Деряева Юлия
Краткосрочный проект в средней группе «Осень золотая»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта – исследовательский, информационно – творческий.
Продолжительность – краткосрочный, 1 неделя.
Участники – дети, родители, воспитатели.
Возраст детей - средняя группа (4-5 лет).
Актуальность: познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы.
Публикация «Краткосрочный проект в средней группе „Осень золотая“» размещена в разделах
Сухомлинский В. А. писал: «Мир, окружающий ребёнка,- это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться».
Учитывая, что представление детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчиво, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой. Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. В нашей стране проблема охраны природы и рационального использования её ресурсов находится под пристальным вниманием. В целях совершенствования природопользования важно воспитывать подрастающее поколение первых лет жизни, любовь к родной природе, бережное и заботливое отношение к ней.
Осень – одно из богатейших времён года, сочетание красок, урожай, возможность выйти и наслаждаться видом и звуками природы. Правильно спланированные экскурсии и наблюдения позволяют обогатить детей знаниями и взаимосвязями, существующими в природе.
Метод проектов даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность.
Цель: создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей.
Задачи проекта :
• формировать основы экологической культуры дошкольников через проектную деятельность;
• воспитывать желание и умение сохранять окружающий мир природы;
• развивать умение видеть красоту окружающей природы, разнообразие её красок и форм;
• охранять и укреплять здоровье детей;
• расширять представления детей о деревьях и кустарниках;
• развивать диалогическую речь, вовлекать детей в разговор во время наблюдений.
Предполагаемый результат:
• расширятся знания детей об осени, её признаках и дарах;
• пополнится словарный запас;
• дети смогут устанавливать причинно - следственные связи между изменениями в природе, вести наблюдения за объектами живой природы;
• сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.
Подготовительный этап:
1. Определение темы, постановка цели и задач.
2. Определение методов и приемов работы.
3. Подбор методической и художественной литературы, дидактического материала.
4. Подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности.
5. Подбор материалов для творческого труда.
6. Изготовление дидактических игр.
7. Беседа с родителями о необходимом участии их в проекте.
Основной этап. На основном этапе была организована работа по разработке модели проектной деятельности по 5-ти образовательным областям.
План работы по осуществлению проекта «Осень золотая».
Беседа – «Листопад».
Цель: показать детям многообразие красок золотой осени.
Консультация для родителей «Как одеть детей осенью на прогулку»
Речевое развитие
Рассматривание иллюстраций об осени.
Словесные игры.
• «Опиши словами осень».
• «Осень в лесу».
• «Вспомни и назови».
• «Подбери действия».
Пальчиковая игра «Капуста».
Дыхательные упражнения.
• «Сдуй листок».
Цель: развивать речевое дыхание.
• «Листопад».
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
• «Дует ветерок».
Цель: развивать выдох. Активизировать мышцы губ.
Разучивание пословиц.
Осень - запасиха, зима - подбериха.
Осень хвастлива, а весна справедлива.
Осенью и воробей богат.
Загадывание загадок про осень.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это.» (осень)
Опустели наши грядки.
Огород и сад в порядке.
Ты, земля, еще рожай.
Мы собрали. (урожай)
Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Это просто. (листопад)
Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный. (дождь)
Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду. (лужи)
В сером небе низко
Тучи ходят близко,
Закрывают горизонт.
Будет дождь.
Мы взяли. (зонт)
Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет.
(Ветер)
Чтение художественной литературы.
• К. Бальмонт «Осень».
• К. Ушинский «Осенняя сказка»,
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевая игра «Убираем огород».
Дидактические игры.
«Найди такой же листок».
Цель: учить находить по образцу листья, закреплять названия деревьев.
«С какой ветки эти детки?».
Цель: закрепить знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников.
«Отгадайте что это за кустарник, дерево».
Цель: учить описывать предмет и узнавать по описанию, развивать память и внимание.
«Чудесный мешочек»
Цель: упражнять в угадывании наощупь фруктов и овощей
Настольно-печатные игры.
• «Времена года».
• «Деревья и кустарники».
• «Ягоды – фрукты»
Художественно-эстетическое развитие
Рисование.
• «Осень золотая».
Пластилинография
«Корзина с грибами»
Досуги и развлечения.
• «Осенний праздник».
• Просмотр мультфильма «Уроки тётушки совы. Осенние месяцы».
Подвижные игры.
«Листопад».
Цель: согласовывать движения сигналом воспитателя, закреплять цвета.
«К названному дереву беги».
Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева. Развивать быстрый бег.
«Такой листок лети ко мне».
Цель: развивать внимание, наблюдательность. Упражнять в нахождении листьев по сходству.
«Поймай листок».
Цель: развивать умение подпрыгивать на месте как можно выше.
Физкультминутки.
• Ветер.
Совместная работа родителей и детей
• Конкурс «Осенних поделок»
Результаты проектной деятельности :
• В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;
• На основе углубления и обобщения представлений об окружающем, процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас;
• Появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их;
• Узнали о пользе деревьев и кустарников;
• Большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.
