МАРИНА ПЯТАЕВА
Краткосрочный проект во второй группе раннего возраста «Осень золотая»
▼ Скачать + Заказать документы
Структурное подразделение «Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек» МБДОУ «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида»
Краткосрочный проект во второй
группе раннего возраста
на тему «Осень золотая»
Выполнила:
воспитатель :Пятаева М. В
Рп. Комсомольский 2023г.
Паспорт проектной деятельности.
Публикация «Краткосрочный проект во второй группе раннего возраста „Осень золотая“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Название проекта : «Осень золотая».
Вид проекта : познавательно-творческий.
Длительность проекта : 1 неделя.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Актуальность:
Часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой мира природы, не поддерживают детскую любознательность. Именно ранний возраст – это самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и объяснить, почему нужно любить и беречь природу.
Цель: создать условия для знакомства с характерными особенностями осенних изменений в природе.
Задачи:
- Воспитывать бережное отношение к природе;
- Учить дошкольников наблюдать за сезонными изменениями в природе, а также отмечать характерные особенности времени года – осени;
- Расширять знания дошкольников о влиянии различных природных факторов на изменения в живой природе;
- Активизировать и расширять словарь на основе обогащения представлений об окружающем мире;
- Учить дошкольников любоваться красотой природы.
План реализации проекта
Этапы проекта :
1. Подготовительный этап. Постановка цели и задач, подбор методической литературы, подбор художественной литературы, подбор игр, изготовление атрибутов и дидактических игр, обогащение развивающей среды, разработка сценария развлечения, создание презентаций, составление картотеки художественного слова по данной тематике.
Второй этап - основной
Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые игры:
«Оденем Куклу на прогулку»
Сюжетно-ролевая игра «Сварим суп из овощей»
Сюжетно-ролевая игра «Магазин овощей»
Дидактические игры:
«Найди такой же листик»
«Подбери лист»
«Какое время года»
«Что лежит в мешочке»
«Когда это бывает?»
«Что нам осень подарила?»
Речевое развитие:
Беседы:
Беседа на тему: «Вот какая осень!»
Беседа на тему: «Что наденем на прогулку?»
Беседа на тему: «Что растёт на грядке?»
Чтение художественной литературы:
А. Блок «Зайчик»
З. Александрова «Дождик»
А. К. Бальмонт «Осень»
А. Плещеев «Осень наступила»
А. Босев «Дождь»
Ю. Тувим «Овощи»
Русская народная сказка
«Вершки и корешки»
Физическое развитие
Подвижные игры:
«Раздувайся пузырь»
«Листопад»
«У медведя во бору»
«Поедем в лес»
«Птички и дождик».
Пальчиковая гимнастика : «Вышел дождик погулять», «Листочки», «Капуста»
Дыхательная гимнастика: «Сдуй листочек», «Сдуй капельку»
Познание:
М/И. «Собери листочек», «Иголки для ёжика»
Наблюдение «Как изменилась одежда людей»
Наблюдение «Какая сегодня погода»
Наблюдение «Наши деревья»
«Художественно / эстетическое развитие»
Рисование: «Осеннее дерево» .
Лепка: «Падают, падают листья…».
Слушание муз. П. Чайковского «Осенью». «Дождик»; «Птичка» муз. М. Раухвергера
Работа с родителями:
1. Привлечение родителей к участию в изготовлении поделок по теме «Осенние фантазии»
2. Папка передвижка «Осень».
3. Памятка «Как одевать ребенка осенью»
Заключительный этап:
1. Дети расширили и обогатили свои знания об осени, о сезонных изменениях в природе происходящих осенью; о многообразии и пользе овощей.
2. У детей развился интерес к наблюдениям, умение замечать прекрасное в разное время года; а также творческие способности.
3. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.
Приложение
Конспект занятия по рисованию «Осеннее дерево» во 2 группе раннего возраста.
Программное содержание:
1. Побуждать детей к дополнению нарисованного изображения (дерева) характерными деталями (листочками).
