подготовительный.
Постановка цели и задач, определение направлений, объектов, методов, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
Беседа о воде
- Ребята, посмотрите на этот стакан, как вы думаете, что в нем находится?
- Правильно вода. Откуда эта вода? (Из крана.)
- Для чего нужна вода, как мы ее используем? (Пьем, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы.)
- Значит вода полезная? И ее надо беречь? А как мы можем экономить воду? (Помыть руки и закрыть кран.)
Беседа «Для чего нужна вода?».
Восп: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воде. (Стук в дверь). К нам кто-то пришёл. Это же Степашка – замарашка. Почему ты такой грязный, неумытый?
Степашка: А зачем? И так сойдёт.
Восп: Вот послушай, Степашка, дети у нас какое стихотворение знают (с имитацией):
Рано утром на рассвете умываются мышата,
И котята, и утята, и жучки, и паучки.
Ты один не умывался и грязнулею остался,
И сбежали от грязнули и чулки, и башмаки.
Восп: Ребята, надо по утрам умываться? А что ещё вы делаете, когда просыпаетесь? (зубы чистим, зарядку делаем). А когда приходите с прогулки, после туалета? (моем руки с мылом).
- Ребята, необходимо после туалета, прогулки всегда мыть руки с мылом, чтобы к вам в организм не попали микробы. Они очень мелкие и их не видно, и если вы будете брать руки в рот, то они попадут к вам в желудок, и вы будете болеть. И тебя, Степашка, это касается. (Степашка идёт умываться).
Степашка: Мне больше нравится, когда я чистый, я теперь очень люблю воду.
Восп: Дети, а для чего вода нужна? (Купаться, поливать растения, стирать, готовить пищу, пить). Вот какая волшебница – вода, а без неё мы бы не смогли жить.
Степашка: А ещё я очень люблю игры с водой. Вы хотите поиграть? Игра называется «Ходят капельки по кругу». Я буду тучка – мама, а детки – капельки, и им пора отправляться в путь. (Звучит музыка, как шум дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. (Мама – тучка подсказывает, что им делать). Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе к маме тучке.
Восп: Дети, давайте ещё расскажем Степашке, как надо беречь воду? (Проверять кран, не оставлять открытым, не бросать мусор, стёкла в речку, пруд).
Восп: Степашка, что ты запомнишь для себя сегодня, чему мы тебя научили?
Степашка: Что надо умываться, мыть руки с мылом, не загрязнять воду, беречь её. Спасибо, дети, что многому меня научили! Мне пора идти домой. До свидания!
Чтение художественной литературы: стихотворения: «Кто знает, откуда берется вода?», «Щечки? Мыли!»
Потешки: «Водичка- водичка…», «Ай лады, лады, лады» и т. д.
***
Кто знает, откуда берется вода?
Кто знает, откуда берется вода?
Быть может, из снега? Быть может, из льда?
А может, с подземных ключей она бьет
И всем она жизнь и цветенье дает.
Чтоб нам о воде все-при все разузнать,
Немало учебников нужно читать.
А так же различных журналов и книг,
Чтоб все ее тайны открылись нам в миг.
***
Щечки? Мыли!
Носик? Мыли!
А глазки? Забыли!
(Г. Лагздынь)
***
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки глядели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
***
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко,
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!
2 этап: Основной
«Игры, забавы, опыты с водой»
Опытно-экспериментальная работа "Вода - какая она?"
Интеграция областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально - коммуникативное развитие", "Физическое развитие".
Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность, расширение представлений о свойствах воды.
Образовательная область:
1. Познакомить детей со свойствами воды (вода прозрачная, текучая; не имеет формы, цвета, запаха; некоторые вещества в воде растворяются).
2. Рассказать о значении воды в нашей жизни.
Развивающая область:
1. Развивать речь, мышление и любознательность детей.
2. Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями
3. Развивать наблюдательность у детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, уточнять, делать выводы.
Воспитательная область:
1. Воспитывать бережное отношение к воде.
2. Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки.
Обогащение словаря: жидкая, прозрачная, бесцветная, безвкусная.
Материал и оборудование: одноразовые пластиковые стаканы (по количеству детей, 4 больших стеклянных стакана, питьевая вода, стакан с соком, краски,соль, сахар, жидкое мыло, иллюстрации для рассматривания.
Ход:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами улыбнёмся друг другу и поделимся хорошим настроением! А вы любите когда к нам приходят гости?
Дети: - Да
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, кто же к нам придёт сегодня в гости?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: - Попробуйте угадать! Послушайте внимательно (воспитатель включает запись со звуком воды).
Чтобы не было беды.
Жить нельзя нам без (воды)
Дети: - Вода!
Воспитатель: - Правильно! Сегодня к нам в гости придёт волшебница - Вода!
Вы хотели бы с ней познакомится?
Дети: Да.
Воспитатель: А теперь ребятки закрывайте глазки и не подглядывайте (воспитатель одевает голубого цвета накидку, превращается в волшебницу Воду. Дети внимательно рассматривают).
Воспитатель: ребята, я, волшебница - Вода, сегодня вы узнаете обо мне много интересного!
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране!
Как сосулька замерзаю,
В лес туманом заползаю.
На плите у вас кипела,
Паром чайника шипела.
Без меня вам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без воды нам не прожить!
Ребята, так зачем же нам нужна вода?
Дети: - Чтобы пить, мыть руки, купаться, готовить пищу, стирать.