Заключительный этап.
• Осенний праздник.
Приложение
Конспект прогулки в средней группе
"Листопад"
Цель:систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе.
Образовательные задачи:
• Продолжать учить детей воспринимать происходящие вокруг явления природы и события
• Познакомить детей с листопадом
• Расширяем словарный запас («Золотая осень», «Багряные листья»)
Развивающие задачи:
• Развивать внимание и наблюдательность
• Продолжать учить детей трудиться на участке осенью
• Обеспечить двигательную активность детей на прогулке
Воспитательные задачи:
• Воспитывать дружеские взаимоотношения
• Воспитывать бережное отношение детей к природе
• Воспитывать интерес к подвижным играм и здоровому образу жизни.
Ход прогулки
Воспитатель: Ребята посмотрите какой сегодня сказочный день, подойдите ко мне поближе я хочу загадать вам загадку.
Желтой краской крашу я
Поле, лес, долины
И люблю я шум дождя,
Назови -ка ты меня!
Осень! (ребята)
Ребята, по каким приметам мы узнаем осень. С чем она к нам пришла?
Ребята: - Осень пришла с дождями, падающими желтыми листьями.
Воспитатель: Ребята, идя утром в детский сад, вы заметили, что на деревьях стало меньше листвы, а под деревьями красиво краснеют, желтеют упавшие листья?
Ответы детей. Да.
Художественное слово:
Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной
До чего же он хорош
Где такой еще найдешь?
Без конца и без начала
Танцевать под ним я стала
Мы плясали как друзья
Дождь из листиков и я.
Воспитатель.
- Началась пора листопада: деревья теряют свой летний убор – листья высыхают, слабее удерживаются на ветках и опадают. Почему? Что их заставляет падать?
Ответы детей. Ветер
Сильный листопад случается в ветреную погоду. Почему? Чем сильнее ветер, тем больше опадает листьев.
Эксперимент.
Воспитатель: Рассматривает с детьми опавшие листья, обращаю внимание детей на величину листьев и их вес. Предлагает подкинуть листики вверх и посмотреть как они падают.
А как падают листья?
Ответы детей. Медленно кружась.
Давайте понаблюдаем за падением листьев. Действительно падают медленно. А почему, как вы думаете?
Ответы детей. Медленно падают, потому что легкие.
Ребята посмотрите, листочки упали, как будто разноцветный ковер! Давайте с вами возьмем листочки в руки и потрогаем их. Расскажите мне какие они?
Ответы детей - шершавые, сухие, желтые.
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся,
И под ногами шуршат, шелестят,
Словно опять закружится хотят.
Подвижная игра
Ну что же ребята, настало время поиграть.
Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Листопад»
Игра «Листопад»
Мы —листочки, мы —листочки, (дети стоят кружком, держа в руках
листочек)
Мы — осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
Дунул ветер — полетели. (разбегаются по дорожкам.)
Мы летали, мы летали — (бегают, помахивая листочками.)
Все листочки так устали.
Перестал дуть ветерок —
Все уселись в кружок. (садятся на корточки, листочки
держат над головой.)
Ветер снова вдруг подул (разбегаются по дорожке.)
И листочки с веток сдул.
Все листочки полетели (подкидывают листья вверх.)
И на землю тихо сели.
Воспитатель: спрашивает по окончанию игры:
-что мы сегодня наблюдали на прогулке?
Самостоятельная деятельность детей
По окончанию подвижной игры дети свободно играют под наблюдением воспитателя.
Воспитатель: «Прибираем игрушки»! Далее уводит детей с прогулки.
Пальчиковая гимнастика «Капуста»
Мы капусту рубим, Ритмичные удары ребром ладоней по столу.
Мы морковку трем, Трут ладони друг об друга.
Мы капусту солим, Указательный и средний палец трутся о
большой.
Мы капусту жмем. Хватательные движения обеими руками.
Мы капусту нарубили, Ритмичные удары ребром ладоней по
столу.
Перетерли, Трут ладони друг об друга.
Посолили, Указательный и средний палец трутся о
большой.
И набили плотно в кадку Удары обеими руками по столу.
Все теперь у нас в порядке. Отряхивают руками.
Конспект занятия по пластилинографии
"Корзинка с грибами"
Цели:
• формирование у детей обобщенного понятия о грибах;
• развитие умения находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет;
• закрепление знаний детей о свойствах пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму.
• учить детей лепить корзину с грибами раскатыванием из пластилина шариков
• закреплять умение классифицировать грибы (съедобные – несъедобные)
Оборудование: плотный картон (формата А4, набор пластилина, стека, доска для лепки, иллюстрации с изображением грибов, муляжи грибов.
Ход занятия:
Вначале я приготовила лист картона и нанесла эскиз корзинки с грибами простым карандашом.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Зверь пушной живёт в дупле,
Любит там сидеть в тепле,
Хоть дупло совсем не грелка.