2. Учить детей правильно держать кисть чуть выше железного наконечника.
3. Вызвать интерес к действиям с кистью и красками; продолжать знакомить с желтым и красным цветом.
Словарная работа:
Обогащение словаря: осень, осенние деревья, листопад, красные и желтые листочки, шуршат, шелестят.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал:
Картинки с изображением времени года осени;
Вырезанные из бумаги листья красного и желтого цвета;
Корзинка
Мольберт
Раздаточный материал:
половина альбомного листа с изображенным стволом дерева;
баночки с красками двух цветов - желтой и красной;
кисти, баночки с водой салфетки.
Ход:
I. МОТИВАЦИОННАЯ ЧАСТЬ.
1. Эмоционально-положительный настрой на совместную деятельность.
Собираю детей вокруг себя и говорю:
- Ребята, к нам сегодня пришли гости. Они хотят посмотреть какие вы красивые, и как умеете улыбаться. Давайте скажем нашим гостям «Здравствуйте!» и улыбнемся.
2. Сюрпризный момент.
- Детки, я хочу вам показать красивые картинки, которые принесла!
Демонстрирую картинки и располагаю их на мольберте.
II. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
1. Рассматривание картин.
- Ребята, посмотрите, на картинках нарисована осень. Много деревьев и листочков. Осенью листья на деревьях становятся желтыми, красными и оранжевыми.
Показываю детям корзинку с бумажными листочками.
- Вот какими бывают листочки осенью. Какого они цвета? (желтые, красные)
А когда дует ветер, то листочки опадают с деревьев. Это называется листопад.
- Давайте поиграем с листочками и устроим листопад.
2. Дыхательная гимнастика «Листопад»
- Положите на ладошку листочек и попробуйте его сдуть. (Дети выполняют дыхательную гимнастику 2-3 раза)
- А когда мы идём по осенним листочкам, то они шуршат у нас под ногами!
3. Артикуляционная гимнастика
- Листья шуршат и шелестят «ш-ш-ш» ( Дети изображают звук: «ш-ш-ш»)
- А теперь мы будем листочками и поиграем с ветерком.
4. Физминутка: «Осенние листочки»
(Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями)
Мы листики осенние.
На веточках сидели,
Дунул ветер - полетели.
Полетели, полетели и на землю сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял,
Повертел их, покрутил и на землю опустил.
4. Подготовка к творческой деятельности.
- Ребята, посмотрите, у меня в корзинке ещё есть картинки, на которых деревья нарисованы без листочков. Хотите нарисовать листочки?
- Садитесь за столы.
5. Показ способа выполнения работы
- Чтобы нарисовать листочки, нужно взять кисточку тремя пальчиками чуть выше железного наконечника, макнуть в краску и дотронуться до листа бумаги. Потом ещё и ещё. Пока нарисуете много листочков.
- Когда листочков будет много, кисточку нужно помыть в баночке с водой.
Рассказ сопровождается показом действий.
6. Самостоятельная деятельность
Далее предлагаю детям нарисовать листочки.
По ходу выполнения работы напоминаю, как правильно держать кисточку.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Развешиваю готовые рисунки на доске.
- Посмотрите, какие красивые деревья у нас получились!
- Вы нарисовали много листочков!
- Какого цвета листочки мы рисовали?
Конспект занятия по лепке «Падают, падают листья…»
Цель: формировать элементарные представления об осенних изменениях в природе (похолодание, желтеют и опадают листья).
Задачи:
- Учить детей создавать рельефные изображения из пластилина – отщипывать кусочки жёлтого, красного, оранжевого цвета, прикладывать к фону и прикреплять (прижимать, примазывать) пальчиками.
- Развивать чувство цвета, тактильные ощущения.
- Развивать мелкую моторику рук.
Предварительная работа: беседы на тему «Осень», дидактические игры, наблюдение на прогулке, чтение стихотворений.