Волшебница - вода: - Ах, какие молодцы, многое знаете о воде!
Посмотрите, я принесла с собой стаканчики, нам нужно набрать сюда воду, но где же ее взять?
Дети: - У нас в группе вода есть в водопроводном кране.
Волшебница-Вода: - Тогда в путь!
Проводится п /и «По ровненькой дорожке».
По ровненькой дорожке, (Дети идут шагом)
По ровненькой дорожке шагают наши ножки,
Раз-два, раз-два, по камешкам, по камешкам, (прыгают на двух ногах)
По камешкам, по камешкам, в яму — бух! (приседают на корточки)
Дети подходят к водопроводному крану.
Воспитатель набирает воду в стакан.
Опыт №1: «Вода – жидкая».
Воспитатель берет два стаканчика: один-с водой, другой-пустой.
Аккуратно переливает воду из одного в другой.
Волшебница-Вода: Что происходит с водой?
Дети: Она льётся.
Волшебница-Вода: Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая.
Итак, какая вода?
Дети: - Жидкая.
Волшебница-Вода: - Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью. Давайте, вернемся на свои места и продолжим знакомиться со свойствами воды.
Опыт №2: «Вода прозрачная».
Волшебница-Вода: - Ребята, мы с вами набрали в несколько стаканов воду. Сейчас мы добавим разную по цвету краску.
Посмотрите, вода поменяла цвет!
Дети: - Волшебница - вода: - молодцы, ребята. Мы видим, что вода прозрачная и не имеет цвета. Когда мы добавили краску она поменяла цвет.
Опыт №3: «Вода без запаха».
Волшебница - вода: - А теперь я предлагаю узнать - пахнет вода или нет. Что вы можете сказать? (дети наклоняются к стакану с водой и принюхиваются)
Дети: - Вода не имеет запаха.
Волшебница - вода: - А теперь узнаем, пахнет ли сок?
Дети: - Да! Пахнет сладким, вкусным!
Опыт №4: "Вкус воды".
Волшебница - вода: А теперь определим вкус воды.
Попробуйте воду, которая налита у вас в стаканчиках. Какой у нее вкус?
Дети: Вода не имеет вкуса.
Волшебница - вода: - Сейчас мы с вами возьмем кусочек сахара и растворим его в воде. Какого вкуса теперь вода?
Дети: - Вода стала сладкая!
Волшебница - вода: - А теперь волшебники добавьте в стакан с водой щепотку соли. Какого вкуса теперь вода?
Дети: - соленого.
Волшебница-Вода: - Вот это да, вода и в самом деле волшебная, потому что она превращается в такой вкус, который в нее добавят! Значит вода может иметь разные вкусы! Мы с вами попробовали два разных вкуса: сладкий, соленый. Воспитатель добавляет в стакан жидкое мыло, размешивает и с помощью трубочки выдувает мыльные пузыри).
Волшебница-Вода: - У нас получились мыльные пузыри, и сейчас я бы хотела немного с ними поиграем, а вы хотите? (воспитатель выдувает пузыри, а дети их лопают).
Волшебница - вода: - Ребята, что вы узнали сегодня интересного о воде?
Дети: Вода не имеет цвета, запаха и вкуса; может становится любого вкуса, который в нее добавят; вода льётся, она жидкая; с водой можно играть.
Волшебница-Вода: - Мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода. Для чего же нам нужна вода?
Дети:
- люди пьют воду;
- каждый день моют руки и лицо;
- моют посуду, стирают одежду;
- варят еду;
- моют грязные фрукты и овощи;
- поливают растения, чтобы не засохли.
Волшебница-Вода: - Вода необходима не только, людям, но и растениям, животным – всему живому на земле. Поэтому ее нужно беречь и охранять. А теперь, мне пора возвращаться домой. До свидания! Мы с вами ещё встретимся.
Итоговая продуктивная деятельность: коллективная аппликация «Аквариум»
Заключительный этап.
Вывод: В младшем дошкольном возрасте «территория познания» ребенка ограничена ближайшим непосредственным окружением. Это связано с его познавательными возможностями, с основным способом познания на данном возрастном этапе («вижу-действую»). Поэтому наилучшим образом ребенок постигает и осознает реальные предметы и объекты, к которым можно приблизиться, которые можно рассмотреть, подержать в руках, с которыми можно проделать различные манипуляции (действия). А так же события и явления окружающей действительности, в которых они сами являются активными участниками. Благодаря этому дети накапливают довольно много представлений и знаний о ближайшем непосредственном окружении.
Результаты проекта "Волшебница вода":
Проект длился 5 дней. Во время проведения проекта «Волшебница вода» дети всесторонне исследовали воду: на прогулке, в группе, в экспериментальной зоне. Все дети с большим интересом проявляли активность при проведении опытов, делали выводы.
В ходе проекта у детей возник интерес к творческой, познавательной деятельности; сформирован ряд навыков, ребята приобрели и закрепили элементарные знания о воде, они хорошо знают, что вода не имеет цвета, она может быть разного вкуса (сладкая, соленая, кислая, вода может превращаться (мыльные пузыри).
Во время проекта дети заметно сблизились друг с другом, активизировалась речь, у них развились наблюдательность, внимание, научились элементарному сравнению: холодный - тёплый, тонет-не тонет.
Дети с удовольствием создавали коллективную аппликацию «Аквариум».