Татьяна Пряхина
Краткосрочный проект в старшей группе «Хлеб-всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: у современных детей нет понимания ценностного отношения к труду человека, работающего на сельскохозяйственном поле. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. По всему миру ни один прием пищи не начинается без хлеба. При этом современные дети часто не догадываются, какой долгий путь он проходит, сколько труда нужно приложить людям, чтобы хлеб появился у нас на столе. Бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, его вырастивших, должно прививаться с детства.
Вид проекта : групповой
Публикация «Краткосрочный проект в старшей группе „Хлеб-всему голова“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Срок реализации: 2 недели краткосрочный, познавательно-исследовательский.
Участники проекта : воспитатель и дети старшей группы, родители.
Цель проекта : формирование у детей представления о ценности хлеба.
Задачи:
Образовательные:
изучить историю возникновения хлеба;
познакомить детей со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;
расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека, и его
изготовлении.
Развивающие:
развивать познавательно – исследовательскую деятельность;
развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и
умозаключения.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;
воспитывать желание делиться полученными знаниями.
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Социально-коммуникативное развитие;
Художественно-эстетическое развитие.
Этапы проекта.
Подготовительный этап:
- определение объектов изучения;
- подбор семян злаков, предметов ухода, формочек для теста, ручной мельницы;
- подбор пословиц и поговорок, загадок о хлебе;
- определение уровня знаний детей о хлебе;
- постановка целей и задач проекта.
Основной этап.
Комплексно-тематическое планирование по теме проекта. Непосредственное
внедрение в совместную деятельность воспитателя и ребёнка всех
образовательных областей для реализации поставленных целей и задач по теме проекта.
Предполагаемый результат:
- понимание детьми ценности хлеба, важности труда хлебороба, комбайнера, пекаря.
- представление детей о технологии приготовлении хлеба.
1. Работа с родителями:
-Изготовление с детьми книжек-малышек (загадки, пословицы и поговорки, стихи о хлебе).
- Акция «Берегите хлеб»
- «Изготовление хлеба», «Хлебобулочные изделия».
Заучивание с родителями пословиц и стихов.
Посетить отдел хлебобулочных изделий в универсамах города
Предложить воспользоваться сетью интернет для расширения знаний детей о многообразии сельскохозяйственной техники;
Познание
Формировать представления о том пути, который проходит хлеб, чтобы появиться у нас на столе, о разнообразии хлебобулочных изделий.
Беседы:
«Как на наш стол хлеб пришел»;
«Кто такой хлебороб? Труд хлеборобов в старину и в современном мире»
«Хлеб всему голова! Традиции русского народа, связанные с хлебом»
«Что такое злаки и из чего пекут хлеб?»
«Какой бывает хлеб»;
«Пшеница – спутница и кормилица человека»
Рассказ воспитателя. История хлеба.
Очень часто мы слышим слова - «Хлеб всему голова!» Почему так говорят? Многие из нас не задумывались: «Что такое хлеб?»
- Я думаю, хлеб это не только те батоны, которые мы покупаем в магазине. - Наверное - это и мука, из которой пекут хлеб.
- А может быть это и поле, засеянное пшеницей или рожью.
- А что, если это другие изделия, выпеченные из муки.
Считается, что слово «хлеб» греческого происхождения, более 15 тыс. лет тому назад человек впервые стал собирать и выращивать хлебные злаки. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен. В каменном веке люди ели злаки в сыром виде, а затем они научились смешивать их с водой. С помощью камней зерна растирались в муку, из которой пекли пресные лепешки на раскаленных в огне камнях. Археологи установили, что первый хлеб был в виде каши; затем начали из каши выпекать лепёшки. Помимо зерновой каши, лепёшек наши предки научились отделять зёрна от колосьев и жарить их.
Греческие города имели уникальные рецепты и устраивали ярмарки и соревнования. Римская знать предпочитала белый пшеничный хлеб с добавлением молока, яиц и сливочного масла. В тесто добавляли сыр, лук, мак, мёд, орехи и множество других добавок. Люди среднего достатка ели хлеб из овсяной, ячменной, ржаной и просяной муки. Беднякам приходилось использовать муку из желудей. Именно в то время у слова «хлеб» появилось переносное значение: пища, основа жизни. В молитвах упоминается «хлеб наш насущный». До сих пор мы говорим: «зарабатывать на хлеб».
Во все времена хлеб очень высоко ценился и стоял в одном ряду с золотом и солнцем.
В России желанных гостей встречают «хлебом – солью». Гости должны поцеловать хлеб. Издавна на Руси существует обычай: на свадьбу мать жениха встречает молодых караваем – символом богатства и благополучия.
На протяжении многих веков социальный статус человека выражался в выборе сорта хлеба. Чем темнее хлеб – тем ниже положение. Это объяснялось тем, что мука высшего сорта производилась только из твердых сортов пшеницы, которую было сложно молоть, следовательно, мельники просили за нее более высокую цену. Сегодня хлебные предпочтения сменили полярность. Тёмные и зерновые сорта хлеба часто ценятся выше белых, как более полезные.
На заводе применяются автоматические линии. Тестомешалки приготовляют из муки тесто. Тесто разливают в формы, и подается оно по конвейеру в печь. Из печи вылетает румяный хлеб. На хлебозаводе готовят много вкусных изделий: булки, плетенки, батоны, плюшки, баранки. Торты и пирожные красиво украшаются кремом. Вот какой долгий и трудный путь проходит маленькое зернышко, прежде чем попасть к нам на стол.
Рассматривание: демонстрационного материала «Хлеб – всему голова»,
Просмотр видеофильмов:
«Как растет пшеница»;
«Труд комбайнера»;
«По секрету всему свету. Как получается хлеб».
Просмотр мультфильмов:
«Золотые колосья» белорусская сказка;
«История про девочку, которая наступила на хлеб». По мотивам сказки Г. Х.
Андерсена;
«Чудо – мельница!» русская народная сказка.
Чтение художественной литературы:
поддержать интерес к чтению художественной литературы, развивать умение находить в тексте ответы на заранее поставленные вопросы.
Укр. н. с. «Колосок»,
Р. н. с «Круть и Верть»,
Пришвин М. М
«Легкий хлеб».
Н. Самкова «О хлебе»
А. Мусатова «Откуда хлеб пришел»
рассказа Ю. Ванаг «Хлеборобы»,
Г. Юрминой «Комбайнер», Л. Вороновой «На дальнем поле».
Дидактические игры: «Назови профессию», «Какой хлеб?», «Четвертый лишний», «Что сначала, что потом», «Кто больше назовет хлебобулочных изделий», «Что с чаем, что с супом».
Исследовательская деятельность:
-Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса, хлебных кусочков разного состава.
Художественно – творческая деятельность:
- Театрализация русской народной сказки «Колобок».
-Лепка хлебобулочных изделий с детьми (печенье, пирожные, пряники).
- Аппликация «Паровозик с урожаем» (работа с крупой).
- Рисование «Золотые колоски».
Выводы: У детей повысился уровень знаний по данной теме. Дети получили новые знания о производстве хлеба и хлебобулочных изделий, о людям разных профессий связанных с выращиванием и выпечкой хлеба, что труд их нужен, но очень труден. Полученные знания окажут большое влияние на формирование у детей навыков толерантного отношения к людям разных профессий.
Итоговое мероприятие: Оформление мини-музея «Хлеб – всему голова!»