Материалы: картонные заготовки голубого цвета с изображением силуэта дерева; пластилин красного, оранжевого, жёлтого цвета; дощечки для лепки.
Ход занятия:
Дети входят в группу, на ковре лежат осенние листья.
Воспитатель:
Осень. Обсыпается
Весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые
По ветру летят. (А. К. Толстой).
Ребята, посмотрите какое чудо! Сама осень заглянула к нам в гости. Какие красивые листочки лежат на ковре. Возьмите в руки листочек, который вам больше всего нравится.
Воспитатель: Какого у тебя цвета листочек?
Воспитатель: А у тебя?
Воспитатель: Какой у тебя листочек… : большой или маленький? А у тебя? Все листья разные.
Раздается стук в дверь. Воспитатель вносит игрушечного ёжика.
Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришёл Ё жик: «Здравствуйте, ребята!» (дети здороваются). Ребята, а давайте вспомним и расскажем Ёжику, какие приметы осени мы знаем : становится холоднее, небо пасмурное, часто идёт дождик, птицы улетают в тёплые края, листья на деревьях становятся жёлтыми, красными. А как называется, когда листья падают с деревьев (ответы детей). Правильно, листопад.
Воспитатель: Ребята, что-то наш ёжик грустный.
Ёжик «шепчет» на ухо воспитателю.
Воспитатель: Ребята, ёжик говорит, что скоро зима и все листья засыпет снегом. Знаете, что предлагает нам Ёжик (ответы детей). Ёжик предлагает нам сделать листочки из пластилина. Поможем ему? (ответы детей «Да!», дети садятся за приготовленные рабочие места).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что нарисовано? (Ответы детей). Воспитатель: Правильно, дерево.
Воспитатель: А что у дерева есть? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ствол и ветки.
Воспитатель: А чего дереву не хватает? (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, нашему дереву не хватает листочков.
Пальчиковая игра:
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять.
(Загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать.
(Сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
(«Шагают» пальчики по столу).
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами возьмём кусок пластилина и будем отщипывать маленькие кусочки большим и указательным пальцеми правой руки и будем прижимать их к нашему дереву. Давайте мы с вами сделаем много листьев на дереве и рядом с ним – красных, желтых и оранжевых, чтоб получился у нас листопад.
Воспитатель: Какой замечательный листопад у нас получился! Полюбуйтесь своими листочками! Они вам нравятся? (Ответы детей)
Воспитатель: Ежик говорит, что ему тоже очень нравится ваш листопад и предлагает поиграть в игру.
Проводится игра «Листопад».
Листопад! Листопад!
Листья желтые летят!
Словно зонтики кружат!
Кружатся листочки (дети кружатся)
Покружились и на землю сели (дети присели)
Сели! Уселись и замерли! (дети не шевелятся)
Ветер дунул! 1-2-3
Оторвались от земли (дует взрослый и дети)
И взлетели высоко (дети встают,
Но до неба далеко.
Поднялись листья, разлетелись в разные стороны (дети разбегаются)
Закружились, закружились (кружатся)
Листопад! Листопад!
Листья по ветру летят (бегают)
Покружились! (кружатся)
И опять Опустились на земь спать.
Затих ветерок, и листья медленно опускаются на землю (приседают).
Воспитатель: А сейчас я предлагаю побыть вам ветром. Возьмите листочек и подуйте на него. (Дыхательная разминка).
Воспитатель:
- Ребята, давайте попрощаемся с ёжиком и подарим ему свои листочки.
Конспекты беседы с детьми 2 группы раннего возраста
Беседа на тему: «Вот какая осень!»
Цель: закрепить представление о признаках осени : падают листья, дует ветер, холодно; закрепить знания об изменения в одежде с наступлением осени, уточнить знания об овощах и фруктах.
Ход работы:
Воспитатель предлагает детям подойти к окошку и посмотреть, какая стоит погода. Рассказывает, что наступила осень, стало холодно, дует ветер, листики с дерева опадают.