Зиму там проводит — (Белка)
Воспитатель: Правильно, сегодня к нам в гости пришла белочка.
Воспитатель: Где она живёт? Ответ детей.
Воспитатель: Правильно - в лесу.
Воспитатель: Что она кушает? Дети отвечают. Верно, ягоды, грибы.
Воспитатель: Послушайте стихи о белочке О. Кисилева:
Сушит белочка на ветке
Гриб себе и гриб соседке.
А соседка ищет шишки
Для себя и для сынишки.
А подружке даст орех –
Хватит лакомства на всех!
Воспитатель: Вам понравилось стихотворение?
А, что белочка заготавливает на зиму? (Ответы детей)
Воспитатель: Дети, наша белочка пробегала, проскакала с ветки на ветку, заигралась совсем, не заметила что пришла волшебница-осень. Белочка совсем не сделала запасов на зиму, ни яблок, ни ягод, ни грибов.
Мне очень жаль белочку, давайте ей сделаем подарки - слепим корзинку с грибами.
Но для начала я вам загадаю загадки- подсказки, а вы попробуйте отгадать, как называются эти грибы. (Воспитатель загадывает загадки и одновременно демонстрирует иллюстрации)
Воспитатель:
Над грибами – главный,
Гладенький и славный.
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке. ( Ответ: белый гриб, боровик.)
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос яркий, как Петрушка,
Ядовитый… ( Ответ: мухомор.)
Воспитатель: Молодцы, отгадали все загадки!
Воспитатель: Теперь давайте решим, кто какой грибочек будет делать. У меня есть боровики, мухоморы и лисички. Выбрали? Молодцы!
Начнем делать гриб с ножки. У всех грибов они белые, а у лисички оранжевая ножка. Значит, нам понадобится белый пластилин и оранжевый. (Дети отрывают кусочек пластилина и размазывают по ножке гриба, а шапочки делают из маленьких шариков)
Воспитатель: Молодцы! Давайте, посмотрим, какие грибочки у нас получились?
Красивые, яркие, у всех шляпки разного цвета. Ребята, мы помогли белочке собрать грибы. (Ответы детей). У вас получились самые настоящие лесные грибочки.
Конспект занятия по рисованию «Золотая осень»
Цель: формировать умение создавать сюжетные композиции, закрепить представления о временах года, продолжать наблюдать за изменениями в природе осенью.
Задачи:
Образовательные: формировать представление о цветах, листьях и деревьях осенью.
Развивающие: развивать наблюдательность, мышление, познавательный интерес, внимание, эмоциональную отзывчивость, умение создавать сюжетную композицию.
Воспитывающие: воспитывать у детей бережное отношение к природе, интерес и любознательность.
Раздаточный материал: листы бумаги, краски, кисти, стаканчики с водой, тканевые салфетки, мольберт.
Ход НОД:
Воспитатель: В круг ребята становитесь,
дружно за руки не беритесь,
слушайте скорей загадку,
и скажите мне отгадку.
Загадка: Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели.
Если небо хмурится, если дождик льется.
Как это время года зовется?
- Осень.
- Да, ребята время года сейчас осень. И в природе произошли изменения.
- Какие изменения произошли в природе? (дожди, холодно, пасмурно)
- Люди как одеты? (тепло)
- Какая сегодня погода? (Облачная, и т. д.)
- Что случилось с деревьями? (листья пожелтели)
- Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Дети: повторяют названия осенних месяцев.
Воспитатель: Осенью немного холодает, но еще тепло. Солнце ярко светит. Дожди идут часто. Листья на деревьях начинают менять окраску. В садах и парках еще цветут цветы. В такую пору многие люди испытывают радость, любуясь красотой окружающего мира. Как приятно в это время гулять по дорожкам парка или в лесу! Листья шуршат под ногами. А какой чудесный воздух! Чем он пахнет?
Дети: Осенью пахнет опавшей листвой, осенней свежестью.
Воспитатель: Дети, послушайте стихотворение Е. Благининой:
Листья золотые падают, летят,
Листья золотые устилают сад.
Много на дорожках листьев золотых,
Мы букет хороший сделаем из них,
Мы букет поставим посреди стола,
Осень золотая в гости к нам пришла.
Физминутка: дети встают в круг:
Ветер дует нам в лицо, (машут перед лицом руками)
Закачалось деревцо, (машут руками наверху)
Ветерок все тише-тише, (приседают на корточки)
Деревцо все выше-выше (поднимают руки вверх).
Воспитатель: А теперь садитесь скорее на свои места, и мы с вами будем рисовать нашу волшебную осень. Какими красками мы будем рисовать осень?
Дети: желтыми, красными, зелеными, оранжевыми, голубыми.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: расскажите, какую осень вы нарисовали (ответы детей).
Вывешивание рисунков на стенде.
Воспитатель: посмотрите, какая красивая получилась осень на ваших рисунках. Каждый из вас передал красоту природы яркими красками и
выразил свое радостное настроение.
Вы молодцы!