Педагог читает стихотворение Е. Трутневой:
«Утром мы во двор идем,
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят…»
Воспитатель проводит дидактическую игру: «Листики ко мне!»
Педагог раздает детям листики, с которыми они ходят по группе. Потом показывает листья с какого-либо дерева и просит подойти с такими же листиками.
Воспитатель:
-Дети, а как называется явление природы, когда опадают листья?
Дети:
-Листопад.
Воспитатель, продолжая рассказ об осени говорит, что в саду и на огороде созрел урожай, показывает иллюстрацию «Уборка урожая».
Дидактическая игра: «Овощи-фрукты».
Воспитатель раздает детям картинки, на которых изображены овощи и фрукты. Уточняет названия и просит отнести зайчику овощи, а ёжику фрукты.
Дети совместно с воспитателем рассматривают картинку «Дети гуляют в парке». Педагог задает вопросы:
- Что изображено?
-Что дети делают?
-Во что одеты?
Воспитатель совместно с детьми составляет рассказ по картинке, побуждая детей договаривать предложения.
В конце занятия педагог подводит итог, хвалит детей за активное участие.
Беседа на тему: «Что наденем на прогулку?»
Цель: расширять знания детей об одежде, учить правильной последовательности одевания.
Материалы и оборудование: кукла Аня, осенняя одежда для куклы,
Ход работы:
Воспитатель приносит куклу Аню в летней одежде.
Воспитатель: Ребята, к нам пришла кукла, давайте с ней поздороваемся.
Дети здороваются с куклой Аней.
Воспитатель предлагает взять её с собой на прогулку.
Воспитатель: Можно ли кукле в такой одежде идти гулять, она не замёрзнет?
Дети: Замёрзнет.
Воспитатель: На улице сейчас холодно? Почему холодно?
Дети: Наступила осень.
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы взять куклу гулять?
Дети: Одеть Аню.
Воспитатель: Правильно, одеть, чтобы она не простудилась и не заболела.
Воспитатель: Что мы с вами надевали на прогулку?
Дети: Брюки, ботинки, шапку, куртку, шарф, перчатки.
Воспитатель проговаривает с детьми последовательность их одевания:
Надеть брюки, обуться, надеть кофту, шапку, куртку, шарф, перчатки.
Воспитатель: Кукла просит у нас помощи. Она хочет идти гулять на улицу, но не знает, как ей одеться. Поможем кукле одеться? Какие вещи нужны?
Воспитатель: Давайте посмотрим, какая одежда есть у куклы Ани в её шкафу?
Дети вместе с воспитателем рассматривают одежду для куклы.
Воспитатель: Какие вещи нужны?
Дети: Колготки, футболка, штаны, кофта, носки, куртка, шапка, шарф, ботинки, перчатки.
Воспитатель: Дети, что нужно кукле одеть сначала? (колготки) Иди, Катя, найди колготки в шкафу. Колготки мы надели, что теперь? (футболку)
Дети по очереди подходят к шкафу и достают одежду.
Воспитатель: Ребята, что мы надели на куклу (колготки, футболку, штаны, кофту, носки, куртку.) Теперь кукла может идти гулять?
Дети: Нет.
Воспитатель: Правильно, как же она пойдет гулять без (шапки). Шапку надели, теперь что будем надевать?
Дети: Шарф, ботинки, перчатки.
Воспитатель: Ребята, давайте ещё раз скажем кукле Ане, что нужно надевать на прогулку. (повторяем последовательность одевания).
Воспитатель: Когда кукла надела теплые вещи, теперь можно идти гулять?
Дети: Да.
Воспитатель: Дети, кукла Аня говорит вам спасибо за помощь.
Воспитатель: А сейчас мы с вами встанем в круг и поиграем в игру «У нас порядок».
Мы одежду убирали
Ох, как сильно мы устали,
А теперь пойдем гулять
Хлопать топать и скакать.
Воспитатель: Вы все большие молодцы, помогли кукле Ани одеться на прогулку.
Сейчас все идут одеваться, а кукла Аня пойдет с нами гулять.
Беседа на тему: «Что растёт на грядке?»
Цель: учить называть и различать овощи, соотносить натуральные предметы с их изображением; упражнять в различении и правильном назывании цветов: зеленый, красный, желтый.
Материалы: игрушка заяц, корзинка с овощами, картинки с изображением овощей.
Ход работы:
Воспитатель читает стихотворение:
Есть у зайца огород.
Там много овощей растет:
И капуста, и салат –
Его грядки просто клад,
Огурцы, редис, томаты.
Очень любят их ребята.
Воспитатель предлагает детям позвать зайчика, чтобы он рассказал о своем огороде. Инсценирует разговор с игрушкой.
Заяц показывает картинку с овощами, рассказывает, что эти овощи растут у него на грядке, предлагает рассмотреть их. Уточняет их название, цвет, форму.
Зайчик предлагает поиграть. Д/и «Какие овощи?»
Воспитатель показывает овощи из корзинки и просит назвать детей:
- Что это за овощ?
- Какого цвета?
- Какой по форме?
- Какой по вкусу?
- Где растёт?
- Чем полезен? И т. д.
Д/и «Найди такой же».
Воспитатель раздает детям картинки с изображением одного овоща и просит найти в корзинке такой же.
Вопросы:
-Что ты положил к огурчику?
-Что здесь лежит?
-А у тебя что нарисовано на картинке?
Заяц хвалит детей за выполнение заданий, напоминает, что все овощи выросли у него на огороде. Просит повторить слово : «овощи», задавая вопросы:
-Морковка, огурчик – это овощи?
-А капуста и картошка – тоже овощи?
-Где растут овощи? И т. д.
Сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевая игра «Оденем Куклу на прогулку»
Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.
Оборудование: кукла, одежда для всех периодов года (для лета, зимы, весны и осени, маленький шкафчик для одежды и стульчик.
Ход игры:
В гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребята собираются на прогулку и предлагают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия.
Сюжетно-ролевая игра «Сварим суп из овощей»
Цель: познакомить детей с процессом приготовления овощного супа, показывая и называя действия, которые ребенок выполняет; закрепить названия овощей; развивать воображение; активизировать речь.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин овощей»
Цель: закрепить знания детей с обобщающим понятием «магазин», а также знания об овощах; развивать умение выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий. Способность формировать у детей умение взаимодействовать и ладить в совместной игре, прививать чувство коллективизма.
Дидактические игры
Дидактическая игра «Какое время года»
Цель: учить детей соотносить описание природы в стихах с определенным временем года, развивать слуховое внимание.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам.
Дидактическая игра «Собери картинку (разрезные овощи)»
Цель: формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывая картинку, разрезанную на 4 части. Действовать путем прикладывания. Воспитывать у детей внимание, усидчивость, настойчивость в выполнении поставленной задачи.
Подвижные игры
Подвижная игра «Листопад»
Цели: закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад», развивать внимание, память, закреплять знания о приметах осени.
Материал: осенние листья.
Ход игры
Педагог говорит: «Ребята! Все вы будете листочками, выберите листочек, который понравится: кто жёлтый, кто красный, кто большой, кто маленький».
Каждый ребёнок показывает и называет, какой листочек он выбрал по цвету и величине.
Педагог рассказывает: «Листья лёгкие, они медленно летят по воздуху. (Дети бегают и взмахивают руками).
Листопад! Листопад!
Листья жёлтые летят!
Кружатся красивые жёлтые листочки. (Действия выполняют дети с жёлтыми листочками).
Кружатся красивые красные листочки. (Действия выполняют дети с красными листочками).
Покружились и уселись на землю. (Дети приседают). Сели! Уселись и замерли. (Дети не шевелятся).
Прилетел лёгкий ветерок, подул. (Дует взрослый, за ним дети)
Педагог продолжает: «Поднялись листья разлетелись в разные стороны. (Дети разбегаются по площадке). Закружились, закружились, закружились!
Листопад! Листопад!
Листья по ветру летят!
Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю…листья»
По желания детей игра продолжается 2-3 раза.
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Цели: формировать умение ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь, друг на друга; приучать действовать по сигналу. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Улучшать психофизическое самочувствие малышей на основе радостных, эмоциональных переживаний.
Подвижная игра «У медведя во бору»
Цели: закреплять умение двигаться врассыпную, имитировать игровые движения, двигаться в соответствии с текстом.
Подвижная игра «Собери урожай»
Цели: физическое развитие ребенка и формирование его эмоциональной сферы.
Пальчиковые игры
Пальчиковая игра «Мы капусту рубим»
Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)
Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад) Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)
Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (энергично сжимаем и разжимаем кулачки) Мы морковку трем, трем! (2 раза) (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку) .
Пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять»
Вышли пальчики гулять, (шагаем пальчиками по столу)
Стали листья собирать, (собираем листики в ручку)
Красный листик,
Жёлтый листик,
Будем их сейчас считать (хлопаем в ладоши)
Сколько листиков собрали
Раз, два, три, четыре, пять! (загибаем пальчики)
Можно с ними поиграть (поднимаем руки вверх, делаем фонарики)
Пальчиковая игра «Грибы»
(ладонь сжата в кулак и по очереди отгибаем пальцы)
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы идём грибы искать (хлопаем в ладоши)
Этот пальчик в лес пошёл, (поочередно загибаем пальчики)
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё съел,
Оттого и растолстел.
Художественная литература
А. Блок «Зайчик»
Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки.
Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На жёлтые листочки.
Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капусту сняли,
Нечего украсть.
Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть.
Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится -
Неба не видать.
Только б потеплее,
Только бы посуше.
Очень неприятно
По воде ступать!
А. Босев «Дождь»
Тёплый дождик лил да лил,
Дело делал, не шалил:
Вымыл крышу у скворечни,
Вымыл ягоды-черешни.
Протянули мы ладошки,
Дождик их помыл немножко
З. Александрова «Дождик»
К нам на длинной мокрой ножке
Дождик скачет по дорожке.
В лужице – смотри, смотри! -
Он пускает пузыри.
Если лужицы нальются,
Так и хочется разуться,
Побежать и потрясти
В тёплом дождике кусты…
Дождь плясал по огороду,
Поливал на грядки воду,
Тучу - лейку перенёс,
Напоил в полях овёс.
Сохнут вымытые чисто
Лопухов большие листья.
Значит, очень хорошо,
Что сегодня дождик шёл!
К. Бальмонт «Осень»
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
Алексей Плещеев «Осень»
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
Ю. Тувим «Овощи»
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох.
Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох.
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох.
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох.
И суп овощной оказался не плох!
Русская народная сказка «Вершки и корешки»
Поехал мужик в лес репу сеять. Распахал землю, тут к нему медведь подходит и говорит:
- Ты зачем в моём лесу репу сеешь? Я тебя съем за это!
- Не ешь меня, - говорит мужик, - я с тобой поделюсь: тебе все вершки, а мне - корешки.
Согласился медведь.
Пришла осень, поехал мужик за репой, отдал медведю вершки, погрузил на телегу корешки и собрался на базар репу продавать. А медведь и говорит:
- Дай твои корешки попробовать. Попробовал и как зарычит:
- Обманул ты меня, мужик, твои корешки сладкие, в следующий раз я их себе возьму, а тебе вершки достанутся.
Согласился мужик, да посеял на следующий год пшеницу. Приехал собирать, а медведь его уже ждёт. Отдал мужик корешки, а сам поехал хлеб молотить. Грызёт медведь корешки - невкусно. Понял он что опять мужик его обманул, и запретил ему в лесу сеять. С тех пор мужик в поле сеет, а медведь в лесу мёд да малину собирает.